«Русские души» в исполнении британца, немца и француженки

Культура
«Русские души» в исполнении британца, немца и француженки13 июля в Новоспасском стартовали съемки полнометражного художественного фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне». А в минувшее воскресенье в усадьбе М. И. Глинки состоялась пресс-конференция с участниками съемочного процесса. Встреча с актерами получилась философской. Иностранные и российские артисты поделились своими мыслями на тему, что же такое феномен загадочной русской души и чем привлекательна наша классика.
Вера Глаголева, режиссер
- Почему вы взялись за экранизацию пьесы Тургенева именно сейчас?

- Очень хочется настоящей красоты, чувств, переживаний. Когда я начинала читать письма тех лет, то видела совсем другую глубину, другие ценности. Хочется шагнуть в то время. Тургенев - это русский покой, уклад, неспешная жизнь. Это Россия, которую мы потеряли. Ушли имения, уют, леность... Мы лишь немного сократили пьесу, но не осовременивали ее. Сохранили кружева отношений, описание природы, чувств, страстей... Интересно разбираться в каждой мелочи. Дымка прошлого... «Оранжерейные люди»... Хочется, чтобы о том времени помнили, даже если некоторые вещи уже становятся непонятными, утерянными... Хочется воссоздать точную историю прошлого. Классика никогда не была востребована на современном экране. Была другая подготовка зрителя - «Дама с собачкой», «Дворянское гнездо», «Ася». Людям были дороги воспоминания. Ушло время значительного кино. Наступило время быстротечности, мимолетности, другой подачи. Мы будем делать кино, чтобы оно было достойно своего автора - Тургенева.
- Как вы искали образы, насколько они соответствуют воплощению?
- Тургенев прожил за границей большую часть своей жизни. Он был, без сомнения, европейским человеком. Он знает о новом, следит за новым, оторван от дома. «Я живу на краю чужого гнезда», - говорит он о себе, найдя приют в семействе Виардо. В Спасском-Лутовинове я много почерпнула: мать безумно тосковала по нему. Просила описывать его все состояния, ощущения... Все это воплотилось в Ракитине. Когда мы думали над проектом, то представили идеальную картину и записали на листочке бумаги: «Мечта». А чуть ниже: «Рэйф Файнс». Потом мы познакомились с ним на фестивале «Зеркало». Но я все еще не верила, что существует возможность совместной работы. Мы ездили в Лондон на его спектакль «Буря». И я поняла, что это реально. Он - идеальный Ракитин. Когда я узнала, что и Сильви Тестю приняла предложение, то была бесконечно счастлива. Кастинг выдался долгим, сложным, мы очень тщательно искали героев. Я вижу сейчас на площадке воплощение своей двухгодичной задумки, но все равно еще немножечко страшно...
- Как изменились люди с той поры?
- Честь и достоинство - эти принципы в России были основополагающими. Теперь благородство уходит. Оно не востребовано, мешает жить, превращается в атавизм. Люди живут в своем мире, создают свою реальность. Вымирает деревня, нет усадеб... И об этом никто не кричит. Прошлое - велико, и оно уходит. Сражаться против ветряных мельниц бессмысленно. Если бы не эта картина, я бы, наверное, ушла из кино. Ведь общий поток -это все понарошку. А такое кино - русское, настоящее, в нем воплощена громадная, великая Россия. В фильме хочется воздуха, пауз, настроения, свободы, тишины. Мы ввели в сцены природу, и я надеюсь, что она нам поможет.
- Почему для проведения съемок вы выбрали усадьбу в Новоспасском?
- Хочу сказать много хороших слов в адрес директора этого музея Татьяны Михайловны Чибисовой. Отношение к нам замечательное: нам помогают, идут навстречу. Когда три года назад мы целенаправленно искали место съемок в Интернете, то просмотрели множество фотографий. Оказалось, таких усадеб в России немного, а сохранившихся - и того меньше. Здесь же для нас все идеально: и само здание, и потрясающий парк, и замечательная природа. Увидев эту усадьбу, сразу поняли: будем снимать здесь!
Департамент культуры Смоленской области пошел нам навстречу, хотя пускать киношников в музей обычно не любят. Стараемся ничего не нарушать и сохранить эту старину. Нам здесь очень комфортно, мы питаемся энергией дубов и прудов.
Наталья ИВАНОВА, продюсер
- Удовлетворены ли вы съемочным процессом? Каковы ваши ожидания от фильма?

