«Пробка» на подмостках вывела смоленский «Диалог» из вакуума

Культура
«Пробка» на подмостках вывела смоленский «Диалог» из вакуума

В этом году закрытие театрального сезона театра-студии «Диалог» приняло нетрадиционный характер, вылившись в дискуссию со зрителем – школьниками, педагогами и представителями управления образования г. Смоленска.

«Диалог» дал один из своих лучших и ярких спектаклей – «Пробку» по пьесе Ксении Драгунской. И произошло… чудо! Революционная постановка драматурга и искренняя игра актеров (в этот вечер свой бенефис отпраздновали Сергей Ноздрин, Лидия Лифиц и Любовь Московская, отдавшие служению сцене 21, 30 и 40 лет жизни) наконец-то помогла наладить конструктивный диалог с властями Смоленска.      
«42 года мы мечтали об активной поддержке властей. Сегодня мы наконец-то ее обрели», - признался художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин.

                   «Я никогда не был скучным»

- Больше всего в жизни я боялся, что мы сделаем скучный спектакль, - не скрывает Виктор Дмитриевич. - Но, отматывая «кинопленку» своей жизни на 42 года назад, могу уверенно сказать – я никогда не был скучным и не давал скучать зрителям «Диалога»!

В 80-е, 90-е и даже в «нулевые» годы зал в ДК Профсоюзов был забит битком. Однако в 2015-2016 годах произошла театральная катастрофа – мои коллеги по цеху начали жаловаться, что молодежь перестала ходить в театр. Произошел спад и у нас – зрители не спешат на спектакли, хотя хуже работать мы не стали. Мне кажется, дело не в содержании постановок и актерской игре – просто мы, взрослые, потеряли друг друга из вида.

Театр «Диалог» изначально был придуман как театр для школы и семьи. Сегодня, как никогда, весь потенциал нашей студии способен работать на ШКОЛУ. Я предлагаю педагогам Смоленска идти на контакт с «Диалогом» - давайте встречаться, смотреть спектакли и обсуждать их! В первую очередь, мы учим наших студийцев свободному общению, умению не боясь высказывать свои мысли, спорить и доказывать свою точку зрения.

Мы открыты для общения. Приводите к нам трудных подростков – быть может, мы сумеем раскрыть их таланты? Ведь любовь к театру – тоже талант.

За что Ксению Драгунскую обвинили в… социал-дарвинизме?  

- «В «Диалоге» очень много пьес, которые не идут на подмостках Смоленска в силу злободневной тематики,– У нас особый репертуар. «Большая меховая папа» - спектакль, который говорит о проблемах сирот, брошенных отцами. Безотцовщина – величайшая проблема современности! Наша «Рыжая пьеса» поднимает тему человеческой жестокости. Даже постановка «Все мыши любят сыр» кричит о добре и толерантности друг к другу.

Я всю жизнь пытался донести до родителей простую истину: дети – это не сорная трава. Их нужно воспитывать каждый день, чтобы вырос ЧЕЛОВЕК! И только тогда на смену не придет поколение, которое будет мстить своим матерям и отцам.

Социальная антиутопия «Пробка», поставленная по нашумевшей пьесе известного московского драматурга Ксении Драгунской, - одно из самых обсуждаемых произведений современной драматургии. Откровенное, провокационное и злое, заставляющее душу стонать от невыносимой боли за судьбу человечества, попавшего в пробку и не способного найти выход из технократического лабиринта, ломающего жизни людей. Многих людей. Если говорить честно – всех нас!

Ни один зритель, смотревший пробку вместе с художественным руководителем театра-студии «Диалог» Виктором Зиминым, не смог уйти из зала равнодушным и наверняка занозил вопросами, поднятыми в пьесе, сердце.

Драгунская в «Пробке» затрагивает острейшую тему принудительной стерилизации маргиналов, выполняемой по социальным показаниям. Автор резко и зло говорит о жестокости, отравившей общество, в котором новый автомобиль дороже человеческой жизни, а дети настолько безжалостны, что способны выколоть глаза беспомощному щенку. Изуродовать живое существо из интереса – а что с ним потом станется? Пьеса «циничной» Ксении взорвала общество, вызвав резко отрицательные отклики – драматурга даже обвинения в фашизме! Однако, по мнению Драгунской, «Пробка» до верху наполнена патриотизмом и болью за общество, которое продало душу за «металл» - консервную коробку автомобиля, и выращивает за гаражами безнадзорных монстров, детей алкоголичек».

От ослепления щенка до убийства человека - один шаг. Не сомневайтесь – те, кто способен поднять руку на беззащитное, маленькое животное, без всяких сомнений размажет по асфальту старика. Женщину с ребенком. Мужчину – кормильца семьи, который не ждет нападения, возвращаясь с работы домой…
«Пробка» – особенная пьеса, она резко отличается от других моих произведений, - говорит Ксения Драгунская. – Она задевает острейшие болевые точки, и человек, который ее прочитал, должен испытать шок. Я верю в генетику, и мои «антигерои», вокруг которых закручен болевой вихрь, – не дети, а маленькие чудовища, пораженные наследственным алкоголизмом, которые в будущем станут серийными убийцами! Зачем позволять «строгать» детей нелюдям, учитывая плачевное состояние наших детских домов? Впрочем, я говорю в «Пробке» и о многих других актуальных вещах».
Драматург сотрудничает с Виктором Зиминым на протяжении долгих лет не только потому, что они – старые - добрые друзья. По мнению Драгунской, сегодня в Москве очень сложно найти режиссера, который способен поставить современный спектакль, затрагивающий остросоциальные темы. Темы, о которых нельзя молчать! Да и не всякий худрук, директор театра захочет увидеть на своей сцене революционный спектакль: «А вдруг зритель проснется? Задумается? Думать стало опасно, - считает Ксения (Кстати, в марте 2010 года Драгунская приехала в Смоленск на премьеру «Пробки», - Авт.). - Сейчас театр стал единственной духовной отдушиной, площадкой, трибуной, с которой можно говорить о проблемах общества и быть услышанным. Общество как никогда нуждается в таких остросоциальных пьесах, поднимающих на поверхность вопросы, о которых многие хотели бы промолчать. Сделать вид, что их не существует. Пресса, о телевидении вообще молчу, утратили свои позиции, стали слащавыми, «желтыми», и их уже давно не интересуют беды простого человека. Задача подконтрольных СМИ, поставленных на защиту государственных интересов, – выращивать законопослушное стадо, которое смотрит то, что модно, и думает то, что модно. А литераторов, режиссеров, художников призывают заниматься воспитанием таких животных. Сверхзадача - выдрессировать особь, которая после очередной братоубийственной войны станет к 2020 году «Верховным менеджером» России».

Ксения Драгунская убеждена: тема разговора, которую она инициирует в «Пробке», очень важна. Общество, погрязшее в агрессии и насилии, должно прозреть!

Актер Сергей Ноздрин (в «Пробке» - Максим, состоятельный и известный человек):

- Спектакль по пьесе Драгунской не дает ответа, кто прав, а кто – виноват. Семь лет я выхожу на сцену с вопросом: я – предприниматель, успешный адвокат, депутат Госдумы, продвигающий проект о стерилизации малоимущих, прав, или нет?! Поддерживая позицию своего героя, осознаю свою правоту. С другой стороны, как обычный человек, понимаю, что не имею права поступать настолько негуманно. На самом деле, Ксения Драгунская провоцирует зрителя, забрасывая в сознание не закругленный ответ, а своеобразный «крючок», инициируя дискуссию.

Депутат областной Думы, председатель Смоленского областного объединения организаций профсоюзов Евгений Максименко:

- На мой взгляд, важно не только узнать мнение зрителя о спектакле, сколько поговорить с ним о жизни и актуальных проблемах, волнующих современное общество. Лично мне интересно, как подрастающее поколение воспринимает «Диалог», что хочет увидеть зритель. Я всегда поддерживал начинания Виктора Дмитриевича – неравнодушного человека, который воспитывает, учит и окрыляет молодежь на протяжении четырех десятилетий. Я искренне рад, что мы с Зиминым с головой окунулись в масштабный проект «Единой России» «Театр малым городам», который с первой же встречи с жителями провинции дал результаты и незабываемые впечатления. В Велиже спектакль «Диалога» приняли тепло! Представляете, в зале – 400 (!) школьников, которые дышали вместе с актерами театра-студии в унисон. Это – непередаваемо, это нужно прожить, почувствовать!

О культуре пития

Педагоги задали Зимину вопрос: «На столе в формате спектакля стоит коньяк. Можно ли детям показывать такое? Это – режиссерский ход или художественная провокация?»

Виктор Дмитриевич весьма остроумно парировал педагогическую реплику: «Это – нормально! Когда мне было шестнадцать лет, папа посадил меня за стол со взрослыми и налил стопку водки. Я отказался. Я отказался. Да, в семьях попивают. Если пьют культурно, ничего плохого в этом нет. Считаю, что нельзя прятать от детей реалии взрослой жизни – ни к чему хорошему такие «прятки» не приведут.

Однажды Люба Московская, которая отдала «Диалогу» сорок лет своей жизни, на одном из театральных вечеров произнесла одну очень важную фразу: «Я благодарна вам, Виктор Дмитриевич, что вы научили культуре пития». Важно, с кем, когда, и где. И сколько. Это – вопрос культуры!»

Полилог со зрителем

- Спасибо вам за спектакль! Ваш театр называется «Диалог», но сегодня, как мне кажется, после просмотра «Пробки» должен произойти не диалог со зрителем, а… полилог, - заметила Юлия Викторовна Викторенко, главный специалист управления образования г. Смоленска. - Серьезный разговор со школьниками и учителями на серьезную тему!

По мнению одного из молодых преподавателей литературы, «Пробка» - жизненная постановка, которая заставляет зрителя задуматься и не отпускает долгое, долгое время. Чрезвычайно сложно принять позицию одного героя: здесь правы все. У каждого своя правда! Спектакль по пьесе Ксении Драгунской доказывает, насколько важен для Смоленска «Диалог». Уверен: если ребенок придет на постановку с родителями, он непременно расскажет об увиденном сверстникам и друзьям. И они тоже поспешат на встречу с подмостками, а потом будут обсуждать спектакль и высказывать свои мысли. Очень важно дать молодому человеку стимул для размышлений о жизни!

- «Диалог» - это не обычный театр, куда ты пришел и… ушел равнодушным, потому что сердечные струны остались не задетыми, - считает Виктор Зимин. - «Диалог» - это призвание, любовь, жизнь! Наше будущее. Мы хотим сотрудничать со школами и ждем предложений от вас, учителя. Давайте строить дом «Диалога» вместе! Гостеприимный дом, куда родители смогут приводить детей и задуматься на досуге о жизни. Убежден: наша встреча даст новый импульс театру, в котором остро нуждаются школьники Смоленщины.

После просмотра спектакля зал взорвала овация. «Спасибо вам за постановку философской проблемы и попытку ее решения», - поблагодарила художественного руководителя театра-студии «Диалог» Ульяна из 38-й школы г. Смоленска.

Молодежь поняла «Пробку», а это – главное!


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
18 минут назад
Сегодня днем на пункт связи ПСЧ №15 поступило сообщение об а...
сегодня, 15:40
На Старой Смоленской дороге охотник заметил капибару, сообща...
сегодня, 15:10
Сегодня областной центр празднует 1156 день рождения и 76-ю ...
сегодня, 14:40
В День города смоляне смогли отправить почтовые открытк...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 266