Айвазовский и Лагорио, которых никто не видел

Культура

Художественная галерея запустила новый арт-проект - цикл витринных выставок русской графики из собрания Смоленского музея - заповедника. Эти удивительные работы знаменитых мастеров еще никто и никогда не видел. Пожалуй, за исключением искусствоведов и сотрудников музейных фондов…
Спешите – вы будете первыми, кто прикоснется к тайнам акварели и сепии размером с… «ладошку». Пространственные измерения этих художественных произведений невелики, однако масштаб каждого культурного события из серии «Графика русских художников» поистине грандиозен!  

- Небольшие графические работы Айвазовского, Брюллова, Кипренского, Бенуа, Серова, Репина и многих других мастеров составляют значительную часть коллекции нашего музея, но крайне редко экспонируются, - говорит заведующая Художественной галереи Дарья Иванова. - И дело не в отсутствии к ним интереса: произведения на бумажной основе хрупкие и очень чувствительные к свету, поэтому выставлять их можно не более нескольких месяцев, создавая при этом дополнительные условия. Ведь шедевры графики можно оценить по достоинству только в подлиннике, увидев тонкость и изящество манеры исполнения.

Демонстрацию неизвестных широкой публики графических миниатюр мы решили начать в марте этого года с презентации работы Ивана Шишкина «Горный пейзаж» (1869), выполненной в смешанной технике с использованием акварели, карандаша и белил. К сожалению, далеко не все знают, что Иван Иванович прославился не только как живописец. Он мастерски рисовал карандашом, тушью и углем – по словам современников Шишкина, он мог иметь мировое признание благодаря одной графике!

Будем выставлять в зале Русского искусства XIX века по одному произведению автора в течение довольно короткого времени.

           Легкий штрих, и морская стихия укрощена!

- В апреле в Художественной галерее открылась еще одна выставка - графические листы, принадлежащие знаменитым художникам-маринистам, - Дарья Александровна. - Под стеклом витрины вы при желании сможете увидеть «Прибрежный пейзаж» Ивана Айвазовского, выполненный в 1860 году технике сепии, и акварель «Морской пейзаж» Льва Лагорио (1902).

Иван Константинович Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Самыми простыми графическими средствами – линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Именно к 60-м годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом – коричневой сепией. По высоте мастерства и филигранно переданного состояния природы сепии Ивана Константиновича далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах.

Пользуясь легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака и чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал второй и рисовал лодку глубоким тоном сепии. Ему удавалось передать всю прелесть прибрежного вида такими, казалось бы, простыми средствами!

«Прибрежный пейзаж» можно рассматривать в течение получаса: эта миниатюрная сепия – словно окно в далекое, давно забытое прошлое. Обилием деталей поражает каждый фрагмент насыщенного событиями этюда: здесь и вереница ковыляющих по берегу уточек, и путники, и мельница, тающая в туманной дымке… Четкие контуры набросанных кисточкой в два-три волоска булыжников, осязаемая реальность песка и сломанные стебли осоки… Ощущения – незабываемые!

Иван Айвазовский - один из самых дорогих художников. В 2012 году на британском аукционе Sotheby's его картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Не менее интересна и вторая работа экспозиции – «Морской пейзаж» Льва Лагорио, еще одного известнейшего русского мариниста, первого ученика Айвазовского и его подмастерья, выпускника петербургской Академии художеств. Свой «Морской пейзаж» Лев Феликсович написал за три года до смерти. Известно, что в последние годы жизни художник много работал в графике, став членом Общества русских акварелистов.

Его акварели строги по композиции, но полны жизни и движения. Их отличает высокий уровень мастерства и тщательность проработки деталей. Листы привлекают внимание тонкой цветовой гаммой и воздушностью.

Творчество мастера высоко ценили его современники: «Мягкая, «бархатная» кисть Л.Ф. Лагорио, словно каким-то волшебством, переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба». Эти слова в точности передают атмосферу «Морского пейзажа».

В Художественной галерее вы можете познакомиться с масштабным, по сравнению с представленной в витрине акварелью, полотном Льва Лагорио «Золотой Рог. Босфор» (1883), поступившим в собрание в 1921 году из Румянцевского музея.

Излюбленным мотивом у художника было морское побережье – как правило, участок берега, примыкавший к морю. И как раз на этой картине мы видим превосходное сочетание архитектурного пейзажа и марины: часть Стамбула и Босфорского пролива. Золотой Рог (по-турецки Халич) – название одной из красивейших бухт у европейских берегов южного входа в Босфор близ выхода в Мраморное море.

Большую часть пейзажа занимает водная гладь бухты и небо, отражающееся в воде. Из построек выделяется лишь мечеть на среднем плане, а сама бухта оживлена движением парусников, пароходов и лодок. Чувствуется, что художнику было важно передать насыщенную событиями жизнь морской гавани.

В картине мастерски сочетается академическая достоверность и тщательность в прорисовке деталей с чертами романтизма, проявляющимися в необычной игре света.

Удивительный колорит работы построен на тонко нюансированных золотисто - розовых тонах. Холст будто светится изнутри, сияет!

