Абел Аганбегян: «Списывать долги регионам - это путь советских времен»

Экономика и бизнес
Абел Аганбегян: «Списывать долги регионам - это путь советских времен»
 
Известный ученый-экономист - о путинском НЭПе и налоге на «старье», а также о том, почему хорошо, что Крым наш и как регионы смогут расплатиться с долгами.
30 июня в КВЦ имени Тенишевых в Смоленске доктор экономических наук, академик РАН в рамках партшколы прочитал лекцию для регионального актива «Единой России». Ее тема «Социально-экономическое развитие России. Итоги и перспективы». Абел Гезевич - частый гость на Смоленщине, в этот раз приехал по приглашению секретаря регионального отделения «ЕР» Игоря Ляхова и президента регионального фонда поддержки партии «Единая Россия» Святослава Масютина.

О рецессии
В 2013-2014 году страна перешла от весьма умеренного экономического роста к стагнации, то есть к развитию на практически нулевом уровне. Потому что ряд макроэкономических показателей стал сокращаться. В первые месяцы этого года в России упали реальные доходы населения, которые даже в кризис немного росли, сказал Аганбегян.
Есть достаточно мощные силы, которые тянут нашу экономику к нулевому уровню. «Главная причина: в кризис коренным образом изменились условия нашего экономического роста. До этого мы росли за счет большого прироста инвестиций (в среднем 13 процентов в год). В кризис инвестиции сократились, и только в 2012-м они перевалили уровень 2008 года. Поэтому никаких серьезных заделов мощностей в это время не сделано, а 2013 год определяется инвестициями 2009-го года.
Ситуацию усугубили санкции против России. «Это не ахти какая сильная мера, не то что она подорвет нашу экономику, но на 1-2 процента она снижает наши темпы».
Не льет воду на нашу мельницу устаревшая материально-техническая база. «В целом по России износ фондов приближается к 50 процентам. Устарелость фондов ведет к высоким издержкам, низкому качеству продукции. На старых фондах нельзя осваивать новые изделия, старые фонды требуют больших средств на капитальный ремонт и обслуживание, они больше простаивают и т.д.»
Тянет вниз и «уродливая структура нашего народного хозяйства, где преобладают топливно-энергетические отрасли и сырьевые- производство полуфабрикатов, материалов. В структуре экспорта эти отрасли занимают 85 процентов». Федеральный бюджет на 48 процентов формируется из нефтегазовых доходов. Зависимость от цены барреля делает неустойчивым, рискованным наше развитие и требует очень больших резервов, которые должны лежать без дела.
Притом что мы добываем астрономическое количество нефти - 510 млн. тонн, в мировые лидеры по ее запасам Россия не входит. По этому показателю нас превосходят Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла, Канада и даже маленький Кувейт.
«Сейчас США стали добывать так называемую сланцевую нефть, и с 350 млн. тонн увеличили добычу до 450 млн. и хотят, видимо, через несколько лет выйти на первое место в мире, обогнав нас. Поэтому нет оснований думать, что цена на нефть будет расти, как это было до кризиса, и толкать нашу экономику вперед. Дай бог, чтобы она была стабильной и хотя бы не влияла негативно на наш экономический рост».


Как слезть с нефтегазовой иглы
Ответ на этот вопрос сформулировал Владимир Путин в програмной речи на Петербургском экономическом форуме, где «выдвинул принципиально новую экономическую политику для России. Смысл этой политики в стимулировании экономического роста, переходе к форсированным инвестициям, чтобы осуществить технологическую революцию, которой в России не было последние полвека», - сказал Аганбегян.
«Главный его тезис: нужно обеспечить широкий доступ к дешевым инвестиционным ресурсам... Сейчас в России в основном кредиты короткие, в крайнем случае вам дадут на три года, но под очень высокий процент.... Для конечного потребителя инвестиций, то есть для предприятия, процентная ставка ни в коем случае не должна быть выше уровня инфляции плюс один процент. А уровень инфляции в России в 2012 году был 5 процентов, в этом году ожидается около 6 процентов. То есть это максимум 7 процентов, а не 12. А у Центрального банка 7,5 процента - сама низкая ставка, по которой он дает кредиты коммерческим банкам. А те накручивают еще свою маржу».
Владимир Владимирович выделил еще идею импортозамещения - нужно в составе экспорта ежегодно увеличивать не менее чем на 6 процентов сумму неэнергетических товаров. По мысли Путина, нужно начать строительство новых предприятий. И чтобы это поощрять, нужно освободить от налогообложения инвестиции, которые на это пойдут.
Сейчас у нас в год заменяется 0,7 процента основных фондов. Путин предложил в 2015 году провести их всеобщий учет, и для тех предприятий, где оборудование явно устарело, повысить налоги, чтобы принудить их «выкинуть старье».
Особое внимание президент уделил улучшению инвестклимата. Чтобы коренным образом улучшить условия ведения бизнеса в России, нужно изменить 160 законодательных актов. Глава государства поставил задачу в этом году все их принять, чтобы с января 2015 года действовали принципиально новые условия, не ставящие преграды инвестициям. Кроме того вводится специальный рейтинг субъектов РФ, и в соответствии с ним будет оцениваться успех работы властей, сказал Аганбегян.
«Довольно большая программа выдвинута президентом. Интересно, что он выступил 25 мая, но еще 14 мая подписал указ, где все это написано и даны поручения - по каждому пункту, который он огласил, которые нужно выполнить в крайне сжаты сроки. Теперь все зависит от того, как будет организована эта работа. Но, судя по той строгости, которую проявляет президент к выполнению своих майских указов 2012 года - несколько министров были сняты за невыполнение - думаю, что такой же спрос, если не больший, будет предъявлен к этим важнейшим вопросам»


