В российский прокат вышла «Легенда о Коловрате» - героическое фэнтези Ивана Шурховецкого и Джаника Файзиева.
Изначально идти на фильм не хотелось. Виной тому - навязчивый телевизионный ролик, вызывающий ассоциации с голливудскими поделками в духе «300 спартанцев». Шаблонные и порой неуместные шутки-прибаутки, намозоливший глаза Алексей Серебряков (князь Юрий), который всегда играет одинаково, плюс – неясность происходящего на экране. Да и главный герой – Евпатий (Илья Малаков) какой-то не по-богатырски щуплый, а плечистый хан Батый донельзя женоподобный.
Неужто нам очередную «историческую» клюкву про нового русского «Викинга» показать вздумали? Время шло, ролик крутили, насыщая его новыми сценами, и подробностями создания фильма, снятого на все 100 процентов «хромакеем» в павильонах канувшего в Лету одного из крупнейших в стране машиностроительных заводов.
Сомнения рассеял главный продюсер и сценарист картины Джаник Файзиев: «Драма «Легенда о Коловрате» заявлена как героическое фэнтези». Своего рода, киносказка о русском герое в эпоху завоевания Руси Золотой Ордой. Существовал ли такой человек в реальности? Не исключено, что русская земля породила героя, способного с 20-ю воинами встать на защиту Отчизны. Чем не аналогия с «28-ю панфиловцами», оборонявшими Москву в 1941 году? (Кстати, в «панфиловцах» упоминается легенда о подвиге 300 спартанцев – один из персонажей картины рассказывает эту историю для поднятия боевого духа бойцов).
С течением веков история, возможно, записанная с чужих слов летописцем, становится легендой, а легенда – мифом. Евпатий – герой народного предания, выстраданный пролитой кровью символ сопротивления. Так можно договориться до того, что и подвига панфиловцев никакого вовсе не было, а была журналистская выдумка – сражающийся с фашизмом народ нуждался в примерах наивысочайшего патриотизма и самоотверженности.
«Легенда о Коловрате» - фэнтези, и точка! «Так что нет смысла критиковать картину за детали костюмов или особенности боевых тактик. Авторы «Легенды» дали волю фантазии, и смотрится их кино «богато» и впечатляюще, а порой и необычно», - убежден Борис Иванов («FILM.RU»).
И все же, что касается фантазии, воля авторов разыгралась вовсю: величественный хан Батый (Александр Цой) в шелковом халате, расшитом золотыми драконами, и вправду напоминает… трансгендера. Этакую мужеподобную владычицу, Властелину Зла, возглавившую несметные полчища, загримированного под орков Питера Джексона. Ближайшее окружение Батыя также наталкивает критически настроенного зрителя на довольно скабрезные мысли – а что за женоподобный юноша с намазанным белилами лицом сопровождает хана? Уж не фаворит ли, толковый в альковных делах?
Есть и другие «клубничные» странности в фильме с маркировкой «12+». Жена Коловрата Настя (Полина Чернышова) с готовностью обнажается, сверкая с экрана соблазнительными упругими ягодицами и показывая литую грудь. Герой легенды с малолетства страдает амнезией (сказалась психологическая травма, полученная им в сражении с ордынцами в подростковом возрасте), потому Настя, исполнив обряд посвящения Евпатия в реальность и вернув ему на сутки память (на следующий день герой эпоса все позабудет), спешит с ним «полюбиться». Подсмотреть, что будет дальше, невинные детские глазенки не успеют – героям фильма помешают заняться любовью, да и слава Богу!
Также вольно обошлись создатели киносказки – а иначе фильм и не назовешь: легенда, эпос, фэнтези, - с именами героев. Сценаристы особо не парились: ведь на процесс заимствования имен собственных очень серьезно повлияли путешествия «из варяг в греки». В противном случае, женушку Евпатия кликали бы Ендусдохта или Сосипатра – именно так называли девочек в бытность Древней Руси!
Да и прозвище народного героя «Коловрат» - славянский символ солнца не что иное, как свастика - очень древний арийский символ, и на Руси он был более известен, чем в Германии. Смелый поступок, поскольку в определенных кругах за любое упоминание о свастике могут пришить «экстремизм». Вообще-то «коловрат» - символ круговорота в природе и обществе, в основу которого лег равносторонний крест. Но крест статичен и не символизирует движение, а «коловрат» динамичен и символизирует циклическую природу времени. Евпатия «солнышком» назвала его будущая жена за врожденное умение биться вкруговую двумя мечами одновременно.
Шут с ней, с арийской символикой, нашедшей отражение и в украшательстве смолянами рушников, да и с критикой тоже. Кое-кто в момент трапезы картошку на экране разглядел, а с ней русичей не иначе как с легкой руки Петра I познакомили. Громадного ручного медведя - охранника некоего отшельника, тоже к типичным «матрешечным» нелепостям отечественной кинематографии причислили. Дескать, медведь – это наше «единороссийское» ВСЕ. Шаблонный стереотип наряду с шапкой-ушанкой, самоваром, самогонкой и незабвенным автоматом Калашникова. Эпоха не та, с калашом на Батыя даже в эпическом фантазийном сказании как-то неловко идти!
Поюродствовали немного, впору и о плюсах фильма сказать. А плюсов у «Легенды о Коловрате», не вдаваясь в ненужные исторические подробности и детали (не судите строго изящную патриотическую выдумку для детей и юношества – это казуистика!), больше, чем минусов. Картина получилась зрелищной, динамичной и очень красивой – словно рекламный постер, описывающий восхитительную прелесть российских просторов. Золото осени, заснеженные сказочные леса, Рязань, напоминающая архитектурный ансамбль, сложенный из пряничных домиков. Гроздья алой рябины в белоснежных хлопьях, красногрудые невиданные птицы…
И – люди. Простые, от комля земли русской, но фанатично преданные Родине. Каждый из них – герой. Герой не только тонкошеий легендарный Коловрат, превращающийся с помощью боевого мастерства в сияющее солнышко, разящее смертоносными лучами беспощадного врага.
И перед каждым из 20 ратников хан Батый мог бы преклонить колени, как в финале ленты, когда потомок Великих моголов велит с воинскими почестями похоронить мужественного защитника Отечества. Даже перед героем нелепого и смешного, но чрезвычайно находчивого Тимофея Трибунцева, произнесшего перед смертью главную мысль фильма: «Все пошли, и я пошел, все погибли, и я погиб». Погиб ради спасения Родины и ее будущего – детей.
Здесь нет полутонов. Есть противостояние Зла и Добра, Красного и Синего цветов, символизирующее разность менталитетов, сердечное тепло павших за правое дело русских людей и бессмысленную жестокость ненавистных пришельцев.
«В контексте кризиса самоидентификации российского кино «большого стиля» русская история действительно ничем не уступает греческой или, например, китайской и вполне заслуживает перенесения избранных сюжетов на экран», - пишет Ярослав Забалуев («Газета. RU»).
Пожалуй, лучше не скажешь!