В 1880-1890-е годы Лев Феликсович написал серию картин, изображающих города Крыма, а также Кавказа и Константинополя. Подобные работы пользовались успехом у богатых заказчиков, строивших дачи и дворцы в разных уголках побережья и заходивших на яхтах в черноморские порты…

К числу таких работ относится и наш «Золотой Рог».

      «Зимний обоз в пути» - достойный соперник «Девятого вала»

Кстати, многие искусствоведы считают, что «Зимний обоз в пути» Ивана Айвазовского по своей уникальности способен соперничать с «Девятым валом». Это полотно действительно, как магнитом, притягивает в Смоленск ценителей искусства со всей России!

И не случайно в 2016 году две картины из смоленского собрания - «Лунная ночь на берегу моря» (1852) и «Зимний обоз в пути» (1857) - заняли почетное место на выставке «Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее.

Уникальное полотно «Зимний обоз в пути» написано Иваном Айвазовским для участия во Всемирной выставке в Париже. Это - единственный дошедший до наших дней сухопутный пейзаж художника из серии, символизирующей богатства России, местонахождение которого известно. Несмотря на академическую манеру исполнения, «Зимний обоз в пути» - новаторское произведение, в котором мастеру удалось донести до современников и потомков поэзию неброской красоты Русского Севера.

- О выставленных им работах и об успехе живописи Ивана Константиновича рассказано в десятом выпуске «Русского художественного листка», который издавал Василий Федорович Тимм (1 апреля 1858 года), - продолжает делиться весьма интересной информацией с читателями «РП» заведующая художественной галереи Смоленска:

«Осенью 1856 года наш знаменитый маринист отправился в Париж, но никакие дальние переезды не смогли ослабить его неутомимой деятельности. В течение одной зимы он написал в Париже до двадцати пяти картин, из числа которых семь находились на бывшей в то время художественной выставке. Из этих семи картин особенного внимания по идее и исполнению заслуживают четыре, изображающих четыре богатства России. На одной из них представлена сибирская степь зимою, с тянущимся по дороге транспортом золота (минеральные богатства), на второй – малороссийское поле с хлебом, при начале жатвы (земледелие), на третьей – степь со стадом мериносов, при закате солнца, в Новороссийском крае (скотоводство), и на четвертой – крымская ночь в Урзуфе (богатство природы).

Таким образом, и на чужбине наш знаменитый соотечественник воодушевлялся воспоминаниями о милой ему родине, с которой так достойно и славно знакомил иноземцев. Сверх этих четырех картин, как мы уже заметили, в Париже были выставлены еще три: «Буря у Афонской горы», «ночь на острове Родосе» и «Тихое море у малоазийских берегов». Все эти картины, так же как и остальные из двадцати пяти, писанных в Париже, остались за границей.

Совет Парижской Академии художеств, осторожный на награды, присудил нашему художнику за выставленные им картины орден Почетного Легиона. Награда замечательна потому, что представляет первый пример принятия русского художника в число кавалеров этого ордена. Кроме того, французские газеты наполнились самыми лестными похвалами о замечательном таланте нашего соотечественника».

«Зимний обоз в пути» попал к Марии Тенишевой от Ивана Булычева (1813 – 1877) – члена Русского Географического Общества. Однако Иван Дмитриевич не принадлежал к когорте выдающихся путешественников и исследователей, которыми так богата история XIX века, и не принимал участия ни в одной из многочисленных экспедиций Общества.

В 1842 году петербургский чиновник Иван Булычев был включен в состав обширной ревизионной комиссии под руководством сенатора И.Н. Толстого, которая в течение пяти лет занималась ревизией Восточной Сибири. В результате ее стали известны неслыханные злоупотребления чиновников, хищения на золотых приисках и обогащение за счет казны многочисленных дельцов.      

В 1920- е годы «Обоз» выставляли в филиале Московского археологического института, а затем передали в музей «Русская старина». В 1941 году для эвакуации редких экспонатов в Новосибирск был выделен всего лишь один вагон. Раритеты, в том числе и «Зимний обоз в пути» И. К. Айвазовского, грузили, наскоро завернув в тряпье...

По дороге вагон с сопровождавшими музейные богатства сотрудниками загорелся. Спасти полотна удалось чудом. Новосибирск отправил музейные сокровища в Томск, где никто не рассчитывал принять столь внушительное количество реликвий русского искусства. Шедевры удалось вернуть в Новосибирск благодаря усилиям сотрудницы музея Ефросиньи Буркиной. Буркина не только оберегала, но и сумела предотвратить разрушение уникального пейзажа Айвазовского и других экспонатов.

После войны полотно вернулось в Смоленск и обрело новую жизнь с помощью петербургских и московских реставраторов. В Художественном научно-реставрационном центре имени Ильи Грабаря полотно выжило еще в одном пожарище и только спустя два года вернулось в Смоленский музей-заповедник.

P.S.

«Прибрежный пейзаж» Ивана Айвазовского и «Морской пейзаж» Льва Лагорио будут экспонироваться до июня 2018 года.

  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
23 минуты назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров