Долой портрет!

Культура

В арт-галерее «40 квадратов» открылась первая в истории салона тематическая выставка «Лица». На вернисаже, который проходит в формате проекта \"Город и люди\", представлены работы Анны и Дмитрия Зиминых, Владимира Пореша, Вячеслава Шутова, Ольги Лисиновой и Эдуарда Кулемина.
Сама содержательная, не говоря уже о композиционной составляющей, структура экспозиции шероховатая, неровная и полна острых углов – всяк творец по-своему осваивает концепцию современного фотопортрета и, усвоив ее и «переварив»,  выливает без этических ограничений на зрителя, увлеченно пытающегося разгадать некий  запрятанный в игре света и тени художественный ребус.  Либо… его отсутствие.    
Впрочем, некоторые портреты не кажутся головоломкой  – коллаж Анны Зиминой раскрывают проблему взаимодействия фотографа и модели. Человеку трудно раскрыться перед объективом, он бессознательно создает непреодолимое препятствие между собой и камерой, плотно «зарешечивая» лицо. В результате вы видите пустоту. Человеческий ноль. Отсутствие личности. 
Физиологически неуютны творения Владимира Пореша и Вячеслава  Шутова, пропустившего сквозь призму обычной банки то ли отражение реального лица, то ли его…  смысловую галлюцинацию-«эмбрион». Смотря как покрутить банку перед объективом!
У Ольги Лисиновой свое представление о портрете:
- Как только человек понял, что художник в состоянии приукрасить картину, если ему заплатить, потрет потерял свое главное свойство: хранить в веках внешность человека. Он начал вводить зрителя в заблуждение, по прихоти заказчика меняя роль натурщика в окружающем его мире, придавая ему несуществующие моральные качества и  улучшая внешность. Портрет стал производным от тщеславия заказчика.
С появлением фотографии у человечества снова появилась вера в объективность – объективность объектива, честно и непредвзято консервирующего окружающую действительность без возможности внесения в нее существенных искажений. Появилась целая культура фотопортрета, однако борьба с объективностью, от роду присущая человеку, не остановилась, и высокие технологии окончательно погрузили нас в виртуальное пространство, где глупо даже говорить об объективности. Любой бездарь, овладевший одной-единственной компьютерной программой, теперь в состоянии обрести статус модного фотохудожника.
На портретах   больше  нет человека,  на портрете есть лицо, о котором вожделеет способный заплатить натурщик. Портреты масок – единственно честные портреты.   И поэтому – долой портрет, считает Ольга Лисинова!
Мастер эпатажа Эдуард Кулемин представил на выставке видеоинсталляцию «Поцелуй» и автопортрет «Внутренние разборки».
По мнению художника, внутренний смысл «разборок» лежит на поверхности:  его персонаж стремится вырваться из глянцевой упаковки, символически представленной полиэтиленом, который должна прорвать энергетика внутреннего конфликта творца. Не много ни мало, эта композиция олицетворяет собой протест внутренней свободы художника против глянца и диктата рынка (гламура).  
Примечательно, что посетители экспозиции, не знакомые с художественной концепцией этого дуалистического фотопортрета, пришли к иным, не столь революционным по смыслу, но  достойным внимания экзистенциальным выводам о человеческой одинаковости, разобщенности, одиночестве и иллюзорной возможности прорвать прозрачный кокон и пробиться к другому  индивидууму. Собственно говоря, это и делать не хочется, поскольку тот, другой, твоя точная копия. Скучный мир, населенный укутанными безликими манекенами… Завыть от тоски хочется!
Видеоролик «Поцелуй» иллюстрирует тему взаимоотношений мужчины и женщины. Единение двух разнополых персонажей накапливает внутри себя энергию разрыва. Однако разрыв лишь усиливает притяжение друг к другу, порождая новое единение. Притяжение – слияние – разрыв – притяжение… Частота взаимодействия увеличивается, доходя до уровня самоистязания. Внутренняя интрига усиливается звуковыми наложениями: бессвязными репликами и шумами. Постепенно чувственность угасает в борьбе полов, и поцелуй превращается в автоматическое «чмокание»…
Вы и сами можете увидеть все эти монотонные «укусы» -«чмоканья» людей-автоматов, тем самым пощекотав авторское тщеславие и поупражнявшись в блуждании по извилистым лабиринтам собственного подсознания. Выставка продлится до 15 октября. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров