Как повысить эффективность бюджетного процесса

Экономика и бизнес
Бюджетное устройство Российской Федерации организовано в соответствии с нормами-принципами, которые определяют действующую модель управления общественными финансами и являются обязательными для исполнения всеми субъектами бюджетного процесса.
По степени влияния на качество и результативность бюджетного процесса на стадии кассового исполнения можно выделить три основных принципа – полноты отражения доходов и расходов бюджетов, гласности (прозрачности) и единства кассы. Указанными нормами и руководствуются органы Федерального казначейства.
Провозглашенный на бумаге принцип должен быть подкреплен действиями по его выполнению. И в последние годы многое сделано для приведения существующей практики в соответствие с государственными требованиями к качеству бюджетного процесса. Важнейшим шагом на этом пути стало закрепленное Бюджетным кодексом РФ с 1 января 2006 года казначейское исполнение бюджетов.
До 2006 года казначейство осуществляло кассовое исполнение только федерального бюджета. Но с января 2006 года его наделили и функцией кассового исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Таким образом, создана финансовая система, при которой все бюджетные потоки проходят через счета, открытые органам Федерального казначейства. Это существенно упорядочило бюджетный процесс, позволило полно и единообразно на всей территории России выполнять его основные принципы, а главное - предоставило возможность органам государственной власти всех уровней иметь первичную, достоверную информацию о совокупных денежных ресурсах и обо всех направлениях их расходования бюджетной системы страны в целом и каждого бюджета в отдельности.
  Региональные и местные бюджеты – самостоятельные уровни бюджетной системы. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления наделены независимостью при осуществлении бюджетного процесса, определении формы и направлений расходования средств, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых происходит за счёт субсидий и субвенций из бюджетов других уровней, имеющих строго целевой характер.
С января 2006 года действующим законодательством предусмотрено два варианта кассового обслуживания региональных и местных бюджетов: через открытие счета бюджета финансовым органам и счетов распорядителя и получателя средств бюджетов  в территориальном органе Федерального казначейства. На Смоленщине областной и местными администрациями избран первый вариант. Три года назад такой выбор был вполне оправдан, потому что соответствовал уже привычной практике работы муниципальных образований. Но в процессе реформирования местного самоуправления и бюджетного процесса  муниципальные образования уровня поселений наделяются все большей самостоятельностью, в том числе в части распоряжения средствами бюджетов, что дает им возможность пересмотреть действующий порядок кассового обслуживания.
В более 40 регионах Российской Федерации муниципальные образования уже активно используют второй вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов посредством открытия лицевых счетов (главным) распорядителям и получателям местных бюджетов в органах Федерального казначейства, и преимущества такой работы подтверждены на практике. Существенно улучшается качество планирования и расходования местных бюджетов, т.к. исполнительные органы муниципальных образований и сельских поселений могут получить оперативную информацию о кассовых операциях со средствами подведомственных бюджетов. Значительно ускоряется и процесс прохождения бюджетных средств, что особенно актуально во время финансового кризиса.
Органы региональной и местной власти могут самостоятельно определять наиболее оптимальный для себя вариант кассового обслуживания бюджетов. А органы Федерального казначейства призваны создать условия для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъекта и местного самоуправления.
И для того чтобы обеспечить администрации области, городов и районов полной информацией об исполнении бюджетов, УФК по Смоленской области ежедневно формирует и направляет финансовым органам с помощью системы электронного документооборота порядка 130 отчетных форм, а для подтверждения достоверности данных Управление ежемесячно представляет 40 сводных форм по кассовым поступлениям и выбытиям. Все формы направляются финансовым органам своевременно, в сроки, установленные Регламентами.
Ежедневная и ежемесячная информация о кассовых поступлениях и выплатах в разрезе кодов бюджетной классификации РФ, облегчает ведение финансовыми органами бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, позволяет вести оперативный учет, анализ и контроль операций, совершаемых на лицевых счетах финансовых органов, контролировать наличие остатков на счетах, более рационально планировать и организовывать исполнение бюджетов. Эти сведения позволяют своевременно выявлять возникающие расхождения в учете и оперативно принимать решения по их устранению, что значительно облегчает работу финансовому органу и позволяет ему владеть точной информацией по исполнению бюджетов.
С января 2010 года органы Федерального казначейства Смоленской области,  помимо кассового обслуживания лицевых счетов финансовых органов, будут напрямую сотрудничать с участниками бюджетного процесса регионального и местного уровней в части предоставления трансфертов из федерального бюджета. В соответствии со статьей 12 закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в 2010 году операции со средствами в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, будут учитываться на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства. Это значит, что в 2010 году для расходования средств, поступающих из федерального бюджета в бюджет Смоленской области в виде субсидий и субвенций, учреждениям областного и местных бюджетов необходимо открывать лицевые счета получателей средств в органах Федерального казначейства.
При нынешней организации работы по кассовому обслуживанию бюджетов большинство учреждений Смоленской области будет финансироваться из двух источников: за счет субсидий и субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных мероприятий и целевых программ с лицевых счетов открытых в органах Федерального казначейства, и за счет средств областного и местных бюджетов на содержание самих учреждений с лицевых счетов, открытых в финансовых органах Смоленской области.
Целесообразным решением может стать переход на вариант кассового обслуживания с открытием лицевых счетов распорядителям и получателям средств в органах  Федерального казначейства, который позволит учитывать и проводить операции на одном лицевом счете, как со средствами финансовой помощи из федерального бюджета, так и со средствами областного и местных бюджетов, а также сократить материальные и людские затраты финансовых и бухгалтерских служб бюджетных учреждений.
Плюсы осуществления полного кассового обслуживания исполнения областного и местных бюджетов органами Федерального казначейства - также упрощение и повышение оперативности бюджетного процесса, исключение дублирующей работы и связанное с этим снижение накладных расходов для бюджетов, формирование  единой информационной базы исполнения бюджетов, эффективное управление финансовыми ресурсами и учет интересов муниципальных администраций. А главное – возможность полной реализации основополагающих принципов бюджетной системы РФ, претворение которых жизнь на территории Смоленской области в равной степени зависит от всех участников бюджетного процесса.







Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
сегодня, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

сегодня, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров