Прощай, «Маркиза де Сад», здравствуй, «Приглашение в замок»!

Культура

227-й театральный сезон откроется 6 октября спектаклем Виктора Прокопова «Приглашение в замок» по пьесе Жана Ануя.

Примечательно, что Ануя в Смоленске не ставили как минимум четверть века. Однако следует отметить, что первоначально предполагалось порадовать театралов другой постановкой - изысканной «Марией Стюарт» Шиллера. Увы!

- К сожалению, в последние годы даже искусство стало потребительским, - говорит главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Виктор Прокопов. - И в данном случае Смоленск ничем не отличается от других провинциальных российских городов. Наш город мал, и в процентном отношении число людей, готовых смотреть серьезный спектакль, пока невелико - и «Мария Стюарт» остается постановкой будущего. Художнику приходится выбирать: либо ты занят позиционированием себя, либо работаешь на публику. Мы пытаемся совместить в нашем творчестве и то и другое. Скажу больше: любой спектакль дает возможность творческого роста для труппы, если к режиссуре, актерскому мастерству подходить не как к функции, а как к творческому поиску.

«Приглашение в замок» - многонаселенная пьеса, предполагающая, что каждая работа актера на сцене должна быть самодостаточной и оригинальной, предусматривающей как комизм, так и драматизм исполнения каждой роли. Так что говорить о том, что в «Приглашении» есть главная роль, нельзя категорически. Все роли будут по возможности главными! Однако игровой стержень, задающий тонус постановке, в пьесе все же имеется, в качестве «стержневой основы» выступают Алла Козлова и Игорь Голубев. Кстати, Игорю придется «жить» в спектакле в двух ипостасях. Сюжетная линия произведения Ануя предполагает присутствие на сцене близнецов, их-то и придется сыграть Игорю Голубеву. Сделать это безумно сложно технически - актеру придется находиться на подмостках два с половиной часа.

Пьеса сложная не только с точки зрения сценической «перенаселенности» - творение Жана Ануя изобилует текстом.

- Когда текста немного, можно фантазировать, уходить за рамки текстовых ограничений, но в данном случае поступить подобным образом практически невозможно, - утверждает Виктор Прокопов. - Пьеса насыщена совершенно безумными блистательными монологами и диалогами, и само произведение написано в духе 40 - 50-х годов. Тогда было совсем иное время, телевизор еще не вошел в обиход, и люди никуда не торопились, не имея представления о том жестком ритме жизни, под влиянием которого пребываем сегодня все мы. Поэтому мы не можем себе позволить роскошь давать прелестные, но чрезвычайно длинные монологи полностью. Купюры неизбежны. Но лично для меня немаловажно трепетное отношение к драматургии, так что постараемся купировать немного текста, чтобы остались и география, и мысль. Зритель все поймет.

Помимо «Приглашения в замок», в репертуаре нового театрального сезона запланированы премьеры еще нескольких спектаклей. Роман Родницкий ставит «Сирано де Бержерака» Ростана, а Олег Кузмищев, который станет в этом году дипломированным режиссером, - «Медею» Еврипида. Плюс новогодняя сказка и «Иванов» Антона Павловича Чехова в исполнении Виктора Прокопова к закрытию сезона. Если с постановкой новых спектаклей удастся справиться, возможны премьеры и на малой сцене.

К прискорбию, театралам придется расстаться с постановками «Маркиза де Сад», «Свои люди», «На руинах любви» и сказкой «Золотой ключик». Причина расставания - руководству театра приходится учитывать интересы публики...

- Если бы спектакль был как кассета с фильмом, снял с полки - поставил, не было б проблем, - говорит Виктор Прокопов. - Но в каждой постановке задействованы колоссальные человеческие ресурсы, а труппа у нас небольшая, в ней и 30 актеров нет. А спектаклей много. И если постановку давать раз в два месяца, она теряется, забывается. И к чему тратить колоссальные усилия, если в зале сидят пять человек? И на фестиваль старый, обкатанный спектакль не отправишь - он непременно должен быть свежим, максимум двухлетней давности.

«Сладкий сон без антракта» по пьесе Некрасова «Осенняя скука» театру удалось восстановить - роль Мезенева, покинувшего труппу, сыграет Кузмищев. Гораздо сложнее обстоят дела с «реставрацией» «Горе от ума» Юрия Клепикова. Но, скорее всего, этот блестящий спектакль все же будет сохранен.

Еще одна хорошая новость - в труппе ожидается пополнение: желание приехать в Смоленск изъявила молодая семейная пара. Правда, приедет ли актерская чета, пока неизвестно, но будем надеяться на лучшее.

Увидят ли смоляне в новом сезоне спектакли с высокотехнологичным «обрамлением»? Как уже сообщалось, областная администрация выделила деньги на приобретение проектора, и театр хотел использовать ноу-хау в новых спектаклях.

Однако, по словам Виктора Леонидовича, «он как бы есть, но его еще у нас нет»:

- Все равно спектакль за счет проектора не решишь. Да, он многое может, но... ничего не решает и нечасто используется в постановках. Но когда мы ставили «Снежную королеву», думали: «Эх, если бы у нас был проектор, мы бы сняли где-нибудь за городом Кая на белой лошади!» Как только проектор поступит - будем с ним работать.

Новый сезон - новый бенефис. На сей раз - Игоря Голубева. Ориентировочно вечер, посвященный творчеству этого замечательного актера, запланирован на 10 ноября. Ждем-с!








Загрузка комментариев...
Читайте также
1 минуту назад
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
сегодня, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
сегодня, 21:12
48 минут назад
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров