Мечтать не вредно…

Экономика и бизнес

В новом году Россия будет председательствовать в престижном клубе восьми крупнейших стран. В связи с этим президент Путин выступил с очередной инициативой: быть России мировым лидером в энергетике. А недавно в Питер на предварительную встречу собрались министры финансов «восьмерки». Наш г-н Кудрин сиял от обилия комплиментов. Но каковы реальные шансы России претендовать на лидерство?

Хотя Путин говорил не только о сырье, но и об инновациях, на первый план выходит экспорт углеводородов. Но если в 2003 году добыча нефти выросла на 11 процентов, то в прошлом только на два. И в ближайшие два-три года динамика не изменится. Добыча газа и вовсе застыла. Словом, даже просто завалить мир углеводородами - и то не получится. И не потому, что недра оскудели: жадное государство задавило налогами и почти лишило инвестиций.

Например, наши нефтяники извлекают лишь треть запасов, а в мире - чуть не вдвое больше. Помогают новые технологии добычи и сервиса. Объем этого рынка в России - около 10 миллиардов долларов в год, но мы технически отстали лет на

10 - 15. За большинством новых центров в России стоит крупный иностранный капитал. На российских заводах начали выпускать соответствующее оборудование, но к секретам технологий и лицензиям мы доступа не имеем. Значит, и погоду диктовать станут иноземные метеорологи.

Вот другая коллизия. Специалисты «ЛУКОЙЛа» сделали прогноз: уже к 2008 году в пик сезона страна не получит лишнего бензина, а еще года через два придется горючее импортировать и продавать по 40 - 50 рублей за литр. Да еще и нормировать. Почему? Во-первых, не учли потребительское кредитование, которое взвинтило объемы покупки автомобилей. Во-вторых, большинство российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) безнадежно устарели. Из тонны нефти они дают 470 л моторного топлива, а в среднем по миру 700.

Совсем старые НПЗ годятся разве что под снос. Другие можно реконструировать, что выгодно. Но все инвестиции тянут на 10 - 15 миллиардов долларов. «ЛУКОЙЛ» рискнул, а остальные компании без согласования с государством на такие бешеные траты ни за какие коврижки не идут. А государство азартно делит нефтегазовые активы в пользу именитых чиновников и, похоже, ни о какой реконструкции слышать не желает.

Вот и подумайте: может ли претендовать на энергетическое лидерство страна, больше всех продающая нефти, но импортирующая моторное топливо?

Кстати, несколько лет назад ученые Института катализа СО РАН объявили о создании принципиально новой схемы НПЗ: за счет уникальных катализаторов весь объем моторного топлива извлекают из нефти не за два, а за один цикл. Экономия гигантская. Сейчас удобный момент использовать изобретение, не имеющее аналогов в мире. Да еще и торговать лицензиями, готовыми технологиями. Но и об этом не заикаются.

Посмотрим, что происходит с газом. Его мировой импорт будет расти, но в общей массе сильно увеличится доля сжиженного природного газа (СПГ). Конфликт между Украиной и Россией только подстегнул эти намерения.

В России СПГ не производят, хотя с Ямала и нашего арктического шельфа есть удобные выходы ко всем стратегическим потребителям. Мы вдвое ближе к Америке, чем страны Персидского залива. Сегодняшний прогноз: в 2010 - 2012 годах в США окажется дефицит природного газа около 75 миллиардов кубических метров. Если мы не подсуетимся, то потеряем Америку-импортера навсегда.

Но самостоятельно одолеть программу производства и экспорта СПГ «Газпром» не может: гонору много, а навыков сражаться с конкурентами нет. Как нет и опыта строить СПГ-комплексы, суда-газовозы и так далее. Происходит это из-за метаний «Газпрома» и государства как его главного акционера. То с 80-х годов собираются осваивать полуостров Ямал, но, как в анекдоте, все чего-то не хватает. То нет технологий, адекватных арктической природе, то денег. Теперь газпромовцы вклинились в сахалинский проект, на юге полуострова в ближайшие годы планируется запустить завод СПГ.

Параллельно «Газпром» долго прицеливался к Штокмановскому месторождению в Баренцевом море. Формируется список участников. Скорее всего, на первых ролях будут норвежская и американская компании с солидным опытом строительства СПГ-объектов в условиях Арктики. А между тем и у наших конструкторов, например питерского СКБ «Лазурит», есть разработки не хуже на базе серийных подлодок-спасателей для разбуривания и добычи углеводородов на дне арктических морей подо льдами. Но что-то об их применении на Ямале или на Штокмановском тоже не слышно.

Возьму другое направление. Еще в 1955 году для сооружения под ключ объектов энергетики в братских странах по правительственным договорам в СССР создали «Техпромэкспорт» (ТПЭ). На его счету крупные станции в Египте (знаменитый Асуан), в Африке, в Западной Европе, в Латинской Америке, в Китае. Причем наши технологии были конкурентоспособны. В конце 60-х под коммерческие проекты создали еще и «Энергомашэкспорт» (ЭМЭ). Все было хорошо до 90-х годов. Но потом две «конторы» стали безобразно соперничать меж собой в одних и тех же странах. В итоге Россия проигрывала тендер за тендером. Чем воспользовались китайцы. Они получили почти все наши технологии и перехватывают у России контракт за контрактом. А Россия, мечтая о мировом лидерстве, все мух ловит.

Наконец, повсеместно пробуждается интерес к атому. Сейчас в мире строят 30 реакторов. В основном - в Азии. Но объявили о расширении программ США, Англия, вот-вот это сделает Германия. Сумеет ли Россия получить свой кусок «пирога»? У конструкторов есть заделы, позволяющие переходить к новому поколению технологий. Однако мы проиграли тендер евроконсорциуму на сооружение финнам реактора-полуторамиллионника: Россия такие не умеет делать. Академик Румянцев, бывший глава Минатома, несколько месяцев назад в интервью журналу «Эксперт» был скептичен. По его мнению, прорывные заделы отрасли можно реализовать в серийное оборудование. Но при этом атомщики должны находиться в инновационно ориентированной промышленности страны. Такой бульон пока не сварен. По данным Счетной палаты, в России используется 8 - 10 процентов инновацией, тогда как в США - 62 процента, в Японии - 95 процентов.








Загрузка комментариев...
Читайте также
56 минут назад
сегодня, 16:18
Сегодня, 20 апреля, в столице и районах региона прошел общео...
сегодня, 14:58
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
Новости партнеров