«Оскар и Розовая Дама» - пьеса одного из самых ярких современных драматургов Франции Эрика Шмитта, в которой автор обратился к теме духовного становления человека и его пути к Богу.
Особенностью этой истории является то, что духовный путь совершает совсем юное существо – маленький бунтарь Оскар, оказавшийся в трагической ситуации перед лицом Смерти. За очень короткий временной срок он проживает долгую человеческую жизнь со всеми ее радостями, невзгодами, огорчениями и прозрениями. Так трагический сюжет в интерпретации режиссера Камерного театра Романа Родницкого превращается в светлую оду Любви и Вере…
- Почему вы решили поставить «Оскара и Розовую Даму»?
- Мне всего лишь захотелось рассказать о пути человека к Богу. Только поэтому я и взялся за пьесу Шмитта, написанную столь лаконично и сочно. Я не знаю другого произведения об истинной вере, в котором были бы так все точно расставлены все акценты.
- И Розовую Даму, и Оскара играет ваша жена, актриса Валентина Родницкая? Насколько ей тяжело далась эта роль?
- Вы очень точно сказали: «насколько тяжело далась ей роль»… Валентина играет только одну роль, и в кого она перевоплощается, пусть зритель решает сам. Для меня Валентина Родницкая – Розовая Дама, читающая письма умирающего Оскара и вспоминающая о том, как она привела его к Свету. Актриса в течение двух часов находится на сцене одна и проживает сердцем, душой, нервами трогательную и очень непростую историю… История эта столь велика, что умудриться вложить столько чувств в необъятный текст, сжатый временными рамками, - это довольно смело и профессионально!
Она очень опытная актриса, и я уверен, что успех постановки обусловлен результатом большого актерского труда, и то, что этот сложнейший материал оказался ей подвластен, просто здорово! Я вижу, что она растет, набирается мастерства.
- Конечно же, говорить о вершинах творчества еще рано…
- А я думаю, что вершины и не существует. У Ромэна Гари есть книга о мальчике, который очень любил свою мать и решил ради нее совершить подвиг. Однажды он увидел циркового жонглер, который исполнял уникальный номер – жонглировал шестью мячиками. И тогда мальчик решил: «Что бы ни случилось, я буду жонглировать шестью мячиками!» Он сумел обогнать жонглера и поразил публику умением подбрасывать и ловить семь мячиков. А потом он неожиданно осознал, что восьмого… не существует! Что же Гари имел в виду? Да будь ты самым крутым Достоевским, и все равно умрешь последним писакой, потому что не смог написать самую лучшую в мире повесть! Поэтому всегда есть, куда двигаться. Нужно лишь относиться к себе с легкой иронией.
- А куда двигаетесь вы? Что в творческих планах режиссера Родницкого?
- Страшно произносить! Случайно проговоришься о планах, и потом ничего не получается. Однажды я сказал, что буду ставить мою давнишнюю мечту - «Короля Лира», и мне даже пообещали, что помогут с этой очень сложной, серьезной постановкой, но… Планы так и остались планами – проговорился! Сейчас собираюсь заняться классической комедией в стихах. Возможно, поставлю что-нибудь искрометное, яркое, возьму испанского или французского автора. Роскошные костюмы, шикарные дамы и кабальеро…
- Насколько сейчас актуален разговор о Боге?
- Человека во все времена волнует вопрос: есть ли Бог? Все точки над i были расставлены только в раю. Когда человек неуверен в существовании Высшего разума, он находится в подвешенном состоянии, пытаясь найти свой путь к Богу. Поиск Бога в себе, окружающем мире будет важным всегда, пока существует человечество.
- Но сейчас вера фактически превратилась в фетиш. Веровать - модно.
- Модно ходить в церковь? Походы в церковь и истинная вера не всегда совпадают. Очень сложный вопрос, но говорить о социальном аспекте веры мне бы не хотелось. Если в сердце живет настоящая вера, Бог – неоспоримый императив и для буддиста, и для православного, и даже для человека, который молится на… дверь. Не вижу ничего плохого в том, что политики ходят в храм и зажигают свечки – ну и что? Пусть соревнуются, у кого свеча больше, это их проблемы. А вдруг они действительно верят?! И хорошо, если так...
Я ставлю спектакль, чтобы найти родственную душу, чтобы рассказать ей о проблеме, которая волнует меня здесь и сейчас. И совершенно не обязательно, что человек воспримет рассказанную тобой историю так, как понимаешь ее ты. Признаюсь честно: читаешь порой рецензию, и тебе остается лишь удивляться тому, как другой, мыслящий человек проанализировал твою работу. Делаешь квадратные глаза - ты и не думал подвести зрителя к тому подтексту, о котором в отзыве идет речь! Важно другое: людей зацепило, задело! После просмотра у них возникают свои ассоциации, интересные мысли. Режиссер должен будоражить людей, побуждать их к размышлениям. Это и есть моя главная задача!
- Вы бросаете камень и смотрите на круги на воде?
- Вероятно, да!