О присоединении Крыма
«Присоединение Крыма - выдающееся событие, которое всколыхнуло наш народ. Есть организация, которая ведет мониторинг, каждый месяц она все слои населения опрашивает - что изменилось. После присоединения Крыма все показатели удовлетворенности российского населения пошли вверх. Резко вырос не только рейтинг президента, но и правительства, думы - всех». Люди перестали сосредотачиваться на негативе - росте цен и так далее. Судя по цифрам - рецессия, ситуация не улучшилась, а по данным исследования в восприятии людей - наоборот. Этот феномен связан с восстановлением исторической справедливости, которая важнее для российского народа, чем материальные блага.
«Нам придется вложить в Крым большие деньги, он в ужасном состоянии». Кроме того, он отрезан транспортно: только строительство переходов через Керченский пролив - железнодорожного, автомобильного обойдется в полтриллиона рублей (Это в 12 раз больше объема консолидированного бюджета Смоленской области на 2014 год. - «РП»). Также нужно восстановить промышленность, обеспечить полуостров водой, подтянуть уровень выплат до российского (там средняя зарплата 12 тыс. рублей, у нас - 29 тыс., средняя пенсия 5 тыс., у нас 11 тыс.).
"Но Крым - район очень эффективный с точки зрения перспектив... Там отдыхало когда-то по 11 млн. человек в год. В последние годы - 6 млн. В этом году, наверно, будет 3 млн., как показывают прогнозы. Крым - это жемчужина, со времен Рима считается местом благоприятным для жизни. Плюсы от присоединения Крыма несоизмеримо больше минусов. Крым - из области стратегических вещей, которые не надо считать в деньгах", - резюмировал Аганбегян.


Про закредитованность регионов

Отвечая на вопрос, чем чревата закредитованность регионов, ученый сказал, что ситуация «во многом связана с тем, что министерство финансов пытается разгрузить тяжелый федеральный бюджет и сбросить часть функций на регионы, прежде всего по выполнению майских указов президента, оказывая меньшую помощь, чем нужно просто из-за отсутствия средств в федеральном бюджете. Ничего страшного. В.В.Путин дал команду предоставить более выгодный бюджетный кредит. Дальше, если будет развернута работа по форсированию инвестиций, по стимулированию экономического роста, то регионы, естественно, тоже вырастут. Экономика перейдет от стагнации к оживлению, а потом и к подъему в 20-е годы, и субъекты потихоньку расплатятся. Ничего такого трагического в этом нет. Но ряд регионов находится в опасной зоне, и надо соизмерять свои потребности с возможностями. И жестче ставить вопрос перед центральным руководством, если эти долги связаны не с плохой работой региона, а с объективными обстоятельствами. Не думаю, что эти долги могут быть списаны. Это путь советских времен. Ни при каких обстоятельствах их нельзя списывать, если они законны. Но можно облегчить это бремя, заменив дорогие кредиты дешевыми, удлинив сроки выплаты».
Николай Дементьев, председатель бюджетного комитета облдумы уточнил: «Администрация под руководством Алексея Владимировича Островского как раз этим и занимается. Мы уже заменили на сегодняшний день 12 млрд. коммерческих кредитов на бюджетные. Наша задача заменить оставшиеся 6 млрд. Тогда будет совсем другая расстановка и совсем другие проценты». За счет разницы в процентах (по коммерческим кредитам - около 10, по бюджетным их планируется снизить примерно до одного) регион сможет экономить каждый год до миллиарда рублей, сказал Дементьев.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров