Бюджетные платежи: перспективы развития

Экономика и бизнес
Для Федерального казначейства и его территориальных органов нормативные новшества стали уже привычным явлением, а вот остальные участники бюджетного процесса всегда с замиранием сердца ожидают нововведений, касающихся порядка обслуживания своих счетов органами Федерального казначейства. Тем не менееи у тех, и у других процессы реформирования всегда вызывают множество вопросов.
Время бюджетных реформ еще раз подтвердило закон развития общества: стремление к стабильности, устойчивости и порядку. Претерпел изменения Бюджетный кодекс - процесс исполнения бюджета по расходам стал более усовершенствованным, а это, в свою очередь, потребовало принятия новых нормативных актов.
 В рамках проводимой бюджетной реформы с 1 января 2009 года вступили в силу новые нормативно-правовые акты Минфина России и Федерального казначейства, направленные на актуализацию, совершенствование и систематизацию норм и правил в сфере обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и их кассового обслуживания.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2010 - 2012 гг.» было указано на необходимость обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ.
В связи с этим необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.
Важное место в реализации положений, направленных на сокращение бюджетных расходов и оптимизацию финансовых потоков, отводится органам Федерального казначейства.
На сегодняшний день в Управлении Федерального казначейства по Смоленской области  обслуживается 136 распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает несколько этапов и  включает в себя: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
С 1 января вступил в силу приказ  Минфина РФ от 1 сентября 2008 года №87н, который изменил порядок санкционирования расходов получателей средств федерального бюджета.
Нужно отметить, что раньше отдельного документа, устанавливающего порядок санкционирования расходов, не существовало. Органы Федерального казначейства и бюджетные учреждения выполняли требования нескольких инструкций Минфина РФ.
Для начала рассмотрим, что включает в себя понятие «санкционирование».
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств,  в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Процедура санкционирования расходов федерального бюджета направлена на недопущение принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального  бюджета.
С момента вступления нового порядка в силу получатель бюджетных средств  при проведении расходов предоставляет в орган Федерального казначейства вместо платежного поручения Заявку на кассовый расход, Заявку на возврат - для безналичного списания и Заявку на получение наличных денег - для получения средств в кассе банка.
Заявка на кассовый расход - достаточно объемный информационный документ, состоящий из пяти разделов. Состав разделов и их заполнение зависят от того, какие выплаты проводятся участником бюджетного процесса. В ней содержатся данные, которые необходимы для заполнения полей платежного поручения. Преимуществом Заявки на кассовый расход является возможность указания нескольких кодов расходов бюджетной классификации.
Еще одна форма расчетного документа - это Заявка на возврат. Это документ, необходимый для проведения операций по возврату плательщикам средств, ранее зачисленных на лицевые счета получателей бюджетных средств.
Заявка на получение наличных денег - документ, используемый клиентами не первый год, - также претерпела некоторые изменения. В указанной форме предусмотрена информация не только о кодах бюджетной классификации, но и о содержании производимой операции.
В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ в процессе проверки платежного документа органы Федерального казначейства осуществляют контроль:
- за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
- за соответствием содержания производимой операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанного в платежном документе, представленном в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета;
- за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Подписывают заявку на кассовый расход лица, занесенные в карточку образцов подписи.
Получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств представляет в орган Федерального казначейства государственный контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ и документ-основание, подтверждающий возникновение денежного обязательства: за поставленные товары - накладную или акт приемки-передачи, за выполненные работы - акт выполненных работ, за оказанные услуги - счет. При плате за аренду имущества предоставляется только договор аренды.
Получатель средств федерального бюджета обязан представить в орган Федерального казначейства при наличии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи между органом Федерального казначейства и получателем средств федерального бюджета электронную копию, подтвержденную электронной цифровой подписью уполномоченного лица получателя средств федерального бюджета, соответствующего документа-основания.
Хотелось бы обратить внимание на тесную взаимосвязь каждого документа-основания и определенной хозяйственной операции. На практике очень часто возникают проблемы при санкционировании расходов бюджетных учреждений в части несоответствия содержания производимой операции подтверждающему документу.
Так, за октябрь текущего года Управлением приняты 7654 заявки от получателей средств федерального бюджета, возвращены без исполнения 2480 заявок, что составляет 32% от общего количества.
В том числе возвраты по причине несоответствия содержания производимой операции подтверждающему документу составили более 20% от общего количества возвратов.
Согласитесь, цифра довольно внушительная. А если переложить ее на затраты времени и труда работников Управления и специалистов бюджетных учреждений, то эта проблема приобретает поистине масштабное значение.
Несомненным преимуществом вышеуказанного Порядка  №87н для клиентов является обязательное оформление сотрудником органа Федерального казначейства результата проверки документов, т.е. при возврате клиенту документа без исполнения составляется протокол, в котором указывается причина возврата, и направляется клиенту в день поступления расчетного документа в орган Федерального казначейства. Все клиенты Управления Федерального  казначейства по Смоленской области используют систему электронного документооборота, следовательно, они имеют возможность наиболее оперативно получать информацию о состоянии платежей.
Следующая новая функция органов Федерального казначейства - это хранение документов-оснований для санкционирования. Новация заключается в том, что сканированные документы-основания в электронном виде передаются в органы Федерального казначейства получателями бюджетных средств  и подлежат хранению, что дает возможность использовать их в текущем контроле и сохранить историю документа для последующего контроля.
 В целях упорядочения создания, хранения и поиска в базах данных электронных копий - оснований в Управлении утвержден Порядок создания и электронного хранения документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и являющихся основанием для проведения кассовых выплат.
Благодаря новому порядку при наличии электронного документооборота «личное хождение» получателя средств федерального бюджета в Управление существенно сокращается, так как для подтверждения возникновения соответствующего денежного обязательства служит хранящаяся в органе Федерального казначейства ранее созданная электронная копия государственного контракта или договора  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды.
Если проанализировать изменения, внесенные в процедуру представления документов-оснований в орган Федерального казначейства, то на первый взгляд они носят чисто технический характер. Однако при этом необходимо иметь в виду важное обстоятельство, что находящиеся в базе органа Федерального казначейства электронные копии государственного контракта  или договора, других документов-оснований оставляют так называемый аудиторский след, который может быть использован при последующем контроле.
Отличительные особенности в соответствии с новым порядком имеет санкционирование оплаты денежных обязательств, осуществляемое получателями средств федерального бюджета наличным способом, на основании Заявки на получение наличных денег.
В Заявке на получение наличных денег указывается назначение платежа в соответствии с документом-основанием возникновения денежного обязательства. При этом указание реквизитов данных документов-оснований в Заявке на получение наличных денег не предусмотрено.
При заполнении Заявки на получение наличных денег необходимо руководствоваться специальным приказом, а именно Правилами обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденными приказом Минфина РФ от
3 сентября 2008 года №89н.
Таким образом, порядок санкционирования расходов открывает новые направления в развитии информационного обмена между бюджетными учреждениями и органами Федерального казначейства и существенно облегчает процесс взаимодействия с клиентами при исполнении расходов федерального бюджета.
Хотелось бы обратить внимание на контрольную функцию органов Федерального казначейства. Она интересна тем, что проводимые контрольные мероприятия не исчерпываются констатацией нарушений и контролем их устранения. Орган Федерального казначейства устанавливает причинно-следственные связи  выявленных отклонений полученных результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, которые позволили бы разработать конкретные предложения и рекомендации по улучшению проверяемого объекта.
В рамках этого вопроса специалистами Управления проведена большая работа, направленная в том числе на решение ряда проблемных вопросов по применению классификации операций сектора государственного управления, возникающие у бюджетополучателей при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлении  операции по приносящей доход деятельности.
По результатам проведенного анализа можно выделить следующие несколько причин, которые приводят к возникновению типичных ошибок:
некорректная формулировка предмета государственного контракта или договора:
- оказание транспортных услуг и обеспечение найма транспортных средств,
- оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов,
-  выполнение комплекса работ по строительству объекта с введением объекта в эксплуатацию, государственная регистрация, инженерные изыскания, разработка проектной документации, государственная экспертиза проектной документации и т.д.
Следует отметить, что информация, содержащаяся в Заявках на кассовый расход, не соответствует сведениям, указанным в вышеперечисленных контрактах или договорах. Кроме того, исходя из предмета договора невозможно определить соответствие содержания проводимой операции коду классификации расходов федерального бюджета;
применение писем Минфина РФ и Федерального казначейства, разъясняющих положения приказов Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», которые признаны утратившими силу,  в качестве «системных» писем, направленных в адрес конкретного органа государственной власти;
неоднозначная трактовка отдельных положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации.
Бюджетный процесс в России совершенствуется постоянно. И органы Федерального казначейства в силу возложенных полномочий являются проводниками нововведений. В 2010 году одним из основных направлений деятельности Управлений и его Отделений по районам Смоленской области станет задача совершенствования системы бюджетных платежей.
В рамках этой задачи предстоит улучшить процедуры доведения бюджетных данных, совершенствовать операционную работу, сокращать сроки  проведения клиентских операций. Следует решать задачи минимизации наличного обращения в секторе государственного управления, в частности внедрить современную технологию выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений с использованием банковских карт.
Совершенствование системы бюджетных платежей позволит ускорить оборачиваемость в экономике, повысить уровень ликвидности в банковском секторе, сократить теневой оборот денежных средств.
В деле совершенствования бюджетного процесса предстоит много работы, но специалисты Управления уверены, что благодаря совместным усилиям и слаженным действиям бюджетных учреждений и Управления нам удастся преодолеть все препятствия, внедрить предполагаемые новшества и принять конструктивные решения в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, пресечения злоупотреблений и обеспечения условий для бесперебойного исполнения федерального бюджета.







Загрузка комментариев...
Читайте также
38 минут назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

52 минуты назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
сегодня, 11:17

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров