Анатолий Папанов. Он не был «хохмачом» и не травил анекдотов…

Культура

31 октября нашему земляку, народному артисту СССР Анатолию Папанову исполнилось бы 95 лет. Удивительно скромный, сутулый человек с незабываемой хрипотцой в голосе и глубокой грустью в глазах. Его привыкли воспринимать как комика, нелепого контрабандиста «Лелика» с отклеившимся в самый неподходящий момент усом… А он-то «Копалычем» был. Репрессированным зэком Николаем Павловичем Старобогатовым из «Холодного лета 53-го…». Таким мы его и запомнили. Об Анатолии Папанове вспоминают его дочь Елена, режиссер Александр Прошкин и земляки артиста.  

                 Личное дело

Анатолий Дмитриевич Папанов (1922 – 1987) родился в Вязьме Смоленской губернии. Отец был военным, мать – полька, швея ателье. Он прожил в Вязьме всего восемь лет – в конце 1920-х семья Папановых переехала в Москву. Толик закончил школу на «тройки» и устроился в литейную мастерскую. После смены занимался в театральном кружке при клубе «Каучук».

Завтра была война

В 1940-м Папанова призвали в армию. В 1942 году под Харьковом будущий студент ГИТИСа получил ранение – в госпитале ему ампутировали два пальца на ноге и комиссовали по инвалидности.

«Я помню свой первый бой, в котором из нас, 42 человека, осталось в живых 14. Я ясно вижу, как падал, убитый наповал, мой друг Алик Рафаевич. Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором… Мы бежали недалеко друг от друга и перекликались – проверяли, живы ли. И вдруг:

«То-о-о-ли-ик!» Обернулся. Алик падает… Рядом кто-то кричал: «Чего уставился? Беги со всеми, а то и самому достанется».

Я бежал, не помня себя, а в голове стучало: нет Алика, нет Алика… Помню эту первую потерю как сейчас».

(Ю. К. Крылов «Анатолий Папанов. Снимайте шляпу, вытирайте ноги»).

Летом 1942 года Анатолий вернулся в Москву и пришел поступать в ГИТИС. Прием студентов закончился, но его – о чудо! прослушали и взяли сразу на второй курс… А потом был Театр Сатиры (Москва).

Роли шутейные и горькие

В 1960-х – 1970-х годах Анатолий Папанов активно снимался в кино – играл небольшие характерные роли в фильмах «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «12 стульев». Он никогда не был доволен своей «шутовской» долей. Папанову хотелось большего: «Зрителям запомнилась моя работа в комедии «Бриллиантовая рука». Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный. Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Сказалось несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту. Мне не слишком интересно воплощать на сцене и экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска. Я всегда старался этого избегать…».

Его драматический талант раскрылся в картинах «Живые и мертвые», «Иду на грозу», «Белорусский вокзал». «Холодное лето 53-го» - вершина творчества Анатолия Папанова.

Дела семейные: «Папа подшучивал надо мной – нету красоты…»

Елена Анатольевна Папанова никогда не кичилась своей фамилией. Наоборот, немного… стеснялась ее! Считала, что человек должен сам чего-то добиваться в жизни. «У меня есть знакомые, которые узнали, что я дочь Папанова, только через несколько лет общения со мной, - призналась дочь артиста. - Папа всегда с юмором говорил, что я недостаточно красива для того, чтобы играть. Я хорошо помню, как дома висели календари с изображением красавиц советского кино: Людмилы Хитяевой, Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой, Любови Орловой. Тогда я всерьез считала, что недотягиваю до эталона красоты. Конечно, папа подшучивал надо мной - актрисы нужны разные…».

Об отце вспоминает Елена Папанова (из интервью журналиста «РП» Екатерины Сухопаровой):

«Большой самоед был!»

«Отец не был богемным человеком, любил одиночество. Он большой самоед, никогда не был доволен тем, что делал. С критикой относился к себе, но не к окружающим. Никогда не ругал актеров за игру.

Людям казалось, что он в жизни такой же весельчак, как и на сцене, но это не так. Папа был очень серьезным и сдержанным. Одевался всегда скромно, лишь бы ему было удобно. За год до смерти, осенью, мы с ним и дочками поехали на дачу. Тогда был большой урожай яблок. Я уложила спать детей, сели смотреть программу «Время», и вдруг по телевизору объявили - ночью ожидается сильный снегопад. Папа сказал: «Слушай, яблоки пропадут, надо спасать». А было темно, хоть глаз коли. Вышли с фонариками в сад и стали их собирать. Вдруг большими рыхлыми хлопьями начал падать снег. Теперь, когда слышу песню «Яблоки на снегу», всегда вспоминаю этот эпизод».

«А в последний год своей жизни отец поставил спектакль - это был его первый режиссерский опыт. Но до премьеры не дожил. Он видел только предварительный показ перед худсоветом, на котором присутствовала и я. Отец долго давал последние наставления актерам, потом пришел в зал. Он сидел впереди меня, и я видела, как папа переживает. Когда все получалось, отец как будто вырастал - выпрямлял спину. В тот момент я не знала, куда мне смотреть - на сцену или на него. До сих пор этот образ стоит перед глазами».

«Он любил одиночество…»

«В Театре Сатиры ставили «Ревизора», папа играл городничего. Он специально купил новую книжку в картонной обложке, чтобы готовиться. Когда закончил репетировать, книга выглядела так, как будто ее прочли тысячи человек. А еще ему требовалось одиночество, когда он готовился к роли, чтобы никто не мешал. Отец уходил гулять по лесу и там повторял текст».

Зеленый велосипед Папанова

«Папа мало рассказывал о вяземском периоде своей жизни. Помните, в Смоленске режиссер Юрий Егоров снимал фильм «Отцы и деды»? В Вязьме мне как-то рассказали, что однажды, возвращаясь домой из Смоленска со съемок, отец заехал в родной город. Гулял, заходил в краеведческий музей…».

Впоследствии Елена Анатольевна передала в музей зеленый велосипед артиста и его бюст.

Стеснительный «громодержец»

Вспоминает Татьяна Пастернак (г. Вязьма):

- Вяземский народный театр формировался еще при Евгении Вахтангове, и отец будущего артиста играл на подмостках этого театрального образования. Он часто брал сына с собой за кулисы, и однажды Толику поручили весьма ответственную роль. Отец украдкой унес из дома жестяное корыто, и маленький артист доблестно справился с заданием – изобразил раскаты грома.

У Анатолия Дмитриевича был автомобиль, но он очень стеснялся обладанием этого «роскошества» и ставил машину в каком-нибудь переулке, метрах в сорока от Театра Сатиры. «У нас актрисы в штопаных колготках ходят, а я на авто разъезжаю. Нехорошо это!»

«Каждый мечтал выпить с Анатолием Папановым, а его это бесило невероятно!»

Об Анатолии Папанове вспоминает председатель жюри VIII Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров в Смоленске, народный артист России, режиссер и сценарист Александр Прошкин (2015 год):

- Я хочу рассказать, что такое народный артист в подлинном смысле этого слова. В конце 80-х Анатолию Дмитриевичу предложили роль, о которой он мечтал всю жизнь – в драме «Холодное лето 53-го…». Его дочь, актриса Елена Анатольевна, не раз признавалась: «Папа всегда хотел играть что-то серьезное».

Мы снимали фильм в глухой деревне, расположенной на берегу озера в 150 км от Петрозаводска. Абсолютное безлюдье, потрясающая красота! Я до сих пор не понимаю, откуда местные жители узнавали, что на съемки приедет Папанов. Как только он приезжал, озеро оживало – у берега швартовалось бесчисленное количество лодок с подношениями для всенародно любимого артиста! Грибы, соленья, сало. И – водка. Каждый мечтал выпить с Анатолием Папановым, а его это бесило невероятно.

Как-то раз я не выдержал и вышел к ходокам: «Товарищи, не мешайте работать, уплывайте, пожалуйста!» Ноль внимания. И тогда в разговор включался Папанов – как гаркнет голосом Волка из мультфильма «Ну, погоди!»: «А ну-ка, зайчики…» А дальше шел монолог с применением понятного всем «эсперанто». Гостей как ветром сдувало, и мы продолжали работать.

Они не знали, что Анатолий Папанов не был хохмачом и не травил анекдотов. Глубокий, тонкий, скромный...

Он ушел из жизни на третий день после завершения съемок картины «Холодное лето 53-го…». В 1989 году посмертно Анатолий Папанов стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Копалыча в одноименном фильме Александра Прошкина.

Семь фактов из жизни артиста

* На актерском факультете Папанов стал тренироваться, чтобы преодолеть хромоту. После двух месяцев занятий с хореографом он не только смог ходить без палочки, но и научился танцевать.

* Актер награжден орденами Октябрьской революции, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени.

* Именем Анатолия Папанова названы астероид № 2480 и трехпалубный круизный теплоход Волжского пароходства.

* В 1987 году Папанов дебютировал как режиссер, поставив спектакль «Последние» по Максиму Горькому.

* Великий актер умер 5 августа 1987 года в возрасте 64 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

* На Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс» в Смоленске учрежден «Специальный приз имени актера Анатолия Папанова».

* В 2012 году в г. Вязьма Смоленской области нашему земляку был установлен памятник, который находится в исторической части города, на ул. 25 Сентября.

P.S. 5 ноября на Первом канале состоится премьера документального фильма «Так хочется пожить…». Об отце в картине расскажет дочь артиста Елена Папанова и его внучка - Мария. Елена Анатольевна приглашает зрителей совершить экскурсию по любимым местам детства и юности отца. И, конечно же, в кадре окажется Вязьма – малая родина нашего земляка.

Премьера документальной ленты в сетке канала – в 13 час. 15 мин. 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров