Гран-при смоленского кинофестиваля получит «Нелюбовь» Звягинцева?

Культура
   Гран-при смоленского кинофестиваля получит «Нелюбовь» Звягинцева?

X кинофестиваль «Золотой Феникс» в Смоленске откроет драма Валерия Тодоровского «Большой».

                   «Большой» и розовые очки

Проект, заявленный в рубрике кинофестиваля «Специальный показ», грандиозный! Многие сцены фильма снимались на исторической сцене Большого театра. Съемочный процесс занял 80 съемочных дней, из них 14 - в Большом. Помимо профессиональных актеров в фильмы было занято около 70 «балетных», в том числе и детей. Мучительный процесс их поиска, занявший полтора года, Тодоровский называет самым тяжелым кастингом в своей жизни.

Название для фильма - «Большой» - Валерий Тодоровский придумал сразу. Однако в России «Большой» - это бренд, поэтому режиссеру пришлось получать разрешение на его использование у директора Большого театра России Владимира Урина.

История «Большого» позиционировалась как предельно правдивая, рассказанная от первых лиц. Тодоровский максимально попытался приблизить зрителя к сцене, чтобы тот увидел свежую кровь, пропитавшую шелк пуантов. Режиссер так и не нашел актрис, которые владеют техникой балета, и отдал главные роли Юлии Ольшанской и Карины Курниковой профессиональным балеринам – Маргарите Симоновой – приме Варшавского театра оперы и балета, и Анне Исаевой.

Прототипом героини Фрейндлих - престарелого куратора юных балерин Галины Белецкой, страдающей рассеянным склерозом, - стала звезда российского балета Марина Семенова (1908 – 2010), которая до последних дней своей жизни преподавала в театре, забывала фамилии своих учениц и называла их именами танцовщиц, бравших у нее уроки лет тридцать назад. Для нее было важно другое – не лица, а натянутые струны спин, крепость позвоночников – флейт, поворот головы, изящество монолога рук и сила хитросплетения жил на ногах балерин, с нечеловеческим упорством карабкающихся на Олимп мирового балета.

Она готова взять штурмом Кремль ради талантливой девочки из провинции с «большим прыжком». Что такое этот «большой прыжок», Белецкая знает не понаслышке. Легендарная Галина однажды на спор перемахнула пропасть, разделяющую крыши домов. И теперь героиня Фрейндлих готова протянуть руку помощи юной дикарке из забытого Богом Шахтинска, чего бы ей это не стоило: «Прыгай, девочка!»

К сожалению, история шахтинской Золушки Юлии Ольшанской – мифическая полуправда, отражающая общее представление о чудовищных нравах, царящих на сцене Большого. И о заоблачных ставках в валюте, обеспечивающих будущее примадонн. Чтобы доминировать здесь, нужно быть конкурентоспособным в финансовом плане, где вакансии талантам из провинции не предусмотрены.

Единственный возможный социальный лифт – призрак удачного замужества или твердая рука спонсора, исчезающая после того, как жестокая гонка со временем проиграна, и балерину списывают в утиль.

Таковы безжалостные, беспощадные реалии Большого российского балета. Только надев «розовые» очки, можно уверовать в то, что талантливая дочка олигарха и нищая, но гениальная Ольха имеют в театре равные шансы стать примой. Валерий Тодоровский создает очередной призрачный киномиф, придумывая прелестную социальную сказку о торжестве правды, которая непременно понравится зрителям.

Режиссера мало занимает психосоматика высокого искусства балета. Да, это правда: ученицы Белецкой работают на станках, как шахтеры в забое. Балет –спорт высоких достижений, выкручивающий суставы. Здесь не столь важна красота, сколько сила и выносливость.

Искусство уходит на второй план, нивелируется и лишается главного – души. Одухотворенности завораживающей красоты. Зрителю остается верить в «большой прыжок», который, если повезет, выведет провинциалку на сцену Большого.

Никто никого не любит?

В конкурсной программе фестиваля «Золотой Феникс» заявлена новая социальная притча Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

В 2011 году картина Звягинцева «Елена» удостоилась Гран-при смоленского и получила Бриллиантовый приз. «Елена» - картина о разрушении животной любовью к своему потомству, которая, если не одухотворена, может привести к чудовищным последствиям. Деградации сознания, которая в конечном итоге приводит к апокалипсису души!

На сей раз Звягинцев в «Нелюбви» вновь возвращается к теме межличностных отношений москвичей Евгении (Марьяна Спивак) и Бориса (Алексей Розин), заключенных в тесную камеру среднестатистической семьи. Звягинцев критикует сложившиеся в обществе стереотипы, унижает, втаптывает в грязь! Он говорит правду. Под пристальным взглядом режиссера, выпятившим на экране человеческие пороки, кривобокий любовный «квадрат» Жени и Бориса распадается на глазах.

В своей новой притче Звягинцев показывает благополучных современников, изнуренных духовно бесплодным супружеством, уродующим их несчастного ребенка. Единственного существа, протестующего против НЕЛЮБВИ родителей друг к другу, спроецированной и на него – неприкаянного двенадцатилетнего мальчика Лешу (Матвей Новиков). Леша внезапно понимает, что мешает отцу и матери наладить новую жизнь, и решает исчезнуть. Уйти из дома, где НИКТО НИКОГО НЕ ЛЮБИТ. Иначе его сдадут, как ненужную вещь, в человеческую «комиссионку» - интернат для брошенных детей.

Семья – последний бастион, на котором зиждется человечество. И он наконец-то разрушен, потому что «нельзя жить в нелюбви».

Вся «Нелюбовь» пронизана депрессией выморочного предзимка, вылеплена из боли к стране, в которой живут выпотрошенные скорбным бесчувствием люди. Люди, которые вынуждены год за годом бежать на месте в НИКУДА.

В «Нелюбви» Андрей Звягинцев, как никогда ранее, попытался привлечь внимание зрителя к терзающей общество проблеме с целью изменить хотя бы с помощью искусства существующее положение вещей.

Сильнее притчи Андрея Звягинцева в конкурсной программе фильма нет. «Нелюбовь», удостоенную спецприза жюри Каннского фестиваля и в Смоленске осыплют бриллиантами?

«Рай» как «Специальное событие»

Еще один фильм, на который стоит обратить внимание, конечно же, обласканный кинокритиками «Рай» Андрея Кончаловского, заявленный как «Специальное событие» кинофестиваля в Смоленске. Фильм, перекликающийся с работами Лукино Висконти и Лилианы Кавани, обращенный в прошлое тематически и стилистически. Завораживающий черно-белой эстетикой высокого, экспрессивного психологизма, не знающего серых полутонов.

Напоминаем: Кончаловский – вне конкурса! 


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:23
В рамках Межрегиональной Вахты Памяти в деревне Леонидово Ел...
вчера, 22:29
вчера, 21:51
Под руководством педагогического отряда Смоленского госуниве...
вчера, 21:20
Им придется заплатить государству более 200 тысяч рублей.

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 201