Руфат Табасаранский: «Нам важно быть аккуратными в войне санкций»

Экономика и бизнес

В то время как всеобщее внимание привлечено к продуктовым прилавкам в связи с войной санкций, в Смоленской области складывается холдинг, который будет заниматься производством и глубокой переработкой сельхозпродукции. Что происходит на этом рынке, как макроэкономика влияет на бизнес и какие перспективы открываются перед российским АПК, «Рабочему пути» рассказал Руфат Табасаранский, Председатель Совета директоров ОАО «Смоленский комбинат хлебопродуктов».


Об интеграции

- Руфат Юсифович, сейчас многие местные бизнесмены стремятся найти для вложений менее хлопотные ниши с гарантированной стабильной прибылью, например, строительство торговых центров. Вы же обращаетесь к сфере, которую у нас традиционно принято считать рискованной. Почему?

- Развитие бизнеса должно подчиняться определенной логике. Мы сейчас выстраиваем вокруг Смоленского комбината хлебопродуктов вертикальную структуру, которая со временем будет представлять из себя полноценный агрохолдинг. Помимо Смоленского КХП, предприятия, специализирующегося на выпуске комбикормов, в его состав входит птицефабрика «Сметанино», производящая товарное куриное яйцо и сопутствующую продукцию – мясо суповой курицы, яичный меланж, а также консервы. Кроме того, в конце 2013 года мы приобрели активы мясокомбината «Смолмясо», который занимается глубокой переработкой мяса, выпуском консервной продукции, а также убоем птицы. Сохранено и возрождается имя, известное и далеко за пределами Смоленской области. Кроме того, приобретены активы бывшей Дивинской птицефабрики, на базе которой создано новое предприятие, «Сметанино-бройлер». Первый этап реконструкции займет примерно два года, второй планируется на 2017-2018 годы. Таким образом, компания будет представлять собой многопрофильный холдинг по выпуску комбикормов, птицеводческой продукции, глубокой переработке свинины и говядины. Процесс его формирования, думаю, завершится в течение ближайших четырех-пяти лет, затем будем работать над усилением созданных брендов и увеличением их рыночной доли.

Изначальная идея заключалась в том, чтобы создать под себя потребителей комбикормов, которые были бы интегрированы с нами. Ведь работа со сторонними клиентами несет в себе определенные риски: платежеспособность покупателей, жесткая конкуренция, стремление потребителей комбикормов к строительству собственных комбикормовых производств. К тому же, Смоленск удален от зерновых регионов, соответственно, в стоимости продукции присутствуют расходы по транспортировке зерна, и, чем больше степень переработки продукции, тем меньше доля этих транспортных расходов. Поэтому в вертикальной интеграции с потребителями комбикормов и переработчиками сельхозпродукции мне видится путь повышения устойчивости и конкурентоспособности компании в целом.

О мясокомбинате

- «Смолмясо» в последние годы испытывало много проблем. В каком состоянии находятся производственные мощности?

- В нормальном рабочем состоянии, часть оборудования вообще мало использовалась. Нами запланирована модернизация части оборудования в целях снижения энергозатрат, автоматизации части производственных процессов. Устанавливается современная линия убоя птицы. В общей сложности сумма инвестиций на первом этапе составит около 70 млн.руб.

- В лучшие времена здесь работало несколько сотен человек. А сейчас?

- Около 130 человек. Некоторые остались, кто-то уходил на другие предприятия и вернулся. По мере наращивания объемов производства создаем новые рабочие места.

- Из розничной сети, которая была у «Смолмяса», практически ничего не осталось. Собираетесь ли создать новую?

- Не совсем так, часть магазинов сохранилась. Розничная сеть у нас выделена в отдельную компанию, в которую вошли действующие магазины птицефабрики «Сметанино», магазины «Смолмясо», а также появляющиеся новые розничные точки с объединенным названием «Смолмясо»-«Сметанино». Несколько торговых точек уже открыто.

О ситуации в АПК

- Один из прежних руководителей области говорил, что сельское хозяйство у нас – черная дыра, и нет смысла вкладывать в эту отрасль бюджетные средства. Насколько она перспективна для вложения частных инвестиций?

- Здесь нужно понимать, о какой подотрасли сельского хозяйства идет речь. Земледелие, растениеводство – это одно. Сфера, в которой мы работаем, менее рискованная. При условии интеграции, о которой мы говорили выше, мы немногим уступаем, допустим, Брянску или Воронежу.

- А что с рынками сбыта?

- Продукцию птицефабрики «Сметанино» в основном поставляем в Москву и Подмосковье. Так сложилось - мы удачно заключили контракт с одним из крупнейших федеральных ритейлеров в начале пути, когда реанимировали предприятие, и сегодня продолжаем успешно сотрудничать. Потом даже увеличили объемы поставок, и сейчас нам не хватает продукции. Расширение производства товарного куриного яйца птицефабрики «Сметанино» - насущный вопрос, но сейчас ресурсов компании для инвестиций в этом направлении недостаточно. В «домашнем» для нас Смоленском регионе мы реализуем процентов 25-30 всей продукции птицефабрики. Что касается мясокомбината, то, наоборот, пока это в основном Смоленская область.

Проект «Сметанино-бройлер» после первых двух этапов реконструкции рассчитан на выпуск 15-16 тыс. тонн мяса птицы. Это закроет потребности Смоленской области целиком. Но и здесь мы, конечно, рассчитываем также на Москву и Московскую область. Вообще бройлерный рынок, несмотря на то, что уже достаточно насыщен, находится на подъеме. Из-за повышения цен на свинину и говядину часть промышленных потребителей переключилась на переработку более дешевого сырья – мяса птицы.

- Сейчас Россия находится в оппозиции к значительной части западного мира. Какие у вас, если так можно выразиться, планы на санкции? Как на ваш бизнес может повлиять запрет на импорт сельхозпродукции из ЕС и США?

- Нельзя сказать однозначно. Конечно, введение антисанкций уменьшило объем предложения на российском рынке, особенно по мясу, что вызвало рост цен. Для мясокомбината как для предприятия, занимающегося переработкой, это минус. На птицефабрике «Сметанино», часть продукции которой - мясо птицы, это должно сказаться, наоборот, благотворно.

Если говорить в целом, политическая напряженность уже привела к удорожанию кредитных ресурсов – банки менее охотно рассматривают инвестиционные проекты. Это минус с точки зрения развития, расширения. Но в краткосрочной перспективе компании, которые создали мощности и имеют действующий бизнес, выиграют.

Говоря об «антисанкциях», хотел бы отметить еще один момент. Здесь нам важно не «заиграться», быть аккуратными к собственному рынку. Россия критически зависит от поставки племенного материала, в частности, в птицеводстве, с Запада – из ЕС и США. Усиление войны санкций и возможное прекращение поставок инкубационного яйца приведет к обрушению нашей птицеводческой отрасли, к остановке производства. Поэтому нельзя перегнуть палку. С другой стороны, такая критическая зависимость, наверное, могла бы подтолкнуть Минсельхоз к увеличению господдержки для проектов, которые ориентированы на импортозамещение в этой части.

- Какая сейчас конъюнктура на зерновом рынке? У нас традиционно, когда урожай хороший, цены падают, и аграрии работают едва ли не себе в убыток, и на следующий год вынуждены уменьшать посевные площади...

- В этом году цены на зерно сильно просели. Если тонна фуражной пшеницы урожая 2013 года еще недавно стоила около 10-10,5 тыс. рублей с доставкой в Смоленск, то на пике уборки - 5,8-6 тыс. рублей. Для птицефабрики «Сметанино» это хорошо. Все четыре года с момента реконструкции мы существовали в условиях высоких или аномально высоких цен на зерно. Например, в прошлом году на пике цен тонна фуражной пшеницы стоила 13-13,3 тыс. руб. В это тяжелейшее время многие животноводческие, птицеводческие компании обанкротились, ушли с рынка.

- Как падение цен на зерно может сказаться на регионе в целом?

- На наших предприятиях, как я уже сказал, это сказывается положительно. На производителях зерна, конечно, отрицательно, потому что падение цен на 40 процентов нечем компенсировать.

- А на ценах не хлеб?

- На рынке продовольственной пшеницы и хлебопекарной муки мы не работаем с 2010 года. Возможно, что это приведет к каким-то корректировкам цен на хлеб. Каким, сказать не берусь.

О макроэкономике

- В какой мере ощущает на себе предприятие макроэкономические трудности? Сейчас говорят о стагнации, даже рецессии в России, растут банковские ставки.

- Стагнация в экономике налицо. Рост цен, при том, что доходы потребителей не увеличиваются, приводит к изменениям в рационе питания. Люди отказываются от более дорогих продуктов в пользу более дешевых. В частности, некоторый рост рыночных цен на куриное яйцо этим летом, на мой взгляд, объясняется именно этим – переходом потребителей на более дешевый белок. А подорожание свинины сказалось на стоимости мяса птицы, поскольку оно следующее по цене.

- Существует стереотип, что белорусское – значит без консервантов, экологически чистое. Сейчас чувствуется давление на рынке со стороны производителей из братской республики?

- На мой взгляд, это мифология, что белорусское все натуральное, а российское – нет. И мне совершенно непонятна наша политика в отношении Белоруссии, как экономического партнера. Поставлять туда нашу продукцию мы не можем - для нас практически закрыт рынок комбикормов под предлогом борьбы с африканской чумой свиней. С другой стороны, нам не разрешают приобретать там сырье. Казалось бы, рядом крупный производитель зерна – Витебская область. Но мы не можем его там купить, поскольку это жестко администрируется чуть ли не на уровне правительства Белоруссии. Опять же, возвращаясь к санкциям, во всеуслышание было заявлено, что импортная продукция с Запада все равно будет поступать через РБ – как-то там перерабатываться и поставляться в Россию. Какова экономическая выгода для нашего государства от экономического сотрудничества с Белоруссией, для меня большая загадка. А приграничные с Белоруссией Смоленская область, или, например, Псковская область – первые жертвы такой политики. Это совершенно нечестные условия работы, которые обессмысливают таможенный союз в части сельского хозяйства.