- Мои прогнозы таковы: через четыре-пять лет зритель вернется к подобному жанровому кино. Это начинается уже сейчас, и это хорошо. В нашем фильме звездный состав. Мелодрама - один из любимых жанров, разговор о любви всегда интересует зрителей. Все эти факторы дают надежду, что фестивальная судьба нашей картины может быть счастливой и это повлияет на его прокат. Если же говорить о фокус-группе, то это явно не массовая аудитория, но двухлетняя подготовка позволяет говорить о том, что картина будет ожидаема. Мы долго шли к этому моменту. Нужно было найти деньги (а это сложно для небольшой компании, как наша). Например, нас знают в России, но в мировом кинематографе мы начинали «с нуля». Рэйф Файнс очень помог нам - он позволил внести свое имя в релиз, благодаря чему мы легче реализовывали проект на первом этапе. Если честно, я не предполагала, что русская классика так вдохновляет людей, что она так притягательна... А это значит, мы на верном пути!
Сильви ТЕСТЮ, французская актриса (Елизавета Богдановна)
- Вы играли в «Идиоте» Достоевского. Чем сегодня может быть привлекательной ушедшая эпоха?

- В первую очередь отношениями между людьми. В русской литературе они всегда очень конкретные, но сложные. И это вне моды. Безнадежная любовь, симпатия, сомнения, мучения внутренние, терзания - это намного больше, чем просто актерский этюд на сцене. Это развитие души. Надо знать трудности, понять жизнь. Нужно учиться жить каждый день. В античном греческом театре игра - метаморфозы. А здесь душа, плоть, боль, переживания.
- Тургеневские тексты вы тоже читали. Что скажете о них?
- В них всегда интересные люди. Они задают себе вопросы, понимают, что не могут быть счастливыми в чистом виде. Во французской литературе такие корни у Пруста, но это корни мышления. А у Тургенева - ощущение жизни.
- Не страшно вам было пуститься в путешествие - русская деревня, быт, отсутствие комфорта?
- Нет! Русскую культуру и историю я знаю хорошо. Мне интересны эта жизнь, взаимодействие с людьми, встречи, отношения.
- Как вы собирали свой образ для «Двух женщин»?
- Моя героиня любит литературу и музыку. Она женственна, грациозна. Сшиты замечательные костюмы, которые очень приятно носить. Люди, выросшие в усадьбах, ленятся. Вольтер говорил, что нужна легкость, чтобы развивалось творчество. Скука - это другой ритм. А праздность - деликатная вещь, интимная. В большом обществе это все выглядит по-другому.
Рэйф ФАЙНС, британский актер (Ракитин)
- На ваш взгляд, что такое «загадочная русская душа»?

- В русской душе, как и в русском языке, есть очень много «комнат», они все невероятно красивы и дают возможность иностранцу пройти все дальше и дальше. И всей жизни не хватит, чтобы все увидеть. Но обязательно нужно, чтобы у вас был русский проводник, который покажет, где находится пожарный выход.
- Приехав в Россию и пожив здесь некоторое время, вы узнали что-то новое о Тургеневе до того, как начались съемки?
- Я каждый день думаю о Тургеневе. Я ездил в Спасское-Лутовиново, и это, наверное, было самым вдохновляющим путешествием. Там я смог представить себе жизнь русского писателя, и это очень помогло составить впечатление о нем.
- Что вы думаете о вашем персонаже?
- Меня всегда привлекал Ракитин. Однажды мне предложили сыграть эту роль на английском языке, но тогда у меня не было такой возможности. Ракитин - очень образованный человек, мне кажется, у него много качеств, которые присущи и Тургеневу. Он внимательный, чувствительный, переполненный глубокими эмоциями.
- Насколько вы были готовы к встрече с русской деревней? Как вы себя чувствуете, живя в усадьбе? Каковы ваши наблюдения?
- Мне кажется, всегда можно быть более подготовленным, чем ты есть. Я провел два месяца в Москве, во время которых учил свою роль на русском языке. Это было непросто. А насчет деревни - я счастлив быть здесь. Ребенком я долгое время жил в деревне. И после Москвы тишина и спокойствие деревни очень радуют. Как мне кажется, за усадьбой Глинки хорошо ухаживали. Первое, что замечают иностранцы, когда приезжают в Россию, - ощущение того, как далеко все находится друг от друга. А летом, когда появляется зелень, это заставляет нас думать, насколько плодовиты леса, поля. И обо всем этом мы можем прочесть у Тургенева в «Записках охотника».
- Никита и Анна, съемки в этой картине - ваш дебют в большом кино. Расскажите о своих ощущениях.
Никита ВОЛКОВ, актер (Алексей Беляев)

- Для меня известие о том, что я прошел кастинг, было как гром среди ясного неба. Некоторое время я вообще себя не помнил. Сейчас я просто «прилип» к Файнсу - потрясающе с ним взаимодействовать, разговаривать, он учит меня очень многому. Я ищу нужные движения, жесты, нюансы, пытаюсь экспериментировать, чтобы нащупать верную тонкую нить. Это очень интересно!
Анна ЛЕВАНОВА, актриса (Верочка)
- Я никогда не играла подобные роли. Предвкушала этот дебют как праздник. Постоянно готовлюсь внутренне, читаю сценарий, думаю, нащупываю в себе струны, которые отзываются на образ моей героини. С нетерпением жду каждый съемочный день. Даже если не играю - сижу на площадке и смотрю на все, что происходит.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров