"Время первых": полеты во сне и наяву. В кандалах...

Культура

18 марта, 1965-й год. Мир балансирует на грани III Мировой – воспоминания о событиях октября 1962 года еще свежи. Карибский кризис едва не завершился ядерной катастрофой,  и в современных реалиях «холодная война» перемещается в космическое пространство.  В борьбе двух супердержав СССР уверенно держит планку первенства. На очереди главный «лот» - выход человека в открытый космос. За две недели до старта «Восхода-2» взрывается тестовый корабль. На кону жизни летчиков – испытателей, пилота Алексея Леонова и командира Павла Беляева.  

Руководитель космической программы Сергей Королев, хватаясь за измученное непосильной ношей сердце, идет на риск. Он не может поступить иначе, потому что советский человек – первый после Бога. «Мы не можем уступить лидерство, хоть и летаем в кандалах. А коли бы с нас кандалы сняли, так мы такого бы наколбасили… Грохнулись бы о землю и расшиблись бессмысленно...». Так поэтично о мужестве советских космонавтов говорит в драме Дмитрия Киселева «Время первых» Королев.

Печально, что тема освоения космоса в российском кинематографе до сих пор в… глубоком вакууме. Новых, масштабных фильмов - единицы. Проект Бекмамбетова - Киселева - настоящий прорыв в Космос большого экрана. И дело даже не в совершенной, завораживающей графике, отражающей красоту космического пространства, впервые в российском кино мы физически ощущаем невесомость во время просмотра.

И, самое главное, испытываем гордость за четыре буквы железной аббревиатуры СССР. Это – наше время. Мы были первыми. Мы - те, кто родился в СССР и навсегда был отмечен печатью великой державы.

Что придает значимость картине и делает ее предельно документированной, не допускающей усмешек и обоснованных критических замечаний, так это тот факт, что Алексей Архипович лично принимал непосредственное участие в работе над фильмом. Все сведения и мельчайшие детали достоверны. Как говорит сам Леонов, «все было намного страшнее…».

Впрочем, героическая драма «Время первых» вполне могла обойтись без выдумок сценаристов и поиска оригинальных ходов. По сути, экспериментальный полет «Восхода-2» сопровождался столь внушительным количеством трагических случайностей, что уже изначально напоминал сценарий блокбастера. Потому что его главный рассказчик - Алексей Архипович Леонов - советский космонавт № 11. Первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Шаг в пустоту едва не стоил ему жизни, а запись дыхания Леонова в открытом космосе использовал в «Космической Одиссее 2001» Стэнли Кубрик.

По словам самого Леонова, из семи нештатных ситуаций четыре едва не завершились летальным исходом. Другим, первым, не повезло. Их время истекло, не начавшись.

В 1967 году во время испытательного полета нового корабля «Союз» погиб космонавт Владимир Комаров. 23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», погубивший космонавта Комарова. Летательный аппарат был еще очень «сырым», запуски в беспилотном режиме в ноябре и декабре 1966 года заканчивались неудачами. Однако «Союз-1» все равно лихорадочно готовили к старту, хотя первые проверки выявили более сотни (!) неполадок. Несмотря на объективные трудности и конструкторские недоработки, советское руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. У пилота «Союза-1» резко поднялось давление, и вместо него уговорили лететь Комарова. Дублером назначили Юрия Гагарина… Гагарин погибнет 27 марта 1968 года. Практически через год. Мистика!..

…Парашюты отказали. «Союз-1» со скоростью падения 100 км в секунду ударился о землю и взорвался. Владимир Комаров сгорел.

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погиб экипаж советского космического корабля «Союз-11». Прах Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева захоронили в Кремлевской стене.

Почему «Время первых» органично ложится на матрицу души зрителя? Проекту Тимура Бекмамбетова свойственна та утраченная ныне доброта и искренность, которая всегда была отличительной чертой советского кино. Плюс современные нюансы– вряд ли бы кто-нибудь стал в те времена разглашать обычай космонавтов… помочиться на резину автобуса перед полетом. Обычай внедрил Юрий Гагарин – облегчился аккурат перед тем, как сказать «Поехали!», чтобы показать, насколько он спокоен перед стартом.
Кстати, совершенно бесбашенный, неуправляемый мальчишка-Леонов, которому все его шалости сходят с рук, персонаж из прошлого. Неотформатированный режимом бесстрашный человек, способный принимать самостоятельные решения. Да, в фильме он едва не погубил напарника – Беляева, эх, горячая голова! Но ведь именно «безумцы нам сейчас и нужны» - горячего Леонова (Евгений Миронов) Сергей Королев (Владимир Ильин) совмещает в паре с хладнокровным и рассудительным Беляевым (Константин Хабенский). Холодный расчет, «холодная» война…

И горячее, больное сердце Королева на грани инфаркта.

Миссия должна быть выполнена.


Интересно, что в претендующем на документальную достоверность фильме нашлось место поэзии. Детские воспоминания космонавта № 11 - ночное поле в мерцающих светлячках, по которому бежит маленький Леша, – аллегория открытого космоса. Протяни руку – и в ладонь ляжет звезда! Вселенная в одном шаге от тебя, и самое главное сейчас – узнать, где спит птичка.

Параллель с поиском птичьего гнезда из детства проводится и в решении труднейшей задачи, возникшей опять же непредсказуемо и «внештатно». Эти поэтические отступления важны для того, чтобы показать, что Леонов не просто взбалмошный летчик - космонавт, но и талантливый художник. Основой для графического решения фильма послужили рисунки Алексея Архиповича.

Почему-то критики едва ли не в один голос утверждают, что Ильин, Миронов и Хабенский совсем не похожи на реальных Королева, Леонова и Беляева. Разве критики забыли о том, что кино – это великая иллюзия, изобретенная человечеством? Хоть убейте меня, но это заявление голословное: Евгений Миронов невероятно схож с Алексеем Архиповичем. Перед нами не ходульный персонаж, а живой, непредсказуемый взрослый мальчишка со своими «тараканами» в голове, способный совершить невозможное. Его юношеское бесстрашие и непоседливость гасит спокойный, вдумчивый и харизматичный Беляев – Хабенский. А где-то там, на фоне главных героев, мечется, хватаясь за грудь, Королев-Ильин. Железный человек с кровоточащим от боли сердцем. Он знает, ЧТО будет с его мальчиками – оловянными солдатиками генсека, если откажут системы корабля. А они – откажут.

И, если бы не цепь случайностей, все действительно закончилось бы фатально. Радиолюбитель из репрессированных на Сахалине, поймавший сигнал бедствия «Восхода-2» и не сообщивший об этом в «Центр», Королев, лично попросивший вертолетчика Володю искать героев, замерзающих в тайге при 35-градусном морозе. Потерянная Леоновым ракетница.

Минус на минус дает плюс. Нашли. Спасли. Выиграли космическую гонку не в мечтах, а наяву.

Фильм – важный. Фильм – нужный. Необходимый, чтобы объяснить современному зрителю: не бывает побед без потерь. Сквозь кровавые мозоли и испепеленные тела мы прорывались к звездам. Первый спутник, первый человек на орбите, первый выход в открытый космос… Все это давалось с великим трудом, с нечеловеческими усилиями. Да, мы летали в кандалах. Но если бы не было этих кандалов, сидели бы мы в глубокой и грязной яме, как в псевдоисторической драме «Викинг». И до сих пор из нее не выбрались.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
54 минуты назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
40 минут назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

Новости партнеров