«Пощечины» искусства «общественному вкусу»

Культура

22 февраля в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Линия любви. Эротизм в творчестве великих мастеров XX века».
Модель обнажает тело, художник - душу. Выставка в жанре «ню» - головокружительное исследование, которое не только будоражит эмоции и чувства, но и предлагает зрителю самостоятельно проанализировать отношение графиков и живописцев к сексуальности в искусстве прошлого столетия. Экспозиция - попытка проникнуть во внутренний мир художника, где он предстает по-детски открытым и уязвимым… экспериментатором и революционером.

На выставке представлены 64 графических произведения из частных коллекций Европы. Вечную тему раскрывают создатели известных откровенных полотен XX века: Пабло Пикассо, Анри Матисс, Эгон Шиле, Пауль Вундерлих, Гильом Корнейль.
Работы этих художников крайне редко встречаются в одном собрании, но именно их творчество наиболее глубоко и разносторонне анализирует чувственную анатомию эроса, неразрывно связанную с вечными темами жизни и смерти. У каждого творца был свой Эрос, своя Линия Любви. Однако в XX веке на первое место вышел эксперимент.
 Неистовая сексуальность Эгона Шиле – яркое свидетельство новой эпохи в развитии «изобразительного эротизма». Общество воспринимало его обнаженную натуру как оскорбление – с их абсолютной агрессивной наготой, с маниакально-точным исследованием плоти, которая предельно тактильна. Тело – субъект, а не объект любования!
 Эротика Шиле болезненна, главные отличительные особенности – линия и контур. Австрийский художник исследует тело взглядом хирурга. Нервные цветовые контрасты, изощренно-гибкий рисунок, где ломкая экспрессивная линия превращается в кости, мышцы, в каждый нерв модели.
 В его работах нет перспективы, искусственные позы обнаженных придают композиции динамику. Нервные, истерические жесты – Шиле интересует экспрессия жеста и мимики. Фигуры гротескны, ракурсы странно – вывернутые. Кисти рук конвульсивно сжаты, лица искажены гримасами…
Эгон Шиле, равнодушный к революционным идеям в рисунке и жизни, вошел в историю как один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма. Его искусство – это дух, настроение, исповедь, образ.
 Мир Анри Матисса – мир цвета и музыки, сочных плодов и экзотических растений, пестрых рыбок и птиц, причудливых ковровых узоров и пасторальных пейзажей. Чувственная красота обнаженной натуры в его работах связана не с любовными переживаниями, а с естественным дыханием жизни. Ничто не могло пленить сердце художника больше, чем Искусство.
Своей будущей жене Амели Парейр Матисс признался: «Мадемуазель, я нежно люблю вас, но живопись я всегда буду любить больше». Ту же второстепенную роль приняла на себя «друг и помощница» поздних лет мастера, Лидия Делекторская. Десятки работ Анри Матисса в жанре «ню» сочетают в себе интимность, легкость и абсолютную ясность.
«Выразительность для меня заключается не в страсти, которая вдруг озарит лицо, или в бурном движении, - признавался художник. – Она во всем строе моей картины, место занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношение – вот что имеет значение».
 Пауль Вундерлих – немецкий график, скульптор, дизайнер, живописец. В поисках художественного языка Вундерлих экспериментировал с различными направлениями: модерном, реализмом, ташизмом (европейская разновидность абстрактного экспрессионизма в 1940 - 60 годах). К концу 60-х он наконец-то нашел свой стиль – магический реализм. Или – неосюрреализм, который у Вундерлиха более аналитический, нежели у Сальвадора Дали или Марка Эрнста. С прохладной отстраненностью художник переносит зрителя в мир ирреального, в мир эротики и эстетической символики, где важна каждая деталь.
Литографии Вундерлиха – это хитроумное сплетение истории, мифологии, полотен старых мастеров и сюрреалистических грез самого автора. В 1963 году «игрок с классикой» знакомится с фотохудожницей Карин Шекесси.
«Обычно браки заканчиваются детьми, а наш брак закончился искусством», скажет он. Супруги составили неожиданный творческий тандем: женские образы фотографий Карин вдохновляли Пауля новые произведения, а творчество Вундерлиха стало основой многих фоторабот его жены.
 Любовные отношения всегда служили для Пабло Пикассо источником вдохновения. Каждый новый этап в развитии стиля художника отражал новый виток мировой истории и в то же время был «похож» на женщину, делившую с ним быт. Он любил, оставлял, восхищался, снова любил, объявляя: «Каждый раз, меняя женщину, я должен сжечь ту, что была последней».
В эросе Пикассо всегда переплеталось невероятное количество разнонаправленных сил – борьба и смирение, победа и поражение, чувственность и агрессивность, притяжение и отталкивание.
В интерпретации Пабло любовный акт становился аллегорией самой жизни. «Линия любви» дает ответы на глубинные вопросы, с античных времен будоражащих человечество. Так или иначе, но именно эротическая тематика в искусстве стала своеобразным символом процессов, характеризующих общее духовное состояние человека и общества.
P.S. Выставка проходит при поддержке «Арт-центра» в Перинных рядах (Санкт-Петербург). Закрытие состоится 1 апреля 2018 года.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад

Об этом рассказали в ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской...

сегодня, 14:45
Теперь они не подлежат ремонту, поэтому их пришлось демонтир...
сегодня, 15:23

Информацией об этом поделились в СОГБУ «Смоленскавтодор»....

сегодня, 14:07

Напомним, инцидент произошел в Ярцевском районе. Очевидцы...

Новости партнеров