«Жги!» Кирилла Плетнева: жизнь можно повернуть назад!

Культура

На большой экран вышла психологическая драма «Жги!» - первый полнометражный дебют актера Кирилла Плетнева.

Ранее Плетнев попробовал себя в съемках короткого метра – его «Мама» со Светланой Ходченковой в главной роли завоевала главный приз кинофорума «Золотой орел» в номинации «Лучший короткометражный фильм». И не зря Кирилл пригласил одну из лучших российских характерных актрис Ингу Оболдину-Стрелкову сняться в своем дебютном фильме: на 28-м кинофестивале «Кинотавр» Оболдиной – Стрелковой вручили награду за лучшую женскую роль, сыгранную в «Жги!».

Кстати, написать сценарий и снять «женский мейнстрим» актера-режиссера побудила реальная история британской певицы Сэм Бэйли, которая выиграла десятый сезон музыкального телешоу The X Factor, работая надзирательницей в мужской тюрьме. Телепроект «Зажги!» в картине – всего лишь завязка тюремной драмы, все решающие события, включая и кульминацию фильма, разворачиваются за решеткой. Лощеная Москва и перипетии телешоу в финальных сценах являют собой противопоставление блеска-шика и трагедии, произошедшей в далекой от столичной суеты глухомани.

Фильм рассказывает о «колониальной» жизни в провинции – картину снимали в законсервированной воспитательной колонии в городе Невель Псковской области. Здесь нет привычных шаблонов; зритель, который решил посмотреть очередное развлекательное кино, уйдет из зала разочарованным. Пришел на музыкальный фильм и… порвал сердце, душу разбередил!

Но «Жги!» - отнюдь не «чернушный» фильм, хотя смешного в нем мало. Если и есть юмор, то – неуверенный, кособокий и трогательный, как героиня Оболдиной-Стрелковой.

Один из главных лейтмотивов «Зоны» Довлатова – мысль, что заключенные попадают за колючую проволоку лишь на время, надзиратели находятся здесь всегда. Именно они «зэки», а не наоборот.

У надзирательницы Алевтины Романовой нет другой жизни, кроме «колониальной». Она «пасет» заключенных, дома ее ждет муж-садист. Начальник «Ромашки» - хитрый и изворотливый коррупционер (Владимир Ильин).

Аля Романова – подбитая птица с подрезанными крыльями, перенесшая в детстве глубокую психологическую травму. Девочка выступала перед колонистами с песней Пугачевой, ей аккомпанировала бабушка. Внезапно дребезжащее, расстроенное пианино умолкло. Бабушка скончалась во время концерта. «Ромашка» так и не смогла оправиться от пережитого ею ужаса, и с тех пор носила в себе талант, как проклятие. Пошла по стопам отца, став тюремщицей и, скрывая от посторонних глаз свою внутреннюю слабость и душевную ранимость, избрала жестокость методом защиты от окружающего мира. Начала совершать подлости, бить слабых, покрывать не чистого на руку начальника. Видеть мерзости и произвол – убийства и насилие над женщинами, и – молчать.

Все изменилось с появлением в колонии новой заключенной Маши Стар (Виктория Исакова). Построенный на антитезе «воля» - «тюрьма» (не важно, какая – духовная или пространственная) фильм начинает звенеть, как натянутая струна. Бывшая консерваторка Маша посажена за решетку, но ощущает себя свободной и рвется туда, где березки и настоящий концертный рояль. Где на сцене можно исполнить арию «Тоски» Пуччини…

Тоски, которая предпочла свободу и выбрала смерть. Хромоногая бунтарка, «тронутая на всю голову», в корне меняет убогую жизнь злющей начальницы, выправляя ее хромую судьбу и показывая, что жизнь можно повернуть назад. Потому что истинная свобода – внутри человека, остальное – условности. Если у героини Исаковой, переломанной автокатастрофой и коварством убитого ею мужа, есть шанс на условно-досрочное освобождение, у Алевтины – «Ромашки» такого шанса нет. Аля опутана колючей проволокой протоколом должностных обязанностей и бытовых неурядиц.

Антитеза, выстроенная Плетневым, слишком прямолинейна и местами ходульна. Но именно это противопоставление вызывает в памяти основополагающий принцип русской психологической школы Станиславского – Немировича – Данченко: «ищи в плохом хорошее, в хорошем – плохое». Вот и Плетнев, несмотря на дебютные шероховатости, недочеты картины и рваный ритм, пытается доказать, что даже там, где плохо, может стать хорошо. В драме «Жги!» все, как в реальности: хочешь узнать, каков человек внутри – копни его глубже, разберись в его проблемах, даже если он вызывает у тебя отвращение.

А тут и копать нечего. Замкнутая в себе и застегнутая на все пуговицы Алевтина в тайне от всех поет. И голос королевы бараков по-прежнему сильный, для его шлифовки требуется несколько профессиональных уроков. «Осужденная гражданка» Маша подкарауливает «Ромашку» в момент исполнения пугачевских «Старинных часов». Аля импровизирует, выводит песню на новый уровень – по сути, оперный, наполненный болью и страданием. С легкой руки «вольной птицы» Стар песня улетает на свободу (дерзкая хромоножка выкладывает ее в Интернет) и уже на следующий день набирает миллион (!) просмотров.

Стонущий вой «Ромашки» доносится до ушей всесильного автора программы «Зажги!» Ольги Бузовой (светская львица играет в картине саму себя и смотрится на экране, как вставной зуб). Бузова приезжает в колонию снять репортаж об удивительной Алевтине и заодно приглашает ее стать участником проекта – вне конкурса. От Али нужно только одно – исполнить арию «Тоски».

И «Ромашка» меняется на глазах. Неожиданно на нее обрушивается вся боль и страдание мира, который она добросовестно охраняла всю жизнь, оглаживая «зэчек» дубинкой. Хромоногая заключенная Стар становится ее наставницей и помогает понять простую истину: Алевтина должна сжечь дотла свое прошлое, расстаться с оковами комплексов и стереотипов, расправить помятые крылья. Почувствовать себя женщиной – уверенной, счастливой, способной на поступок. Вылечить больную душу и вылететь наконец из тюрьмы на волю, держаться подальше от несчастливых семейных уз и коррупционных схем «ты мне, я – тебе».

Кульминационный финал картины печален. Маше так и не удается вырваться из цепких лап «оборотней в погонах» - ее стремление к правде, нежелание быть крепостной у «хозяев», наслышанных о ее консерваторских талантах, приводит к бунту и гибели героини. «Тоска» Пуччини – это она, Маша Стар. Но главное Маша сделала, показав «Ромашке» - все зависит от нас. Повторюсь: просто нужно попытаться изменить свою унылую, сломанную бытом и ненавистной работой жизнь.

Кириллу Плетневу удалось снять проблемный фильм, достойный внимания критиков. Деньги, выделенные Министерством культуры РФ, не пропали даром. Если вы не успели посмотреть драму «Жги!», у вас есть возможность увидеть работу актера-режиссера на большом экране XI Всероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс». Конечно же, в том случае, если фестиваль состоится, а Плетнев станет его участником.  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров