Анатолий Папанов. Он не был «хохмачом» и не травил анекдотов…

Культура
 Анатолий Папанов. Он не был «хохмачом» и не травил анекдотов…

31 октября нашему земляку, народному артисту СССР Анатолию Папанову исполнилось бы 95 лет. Удивительно скромный, сутулый человек с незабываемой хрипотцой в голосе и глубокой грустью в глазах. Его привыкли воспринимать как комика, нелепого контрабандиста «Лелика» с отклеившимся в самый неподходящий момент усом… А он-то «Копалычем» был. Репрессированным зэком Николаем Павловичем Старобогатовым из «Холодного лета 53-го…». Таким мы его и запомнили. Об Анатолии Папанове вспоминают его дочь Елена, режиссер Александр Прошкин и земляки артиста.  

                 Личное дело

Анатолий Дмитриевич Папанов (1922 – 1987) родился в Вязьме Смоленской губернии. Отец был военным, мать – полька, швея ателье. Он прожил в Вязьме всего восемь лет – в конце 1920-х семья Папановых переехала в Москву. Толик закончил школу на «тройки» и устроился в литейную мастерскую. После смены занимался в театральном кружке при клубе «Каучук».

Завтра была война

В 1940-м Папанова призвали в армию. В 1942 году под Харьковом будущий студент ГИТИСа получил ранение – в госпитале ему ампутировали два пальца на ноге и комиссовали по инвалидности.

«Я помню свой первый бой, в котором из нас, 42 человека, осталось в живых 14. Я ясно вижу, как падал, убитый наповал, мой друг Алик Рафаевич. Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором… Мы бежали недалеко друг от друга и перекликались – проверяли, живы ли. И вдруг:

«То-о-о-ли-ик!» Обернулся. Алик падает… Рядом кто-то кричал: «Чего уставился? Беги со всеми, а то и самому достанется».

Я бежал, не помня себя, а в голове стучало: нет Алика, нет Алика… Помню эту первую потерю как сейчас».

(Ю. К. Крылов «Анатолий Папанов. Снимайте шляпу, вытирайте ноги»).

Летом 1942 года Анатолий вернулся в Москву и пришел поступать в ГИТИС. Прием студентов закончился, но его – о чудо! прослушали и взяли сразу на второй курс… А потом был Театр Сатиры (Москва).

Роли шутейные и горькие

В 1960-х – 1970-х годах Анатолий Папанов активно снимался в кино – играл небольшие характерные роли в фильмах «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «12 стульев». Он никогда не был доволен своей «шутовской» долей. Папанову хотелось большего: «Зрителям запомнилась моя работа в комедии «Бриллиантовая рука». Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный. Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Сказалось несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту. Мне не слишком интересно воплощать на сцене и экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска. Я всегда старался этого избегать…».

Его драматический талант раскрылся в картинах «Живые и мертвые», «Иду на грозу», «Белорусский вокзал». «Холодное лето 53-го» - вершина творчества Анатолия Папанова.

Дела семейные: «Папа подшучивал надо мной – нету красоты…»

Елена Анатольевна Папанова никогда не кичилась своей фамилией. Наоборот, немного… стеснялась ее! Считала, что человек должен сам чего-то добиваться в жизни. «У меня есть знакомые, которые узнали, что я дочь Папанова, только через несколько лет общения со мной, - призналась дочь артиста. - Папа всегда с юмором говорил, что я недостаточно красива для того, чтобы играть. Я хорошо помню, как дома висели календари с изображением красавиц советского кино: Людмилы Хитяевой, Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой, Любови Орловой. Тогда я всерьез считала, что недотягиваю до эталона красоты. Конечно, папа подшучивал надо мной - актрисы нужны разные…».

Об отце вспоминает Елена Папанова (из интервью журналиста «РП» Екатерины Сухопаровой):

«Большой самоед был!»

«Отец не был богемным человеком, любил одиночество. Он большой самоед, никогда не был доволен тем, что делал. С критикой относился к себе, но не к окружающим. Никогда не ругал актеров за игру.

Людям казалось, что он в жизни такой же весельчак, как и на сцене, но это не так. Папа был очень серьезным и сдержанным. Одевался всегда скромно, лишь бы ему было удобно. За год до смерти, осенью, мы с ним и дочками поехали на дачу. Тогда был большой урожай яблок. Я уложила спать детей, сели смотреть программу «Время», и вдруг по телевизору объявили - ночью ожидается сильный снегопад. Папа сказал: «Слушай, яблоки пропадут, надо спасать». А было темно, хоть глаз коли. Вышли с фонариками в сад и стали их собирать. Вдруг большими рыхлыми хлопьями начал падать снег. Теперь, когда слышу песню «Яблоки на снегу», всегда вспоминаю этот эпизод».

«А в последний год своей жизни отец поставил спектакль - это был его первый режиссерский опыт. Но до премьеры не дожил. Он видел только предварительный показ перед худсоветом, на котором присутствовала и я. Отец долго давал последние наставления актерам, потом пришел в зал. Он сидел впереди меня, и я видела, как папа переживает. Когда все получалось, отец как будто вырастал - выпрямлял спину. В тот момент я не знала, куда мне смотреть - на сцену или на него. До сих пор этот образ стоит перед глазами».

«Он любил одиночество…»

«В Театре Сатиры ставили «Ревизора», папа играл городничего. Он специально купил новую книжку в картонной обложке, чтобы готовиться. Когда закончил репетировать, книга выглядела так, как будто ее прочли тысячи человек. А еще ему требовалось одиночество, когда он готовился к роли, чтобы никто не мешал. Отец уходил гулять по лесу и там повторял текст».

Зеленый велосипед Папанова

«Папа мало рассказывал о вяземском периоде своей жизни. Помните, в Смоленске режиссер Юрий Егоров снимал фильм «Отцы и деды»? В Вязьме мне как-то рассказали, что однажды, возвращаясь домой из Смоленска со съемок, отец заехал в родной город. Гулял, заходил в краеведческий музей…».

Впоследствии Елена Анатольевна передала в музей зеленый велосипед артиста и его бюст.

Стеснительный «громодержец»

Вспоминает Татьяна Пастернак (г. Вязьма):

- Вяземский народный театр формировался еще при Евгении Вахтангове, и отец будущего артиста играл на подмостках этого театрального образования. Он часто брал сына с собой за кулисы, и однажды Толику поручили весьма ответственную роль. Отец украдкой унес из дома жестяное корыто, и маленький артист доблестно справился с заданием – изобразил раскаты грома.

У Анатолия Дмитриевича был автомобиль, но он очень стеснялся обладанием этого «роскошества» и ставил машину в каком-нибудь переулке, метрах в сорока от Театра Сатиры. «У нас актрисы в штопаных колготках ходят, а я на авто разъезжаю. Нехорошо это!»

«Каждый мечтал выпить с Анатолием Папановым, а его это бесило невероятно!»

Об Анатолии Папанове вспоминает председатель жюри VIII Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров в Смоленске, народный артист России, режиссер и сценарист Александр Прошкин (2015 год):

- Я хочу рассказать, что такое народный артист в подлинном смысле этого слова. В конце 80-х Анатолию Дмитриевичу предложили роль, о которой он мечтал всю жизнь – в драме «Холодное лето 53-го…». Его дочь, актриса Елена Анатольевна, не раз признавалась: «Папа всегда хотел играть что-то серьезное».

Мы снимали фильм в глухой деревне, расположенной на берегу озера в 150 км от Петрозаводска. Абсолютное безлюдье, потрясающая красота! Я до сих пор не понимаю, откуда местные жители узнавали, что на съемки приедет Папанов. Как только он приезжал, озеро оживало – у берега швартовалось бесчисленное количество лодок с подношениями для всенародно любимого артиста! Грибы, соленья, сало. И – водка. Каждый мечтал выпить с Анатолием Папановым, а его это бесило невероятно.

Как-то раз я не выдержал и вышел к ходокам: «Товарищи, не мешайте работать, уплывайте, пожалуйста!» Ноль внимания. И тогда в разговор включался Папанов – как гаркнет голосом Волка из мультфильма «Ну, погоди!»: «А ну-ка, зайчики…» А дальше шел монолог с применением понятного всем «эсперанто». Гостей как ветром сдувало, и мы продолжали работать.

Они не знали, что Анатолий Папанов не был хохмачом и не травил анекдотов. Глубокий, тонкий, скромный...

Он ушел из жизни на третий день после завершения съемок картины «Холодное лето 53-го…». В 1989 году посмертно Анатолий Папанов стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Копалыча в одноименном фильме Александра Прошкина.

Семь фактов из жизни артиста

* На актерском факультете Папанов стал тренироваться, чтобы преодолеть хромоту. После двух месяцев занятий с хореографом он не только смог ходить без палочки, но и научился танцевать.

* Актер награжден орденами Октябрьской революции, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени.

* Именем Анатолия Папанова названы астероид № 2480 и трехпалубный круизный теплоход Волжского пароходства.

* В 1987 году Папанов дебютировал как режиссер, поставив спектакль «Последние» по Максиму Горькому.

* Великий актер умер 5 августа 1987 года в возрасте 64 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

* На Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс» в Смоленске учрежден «Специальный приз имени актера Анатолия Папанова».

* В 2012 году в г. Вязьма Смоленской области нашему земляку был установлен памятник, который находится в исторической части города, на ул. 25 Сентября.

P.S. 5 ноября на Первом канале состоится премьера документального фильма «Так хочется пожить…». Об отце в картине расскажет дочь артиста Елена Папанова и его внучка - Мария. Елена Анатольевна приглашает зрителей совершить экскурсию по любимым местам детства и юности отца. И, конечно же, в кадре окажется Вязьма – малая родина нашего земляка.

Премьера документальной ленты в сетке канала – в 13 час. 15 мин. 


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
48 минут назад
Сообщение об их пропаже появилось на форуме ПСО «Сальвар» се...
11 минут назад
Мужчина не стал жаловаться, но решил донести до земляков «ин...
сегодня, 20:37
Такова официальная статистика обращений за медицинской помощ...
сегодня, 20:00
Судебные приставы «поймали» должника с помощью спецоборудова...

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 691