Кризис - хорошее время для взросления бизнеса

Экономика и бизнес

На «круглом столе» «Осень-2015: как реагировать на изменения?» бизнес-форума «Рывок» эксперты обсудили текущую экономическую ситуацию в России и мире и способы существования в ней. Модератором площадки выступил Сергей Якимов, главный редактор газеты «Рабочий путь».

Исходные тезисы дискуссии таковы. МВФ считает, что экономика России сократится на 4% в 2015 году, и это относительно оптимистичный прогноз. По данным Европейского банка реконструкции и развития, сокращение составит 4,5%. Рецессия продолжится и в 2016 году, составив 1,8%. Пройдя через существенный спад, в дальнейшем Россия может столкнуться с длительным периодом замедленного роста либо стагнации. Эти явления не обходят стороной и Смоленщину. Как в такой ситуации нужно себя вести предприятиям? Участники «круглого стола» попробовали найти ответы на этот вопрос.

Генеральный директор группы компаний «ОЛАКС» Олег Аксенов отметил, что секрет успеха в нынешних условиях - найти свою нишу на рынке. В АПК это, например, выращивание рапса, гречихи. Конечно же, нужно совершенствовать технологии, хотя сейчас это и особенно сложно. Также необходимо создать правильную мотивацию для коллектива - это один из факторов, которые позволяет «ОЛАКСу» успешно работать.

С Аксеновым солидаризировался Николай Шумейко, гендиректор ОАО «Смоленское» по племенной работе. Он сказал, что условия для АПК сейчас уникальные - санкции дали отрасли карт-бланш. Три кита успешной работы, по его мнению: кадры, понимание рынка, технологии. Его предприятию как раз в кризис удалось реализовать успешный проект по установке молокоматов в областном центре, что повысило рентабельность производства за счет отказа от услуг перекупщиков.

По мнению Олега Ромашкова, управляющего директора Смоленского полиграфкомбината, сейчас особенно важен хороший маркетинг. В частности, благодаря активной работе с крупнейшими издательствами страны, предприятие сейчас выпускает каждый второй учебник в России.

Вениамин Потапов, председатель Совета директоров группы компаний «МЕТРУМ ГРУП», отметил, что любой кризис в первую очередь бьет по строительству. По понятным причинам падает спрос на жилье. Но, по мнению Потапова, квартиры лучше всего покупать именно в кризис, даже с учетом подорожавших кредитов. Это оптимальный способ сохранить сбережения, когда ситуация с валютным курсом непредсказуема. Тем более что застройщики, вопреки падению курса рубля, нашли возможность снизить стоимость жилья на 10 - 15%. Это стало возможным за счет минимальной импортозависимости отрасли - доля ввозных комплектующих в ней невелика (в основном это котлы, сантехника, электрика).

Геннадий Яковлев, замначальника регионального департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, акцентировал внимание собравшихся на важности такого фактора, как управление информацией. Сейчас «все меняется настолько быстро, неожиданно и непредсказуемо, что без связи с внешним миром предприятие может даже не увидеть, в какой оно ситуации. Мы в последнее время и покупаем, и продаем через Интернет. Уже нет того реального видимого, конкретного покупателя и продавца. Этим инструментом нужно пользоваться».

По мнению участников «круглого стола», кризис дает возможность начинающим предпринимателям закрепиться на рынке. Среди мер, применяемых для стабилизации ситуации, Геннадий Яковлев выделил индустриальные парки.

«По сути дела, это особые экономические зоны, которые дают преференции тем, кто хочет, кто имеет возможности и кто понимает, что кризис - хорошее время, чтобы на этих площадях, этих территориях развить свой бизнес. Это хорошее время для взросления бизнеса, особенно малого».

Но нужно найти оптимальную экономическую модель нового дела и «правильную» нишу. Так, предприятие Олега Аксенова, найдя правильную нишу, стало номером один в бизнесе по отливке памятников в России.

При этом предприниматель Дмитрий Ягодкин считает, что нам при определении точек роста не стоит стремиться «замещать» то, что мы заведомо сделаем не очень хорошо, - нужно акцентироваться на «прорывных» вещах.

СКАЗАНО

Алексей Мирский, генеральный директор ООО «Фестальпине Аркада Профиль»:

- В любой кризис государство старается инвестировать в какие-то проекты, инфраструктуру, для того чтобы придать динамики развитию экономики. У меня, например, была идея поставить в каждом смоленском дворе турник и брусья. Давайте попробуем, чтобы люди росли здоровыми и были хорошим кадровым резервом для наших предприятий. Наше предприятие готово для этого поставить отходы практически по цене металла.

Сергей Павлюк, генеральный директор предприятия «Смит-групп»:

- Кризис проявляется, прежде всего, в снижении спроса на товары со стороны граждан и государства. Как из этой ситуации выходить - пока что я ни от кого не услышал. Я имею в виду президента, правительство и т. д. Мы говорим об удорожании кредитов. На самом деле инфляция и изменение курса (рубля) отстают от банковского процента, который фактически отрицательный. Поэтому сейчас на самом деле тем выгодно брать кредиты, кто в состоянии обеспечивать свою финансовую стабильность. Потому что, взяв их и наткнувшись на падение спроса, можно попасть в ловушку - это нужно понимать.

Я не считаю, что у нас экономический кризис. Сегодняшняя ситуация связана с исчерпанием действующей политико-экономической и социальной модели. Многие вопросы, на которые почему-то теперь открылись глаза, были очевидны. Это и перекос в сырьевую сторону, и несовершенство механизмов, стимулирующих рост регионов. Ведь, кроме пиар-дивидендов, руководители субъектов Федерации не получают ничего от социально-экономического роста. Так устроен Бюджетный кодекс, так устроено распределение бюджетных средств.

Кризис будет продолжаться до тех пор, пока социально-экономическая и политическая модель не будет изменена. Либо не устареет настолько, что ее кто-нибудь изменит.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров