Юрий Трусов: Дизайн - это образ жизни

Культура

Кафе «Печки-лавочки» - одно из самых излюбленных мест отдыха смолян. Уютный интерьер, стилизованный под русскую избу, предметы старины, ласковое тепло дерева и беленая кирпичная кладка, ассоциирующаяся с кормилицей-печью... Однако далеко не каждый посетитель кафе знает, что «Печки-лавочки» - детище председателя Смоленской организации Союза дизайнеров России Юрия Трусова. Недавно Юрию Трусову исполнилось 45 лет. Именно этому событию и была посвящена персональная выставка именитого смоленского дизайнера. На выставке в Доме художника ценители искусства, рожденного XX веком, смогли увидеть как дизайн-проекты, так и фотографии готовых объектов, выполненных по эскизам Юрия Трусова, - интерьеры жилых помещений, ресторанов и кафе, ландшафтный дизайн, оформление фасадов зданий. А также акварельные работы, поскольку дизайнер Юрий Трусов является членом Союза художников России.

- У каждого автора существует потребность поделиться со зрителями, коллегами, потенциальными заказчиками своими наработками и достижениями, - говорит Юрий Викторович. - Особенность этой выставки в том, что большую часть экспозиции занимают фотографии готовых объектов, над которыми я работал последние три года. Это неслучайно. Сейчас само время дает возможность воплощать художнику-дизайнеру практически все проекты в жизнь. Эскизов мною было сделано множество, но в основном я работал... в стол - в тот момент у заказчиков не было необходимых материалов для воплощения моих идей, да и денег порой не хватало. Поскольку выставка ретроспективная, смоляне могли увидеть и мои старые работы. Но таких эскизов очень мало: со временем многое утрачивается...

Сегодня ситуация изменилась радикально: ко мне напрямую обращаются люди не за проектом - за результатом. Именно поэтому мне захотелось показать реализованные идеи - в фотографиях. Радует, что такие работы составляют большую часть выставки. В этом весь интерес!

- Кто платит, тот и музыку заказывает. Трудно или нет найти общий язык с заказчиком?

- Меня в процессе создания дизайн-проекта и его дальнейшего воплощения интересуют исключительно художественные задачи. Естественно, дизайн интерьера, ландшафта должен соответствовать своему функциональному назначению и вкусовым потребностям человека, который сделал заказ. Но есть и нюансы, которые известны только дизайнеру. Как раз эта сторона вопроса и кажется мне наиболее привлекательной. Хочется максимально высокохудожественно решить композиционные и образно-эмоциональные задачи, попытаться донести до людей идею и настроение пространства. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо подобрать материалы. И вот на данном этапе я начинаю мягко, ненавязчиво предлагать заказчику свою версию видения материала, исходя из эстетики пространства. Ведь для меня важно не просто найти функциональное решение, но и увидеть воплощение своей идеи в конкретных формах, цвете, узнать, соответствует ли проект найденному художественному образу, и какое эмоциональное воздействие производит пространство, среда, которую я создал. Подходов в дизайне масса! Это конструктивизм и функционализм, постмодерн и направления декоративного характера. И все же мне ближе образность, и вот здесь-то и требуется умело угадать пожелания заказчика, поскольку дизайн, в отличие от художественного творчества, зависим от требований клиента. И решить интерьер в контексте поставленных передо мной целей достаточно тяжело. Процесс реализации проекта объекта напоминает мне работу режиссера, которому, чтобы получить результат, необходимо свести в единое целое множество пространственно-временных линий и организовать труд большого количества людей.

- У Вас наверняка есть любимые работы и не менее любимые материалы ...

- Работы у меня все любимые. В процессе создания интерьера объекта я выкладываюсь полностью, а потом появляется новый объект, и... любовь переходит на него. А к нелюбимым работам можно отнести только те, при выполнении которых отношения с заказчиком не складывались. То есть когда мое мнение не совпадало с мнением клиента. В данной ситуации есть два пути - либо сразу уйти, либо пойти на поводу у заказчика и... его вкуса. Хотя вкус этот может быть невоспитанным. Хорошо, что сегодня гораздо чаще, чем в былые годы, попадаются мудрые люди, обладающие чувством стиля и доверяющие дизайнеру. Что же касается любимых материалов, в этом вопросе я солидарен с Сергеем Тимофеевичем Коненковым, который предпочитал работать с деревом. При этом я не отрицаю и современные технологические достижения в области дизайна, особенно синтетику - все эти натяжные потолки, конструкции из гипсокартона и т.д. Дизайнеру нужно следить за развитием прогресса, поскольку на рынке каждый день появляются новые материалы и ты просто обязан быть в курсе. И все же считаю дерево, глину и керамику более близкими человеку материалами. Натуральное всегда ближе к коже!

- Как в «Печках-лавочках»?

- На выставке представлены фотографии интерьера квартиры, над которой я работал два года. Проектировал интерьер, осуществлял авторское руководство. Признаюсь честно, это был довольно трудный объект - даже для профессионала. Мне иногда приходилось отказываться от услуг строителей, не сумевших выполнить дизайнерский замысел: им не хватало квалификации. Просто в соответствии с проектом каждую деталь нужно было проектировать индивидуально и так же исполнять. Помещение получилось современным, и самое интересное, что мне удалось подать традиционный материал - натуральное дерево - нетрадиционно, в новом качестве.

- Были ли у Вас не принятые заказчиком объекты?

- В основном сложности во взаимопонимании или удовлетворении требований заказчика происходят на стадии создания проекта. Сейчас, как правило, подобных ситуаций не бывает. Но раньше - да, случалось. Затруднения возникали по разным причинам. И чаще не из-за недостатка профессионализма или информационного голода - был такой период в развитии российского дизайна, когда в страну хлынули новые материалы, однако сами заказчики еще не были готовы к дизайнерским изыскам и творческому поиску. Для этого потребовалось время. Радует, что сегодня наконец-то пришло понимание, что дизайнер является ключевой фигурой в проектировании дизайна интерьера или ландшафтного дизайна объекта.

- Вы не только дизайнер, но и педагог...

- В этом году в СмолГУ состоялся второй выпуск дизайнеров, и мне очень приятно, что уровень подготовки специалистов по сравнению с прошлым годом заметно вырос. Осмелюсь заметить, что на сегодняшний день государственный университет в области дизайна является самым серьезным заведением, потому что здесь собран сильный коллектив, состоящий из дизайнеров-профессионалов. Без серьезной образовательной подготовки развивать дизайн практически невозможно. Дизайн - искусство XX века, а дизайнер - не самоучка. В университете существует специальная программа подготовки кадров, которая основывается на отработанных дизайнерских достижениях, и мы на ее основе выстраиваем, формируем мышление будущих дизайнеров, начиная с первого курса. Ведь дизайнер - это образ жизни, художественный образ мышления.

- У нас много талантливых студентов?

- Да. Молодежь очень талантливая. Также следует отметить то, что студенты тяготеют к современным технологиям. В особенности к компьютерным.

- Это хорошо или плохо?

- Конечно, хорошо! Время вспять повернуть невозможно, прогресс неумолимо движется вперед. Что же касается достижений, я часто бываю на всероссийских выставках, представляющих дизайн образовательных учреждений (в том числе и московских), и с удовольствием отмечаю, что во многом результаты наших студентов превосходят наработки молодых дизайнеров-москвичей. Мне приятно это осознавать.

- И Ваша заслуга в этом есть?

- Есть, конечно, но в первую очередь успехи смоленских дизайнеров-студентов - это заслуга нашего коллектива и руководства вуза. Чтобы организовать учебный процесс на отлично, нужно создать и серьезную материальную базу, вложив большие деньги. У дизайнеров по-другому не бывает. Серьезные люди организуют серьезную работу!



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
53 минуты назад
Сообщение об их пропаже появилось на форуме ПСО «Сальвар» се...
15 минут назад
Мужчина не стал жаловаться, но решил донести до земляков «ин...
сегодня, 20:37
Такова официальная статистика обращений за медицинской помощ...
сегодня, 20:00
Судебные приставы «поймали» должника с помощью спецоборудова...

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 691