В рамках молодежного театрального фестиваля «Открытая кулиса» смоленские мастера сцены Сергей Тюмин, Галина Карбовничая и Виктор Зимин провели мастер-классы для начинающих актеров.
Сыграть в «свою игру» и поупражняться в сценодвижении предложил ребятам и ведущий мастер сцены Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, доцент кафедры актерского искусства СГИИ Игорь Голубев.
- Для меня актерская профессия всегда была увлекательной игрой, - признался Игорь. - Это – нормальный подход к делу. Скажу честно, на меня произвел неизгладимое впечатление анекдотический эпизод из жизни великих актеров. Однажды Роберт Де Ниро пожаловался великому Лоуренсу Оливье: «Слушайте, я не могу после спектакля выйти из образа! Страдаю, мучаюсь…». А тот ему и говорит: «А вы играть не пробовали?» Впоследствии этот эпизод стал лейтмотивом моей жизни на сцене. Да вся наша жизнь – игра!
Помню, как в детстве у меня спросили, кем я хочу стать. Я долго думал и почему-то сказал: «Милиционером». Ну очень хотелось на милицейском «бобике» ездить! Человек может хотеть быть космонавтом, врачом, миллионером, но все равно станет кем-то одним. Только актерская профессия дает возможность побывать во всех шкурах сразу. По крайней мере, поиграть, как это делают дети… Так давайте же поиграем!
Для начала Игорь предложил ребятам поупражняться в умении на счет «раз-два-три!» заполнять пустую сцену и двигаться, не сталкиваясь при этом с партнерами:
- «Стайка» и «Броуновское движение» - это важно! Вы должны равномерно занять свободное пространство так, чтобы я видел каждого из вас. Представьте, что я режиссер самодеятельного театра, которому нужна плотная массовочка, а актеров ему катастрофически не хватает. Вот вы ему своей «стайкой» и поможете!
Звезда драмтеатра с превеликим удовольствием учила юных актеров искусству релаксации (в том числе и… чтению стихов вниз головой), показала несколько упражнений на внимание, превратив группу в клавиатуру «печатной машинки», а затем открыла «страшную» тайну дьявольской привлекательности артистов:
- Почему я в зеркале такой красавец, а на видеосъемке совсем себе не нравлюсь? Просто в зеркале я вижу себя такого, каким ХОЧУ быть. Подтянутым, эффектным. Поэтому почаще смотритесь в зеркало, как это делают женщины. И не надо глядеть на меня такими большими глазами – в каждом актере-мужчине должно быть немножко от женщины, иначе он не сможет играть. Кому вы нужны сутулыми и косолапыми? Зеркало – замечательный тренинг на самоконтроль!
А затем маэстро Голубев приступил к одному из основных приемов сценодвижения – мастерству правильного падения.
- На сцене есть масса факторов, опасных для актера – декорации, оркестровая яма. Можно зацепиться, упасть и травмироваться. Поэтому мы на занятиях только тем и занимались, что падали, - на полном серьезе пошутил ведущий актер драмтеатра. – Скоро зима, гололед, так что умение ловко сгруппироваться при падении вам в любом случае не повредит. Присаживаемся на носки, сгибаем колено, подворачиваем голеностоп, и – вперед! Кувыркаемся через плечо. Придти вы должны на левое колено и правую ногу. Или наоборот. Как говорили наши преподаватели: «Пол покажет!» Сделаете ошибку - получите синяк.
Любой из нас хоть раз в жизни, но задавался вопросом: «А как это актерам удается на сцене шлепнуться плашмя, с высоты собственного роста, да еще с жутким грохотом, и ничего себе при этом не повредить? Кости не переломаны, зубы на месте… Чудеса, да и только!»
- Элементарно, - улыбается Игорь Голубев. – Актер падает вперед, вытягивая руку. Рука выполняет две функции – страхует лицо и тело, и при соприкосновении с полом ладонью вы создаете потрясающий шумовой эффект.
На голый пол никто из начинающих актеров не упал – подстелили мат и кувыркались на здоровье. Единственное, чему не стал учить ребят ведущий мастер сцены, так это сценическому бою. Рано еще!
- Когда в институте мы сдавали сценический бой, преподаватель поставил нам двойки. Мы недоумевали – почему?! Ведь старались, как могли. Было все - смачный хруст костей, звуки выбиваемых зубов… Такая бойня шла! Нам так аплодировали, что… ладони отбили. Но педагог все равно был недоволен: «Ребята, зритель не должен бояться за актера! А я сидел и трясся за вас. Это очень плохо, значит, я отвлекся от темы, потерял логическую нить и забыл, зачем я пришел сюда…»
Сыграть в «свою игру» и поупражняться в сценодвижении предложил ребятам и ведущий мастер сцены Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, доцент кафедры актерского искусства СГИИ Игорь Голубев.
- Для меня актерская профессия всегда была увлекательной игрой, - признался Игорь. - Это – нормальный подход к делу. Скажу честно, на меня произвел неизгладимое впечатление анекдотический эпизод из жизни великих актеров. Однажды Роберт Де Ниро пожаловался великому Лоуренсу Оливье: «Слушайте, я не могу после спектакля выйти из образа! Страдаю, мучаюсь…». А тот ему и говорит: «А вы играть не пробовали?» Впоследствии этот эпизод стал лейтмотивом моей жизни на сцене. Да вся наша жизнь – игра!
Помню, как в детстве у меня спросили, кем я хочу стать. Я долго думал и почему-то сказал: «Милиционером». Ну очень хотелось на милицейском «бобике» ездить! Человек может хотеть быть космонавтом, врачом, миллионером, но все равно станет кем-то одним. Только актерская профессия дает возможность побывать во всех шкурах сразу. По крайней мере, поиграть, как это делают дети… Так давайте же поиграем!
Для начала Игорь предложил ребятам поупражняться в умении на счет «раз-два-три!» заполнять пустую сцену и двигаться, не сталкиваясь при этом с партнерами:
- «Стайка» и «Броуновское движение» - это важно! Вы должны равномерно занять свободное пространство так, чтобы я видел каждого из вас. Представьте, что я режиссер самодеятельного театра, которому нужна плотная массовочка, а актеров ему катастрофически не хватает. Вот вы ему своей «стайкой» и поможете!
Звезда драмтеатра с превеликим удовольствием учила юных актеров искусству релаксации (в том числе и… чтению стихов вниз головой), показала несколько упражнений на внимание, превратив группу в клавиатуру «печатной машинки», а затем открыла «страшную» тайну дьявольской привлекательности артистов:
- Почему я в зеркале такой красавец, а на видеосъемке совсем себе не нравлюсь? Просто в зеркале я вижу себя такого, каким ХОЧУ быть. Подтянутым, эффектным. Поэтому почаще смотритесь в зеркало, как это делают женщины. И не надо глядеть на меня такими большими глазами – в каждом актере-мужчине должно быть немножко от женщины, иначе он не сможет играть. Кому вы нужны сутулыми и косолапыми? Зеркало – замечательный тренинг на самоконтроль!
А затем маэстро Голубев приступил к одному из основных приемов сценодвижения – мастерству правильного падения.
- На сцене есть масса факторов, опасных для актера – декорации, оркестровая яма. Можно зацепиться, упасть и травмироваться. Поэтому мы на занятиях только тем и занимались, что падали, - на полном серьезе пошутил ведущий актер драмтеатра. – Скоро зима, гололед, так что умение ловко сгруппироваться при падении вам в любом случае не повредит. Присаживаемся на носки, сгибаем колено, подворачиваем голеностоп, и – вперед! Кувыркаемся через плечо. Придти вы должны на левое колено и правую ногу. Или наоборот. Как говорили наши преподаватели: «Пол покажет!» Сделаете ошибку - получите синяк.
Любой из нас хоть раз в жизни, но задавался вопросом: «А как это актерам удается на сцене шлепнуться плашмя, с высоты собственного роста, да еще с жутким грохотом, и ничего себе при этом не повредить? Кости не переломаны, зубы на месте… Чудеса, да и только!»
- Элементарно, - улыбается Игорь Голубев. – Актер падает вперед, вытягивая руку. Рука выполняет две функции – страхует лицо и тело, и при соприкосновении с полом ладонью вы создаете потрясающий шумовой эффект.
На голый пол никто из начинающих актеров не упал – подстелили мат и кувыркались на здоровье. Единственное, чему не стал учить ребят ведущий мастер сцены, так это сценическому бою. Рано еще!
- Когда в институте мы сдавали сценический бой, преподаватель поставил нам двойки. Мы недоумевали – почему?! Ведь старались, как могли. Было все - смачный хруст костей, звуки выбиваемых зубов… Такая бойня шла! Нам так аплодировали, что… ладони отбили. Но педагог все равно был недоволен: «Ребята, зритель не должен бояться за актера! А я сидел и трясся за вас. Это очень плохо, значит, я отвлекся от темы, потерял логическую нить и забыл, зачем я пришел сюда…»