Хотя в последние годы давление несколько ослабло. Если брать рынок куриного яйца, раньше белорусские производители демпинговали на российском рынке. Это приводило к экономически необоснованному падению цен. Теперь ситуация несколько улучшилась.

- Что думаете об административных рычагах в борьбе с ростом цен?

- Птицефабрику «Сметанино» осенью 2013 года дважды проверяла федеральная антимонопольная служба. Но тогдашний рост цен был экономически обоснован - я вам называл цены на зерновые. Сговора не нашли, да он здесь и невозможен, потому что рынок куриного яйца очень фрагментирован. Наверное, три-четыре компании в состоянии договориться между собой, а сотни – едва ли. С тех пор цены упали естественным образом, что лишь подтверждает правоту моих слов.

Что касается готовой мясопродукции, ее себестоимость напрямую зависит от цены закупаемого сырья. Рентабельность этого бизнеса невысока, где-то в районе 5-10 процентов. Подорожание мяса неизбежно приводит к пересмотру цен на готовую продукцию. Из-за борьбы с африканской чумой свиней, уничтожения поголовья свиней в личных подсобных хозяйствах, и, наконец, антисанкций, практически вся маржа в мясной отрасли переместилась в свиноводство. Упреки в адрес мясопереработчиков в повышении цен совершенно необоснованны – на этом рынке очень жесткая конкуренция.

О спортивном и о личном

- Недавно «Смолмясо» стало генеральным спонсором футбольной команды «Днепр». Это следствие вашей любви к спорту или маркетинговый ход?

- Для себя мы выстраиваем такую логическую цепочку: футбол – это спорт, спорт – это здоровье. Ассоциацию между продукцией «Смолмяса» и здоровьем мы хотели бы донести до покупателя этой программой поддержки футбола. Кроме того, «Днепр» - спортклуб, который так же, как мясокомбинат, находится в непростой стадии возрождения. В данном случае две обновляющиеся организации – в одном случае спортивная, в другом – коммерческая - объединили усилия для взаимной поддержки.

- Какие условия взаимодействия определены?

- Договором о спонсорской поддержке предусматривается размещение логотипов на автотранспорте, на стадионах во время игр, на спортивной форме, на постерах, во время пресс-конференций. Объем спонсорской помощи мы не разглашаем, она пойдет на развитие детского спорта.

- Футбольная команда на комбинате есть?

- На уровне идеи мы обсуждали – создать на каждом предприятии команду и проводить между собой турнир. Но пока до воплощения дело не дошло - много сил приходится тратить на развитие бизнеса.

- В следующем году в регионе состоится ряд крупных выборов. Нет ли у вас политических амбиций?

- Никакого призвания к политике или политических амбиций совершенно не испытываю. Понимаете, конечной целью политической деятельности является служение обществу, людям, своей стране, как бы высокопарно это не звучало. Немаловажна еще и возможность проявить свой опыт, знания, способности. Для этого совсем необязательно заниматься политикой. Например, радость от творческой самореализации я в свое время думал испытать от занятий наукой. Моя профильная специальность – инженер-физик, образование я получал в Московском физико-техническом институте, диплом защищал в Институте химической физики РАН. К сожалению, российская наука оказалась в 90-е годы в тяжелейшем кризисе, и применить себя в этой сфере не получилось. Зато открылись возможности в менеджменте, в бизнесе. И многие, так же, как и я, ушли в свободное плавание. Истинное предпринимательство, на мой взгляд, заключается не в краже каких-то бюджетных или нефтегазовых денежных потоков, а в возрождении умерших предприятий или в создании новых. Поверьте, это очень тяжелый труд, изматывающий эмоционально и физически, но это лучшее, что предприниматель может сделать для страны, региона, в котором он живет и его жителей. Радость от первой выпущенной продукции, от первого заключенного контракта, первой выручки, даже, выражусь прозаичней, от выхода из убытков и от первой прибыли, для предпринимателя - лучшая награда.

- В плане возрождения предприятий предстоит на Смоленщине сделать много. С одной стороны, открываются новые, с другой закрылось несколько крупных заводов.

- Ну, что могу сказать… Это капитализм и жестокие законы конкуренции. Одни предприятия совершают ошибки и уходят с рынка, другие, наоборот, появляются и успешно развиваются. Никаких гарантий рынок не дает никому.


Автор: Николай Медведев







Загрузка комментариев...
Читайте также
18 минут назад
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
Новости партнеров