Культурный калейдоскоп по-смоленски

Культура

Уходящий 2017-й был до предела насыщен громкими событиями в сфере культуры. Смоленск принял гостей 60-го по счету Глинковского фестиваля – долгожителя; в рамках федерального проекта «Большие гастроли», поддержанного Президентом РФ Владимиром Путиным, прошли гастроли Азербайджанского русского театра имени Самеда Вургуна. Рождались новые проекты, открывались выставки столичного масштаба…
Итак, чем запомнился смолянам 2017-й?      

             Возвращение забытых имен и неожиданные подарки

2 июня в Смоленской художественной галерее состоялась торжественная церемония передачи в дар музею парадного портрета императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа руки художника Евгения Максимовича (1906). Раритет Смоленску подарили москвичи – Валерий и Татьяна Ивановы.

1 июля выдающемуся смоленскому графику, живописцу и иллюстратору книг Владимиру Ружо исполнилось бы 95 лет. Это он создал одну из визитных карточек Смоленска – колоссальную семиметровую панораму нашего города, долгое время выставленную в фойе кинотеатра «Октябрь». Дальнейшая судьба панорамы в настоящее время не известна.

Владимир Ружо - пейзажист и военный летчик, которому, как отмечал Юрий Гагарин, «было свойственно ощущение полета и особенность взгляда сверху», - не только подарил первому космонавту планеты свою работу, но и… приодел в стильное пальто Ильича самого Льва Кербеля, с которым был дружен!

Чудеса на подмостках

Смоленскому театру кукол им. Светильникова – 80! Театр молод душой и строит планы: «Я хочу развивать театр в трех направлениях: бэби-театр, театр кукол для детей от пяти до двенадцати лет и спектакли для взрослых, - говорит главный режиссер Павел Акинин. - Бэби-театр – новинка, которая уже пришлась по душе смоленским мамам и папам, а также их малышам. Все проходит семейно и «мягко», потому что действие разворачивается на ковре и подушках, где можно всласть покувыркаться. Мы хотим сделать серию таких постановок.

Готовим еще один сюрприз для смолян - трилогию по сказкам А.С. Пушкина, уже поставили спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке». На подходе – яркие шоу «О попе и работнике его балде» и «Сказка о царе Салтане». В спектаклях будет использована только одна декорация, за счет ее вращения у зрителей создастся ощущение полной смены обстановки».

15 сентября на премьеру спектакля «Как Боги» в постановке главного режиссера Смоленского драмтеатра Виталия Барковского пожаловал автор пьесы - публицист, драматург и поэт, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. По мнению Полякова, постановка Виталия Барковского «Как Боги» - несомненная творческая удача. Сценическое решение «Территории любви» (именно так интерпретировал режиссер жанр пьесы) необыкновенно продуманно и интересно.

«Спектакль не похож ни на один, который я видел из 14 постановок по моей пьесе», - заявил драматург.

Юрий Поляков сделал Виталию Барковскому предложение, от которого невозможно отказаться: пригласил смоленскую труппу на международный фестиваль, который пройдет в 2018 году и будет полностью посвящен его творчеству.

Кинококтейль с привкусом горечи

В январе в КВЦ им. Тенишевых открылась выставка памяти художника Кошелева, создавшего декорации ко многим фильмам, в том числе киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука. Декорировавшего «Войну и мир» Кошелева отметили «Оскаром» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Кстати, часть съемок тетралогии проходила на Смоленщине – сцена Бородинского сражения снималась под Дорогобужем.

3 сентября в Смоленске стартовал X Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс». Бриллиантовый Гран-при смотра кино в Смоленске присужден социальной драме Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Это уже второй главный приз смоленского фестиваля в копилке всемирно известного режиссера. В 2011 году Звягинцев удостоился крылатой птицы Феникс за картину «Елена».

В этом году и сами смоляне отличились на съемках серьезных кинопроектов. Фильм «Теснота» 26-летнего дебютанта из Нальчика Кантемира Балагова, представленный на 70-м Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд», получил приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). Художественным руководителем проекта выступил Александр Сокуров, а в качестве оператора - смолянин Артем Емельянов. В Смоленске «Теснота», успевшая завоевать ряд престижных призов, на большой экран так и не вышла.

16 августа российское кино покинула хрупкая и трогательная, поэтичная Вера Глаголева. Та самая Вера, что трижды (случай беспрецедентный!) завоевывала в Смоленске Гран-при кинофестиваля за фильмы «Чертово колесо» (2008 год), «Одна война» (2009 год) и «Две женщины» (2014 год).

Свою психологическую драму по произведению И.С. Тургенева «Две женщины» Глаголева снимала в Новоспасском.

«Терпения для съемок понадобилось очень много, - призналась Вера на кинофестивале в Смоленске. - Поиск партнеров продолжался два года и, чтобы собрать надежную команду, мне и продюсеру Наталье Ивановой пришлось обивать пороги престижных кинофестивалей – ММКФ, Канны, Берлинале.

Именно в Каннах мы озвучили, где будут проходить съемки – на Смоленщине, в селе Новоспасское, в музее-усадьбе Глинки. Драгоценная находка! Слишком мало в России дворянских гнезд, сохранивших свой первоначальный облик. А здесь – просто чудо: в этих темных аллеях оживают произведения Тургенева…». На вопрос, продолжится ли в дальнейшем дружба Глаголевой со Смоленщиной, в 2014 году Вера ответила твердо: «Планы есть! Мы и в дальнейшем будем приезжать на кинофестиваль в Смоленск - уж точно! И будем показывать здесь свои работы. Это обязательно, я свое слово держу».

Не сдержала…

Книжный бум

В марте библиофилы Смоленска получили в подарок сборник «Маленькая Родина большой страны: смоляне о Борисе Васильеве», составленный педагогом, кандидатом филологических наук Владимиром Карнюшиным. Владимир Анатольевич всю свою жизнь посвятил научно-исследовательской работе и пропаганде наследия Бориса Львовича. Это его заслуга в том, что мы совсем недавно осознали – всемирно известный писатель, который мог стать Нобелевским лауреатом, - наш земляк!

На сегодняшний день Владимир Карнюшин – единственный в России исследователь творчества Васильева.

В этом году состоялось еще одно событие, посвященное человеку, сыгравшему огромную роль в политике и экономике региона. Издательство «Свиток» выпустило книгу о Юрии Ребрике. Сборник воспоминаний «Юрий Ребрик: «Люди должны научиться говорить «нет» издан под редакцией Анатолия Стерлягова при участии и поддержке СГУП «ПО «Кристалл», семьи промышленника, политика и общественного деятеля, а также друга и партнера Юрия Николаевича - Владислава Халецкого. Книга рассказывает о жизненном пути Почетного гражданина Смоленской области.

29 сентября журналист Вячеслав Щепоткин представил работникам «Кристалла» свою новую книгу «Дуэль алмазных резидентов», попытавшийся осветить одну из страниц современной истории Смоленска, связанную с драматической борьбой против приватизации ПО «Кристалл». Ее апогеем стало наглое убийство гендиректора предприятия Александра Шкадова в 1998 году. Это преступление так и не было раскрыто. Не в приговоре суда, но в жанре беллетристики Вячеслав Щепоткин попытался осмыслить многие вопросы, оставшиеся без ответа.

«Симфония цвета», «Вероломство образов» и «Тайнопись» Сальвадора Дали

В этом году главная выставочная площадка региона удивила смолян тремя масштабными выставками. В мае поклонники постимпрессионизма познакомились с «Симфонией цвета» нидерландца Винсента Ван Гога – одного из самых известных живописцев в мире. Сегодня его полотна стоят миллионы долларов, однако при жизни художника его работой прикрыли… отверстие в полу отхожего места.

На выставке были представлены репродукции 70 известных полотен постимпрессиониста, выполненные в технике «жикле». Это технология позволяет воссоздать произведение искусства на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка.

2 августа в Смоленск привезли мастера «магического реализма» Рене Магритта и его коллекцию «снов наяву» «Вероломство образов».

«Вероломство образов» - это собрание практически всех существующих литографий мастера – 48 цветных работ из частных коллекций Франции и Бельгии. Цветные литографии изданы Фондом Рене Магритта после смерти художника. Смоляне убедились воочию, что литографии Магритта не просто красивые и бездушные постеры, они содержат глубокий философский замысел. Показать существование скрытого смысла, потаенной сути явлений в мире – вот задача сюрреалиста Рене, поставленного на одну ступень с Сальвадором Дали. Однако Магритт категорически отказывался причислять себя к этому направлению.

Образы Магритта мистичны и наталкивают не на сухие интеллектуальные споры, а на игры разума, конечная цель которых - поиск истины бытия.

1 декабря 2017 года открылась выставка великого мистификатора – сюрреалиста «Сальвадор Дали. Тайнопись». Пестрые образы, рожденные в легендах и мифах, на страницах сказок и повестей, по мановению руки художника перенеслись в красочный сюрреалистический мир. Здесь, в паутине случайных ассоциаций, в царстве сна и воображения, загадочный Сальвадор Дали предстает нашим глазам волшебником, умеющим видеть скрытые связи и суть вещей.

Для создания экспозиции Арт-центру в Перинных рядах (Санкт-Петербург) потребовалось три года кропотливого труда. Коллекция насчитывает 61 оригинальное цветное графическое произведение из собраний частных коллекционеров и галерей Европы и Америки. На выставке представлены литографии из серий «Кармен» (8 избранных работ из уникального издания 1968 года), «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1969 - 1984 годы), 18 «Далинианских лошадей», а также 20 иллюстраций к повести Педро де Аларкона «Треуголка» (1958). Венчает собрание триптих «Трилогия любви» (1976) - заветная мечта коллекционеров со всего мира.

Смоленщина в объективе фотокоров «РП»

На выставочную арену КВЦ в марте вышел и «Рабочий путь» с экспозицией «Смоленщина в объективе эпохи», приуроченной к 100-летию издания. Смоляне увидели редкие снимки смоленских фотографов из архива газеты и Смоленской организации Союза фотохудожников России. Выставка познакомила зрителей с работами смоленских фотокоров, в разное время сотрудничавших с «РП». Здесь были представлены исторические кадры, запечатлевшие этапы становления газеты в начале XX века. Особое внимание зрителей привлекли снимки военных корреспондентов.

Большая часть снимков 60-х - 90-х годов отражает исторические события, знаковые места и бытовые сцены этого периода. Но главное – это лица людей, в них отразилось время.                  

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
57 минут назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
сегодня, 13:10
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
Новости партнеров