В Смоленске показали «Счастливое событие»

Культура

Так называется пьеса Славомира Мрожека, по которой поставлен спектакль Смоленского камерного театра.

Смотреть «Счастливое событие» и легко, и трудно. «Театр абсурда» (а именно в этом ключе написана пьеса С. Мрожека) предполагает большую внутреннюю работу зрителя. Внешне почти бессмысленно нагроможденные сцены способны порождать ассоциации разной степени сложности. Но обратимся собственно к спектаклю Камерного театра. Звонок еще не прозвенел. Зрители входят в зал, рассаживаются. И голос за сценой произносит дежурное «просим отключить мобильные телефоны…». Но что это?

Традиционное сообщение слишком длинное… Где-то в середине сообщения становится понятной шутка. Зрителей просят о многом - в частности, забыть содержание спектакля, никому о нем не рассказывать и ни за что не вспоминать никогда. Или это не шутка, а какой-то дополнительный ключ, подсказка к «абсурдистскому смыслу» спектакля? Но посмотрим!

В какую эпоху происходит действие? Декорации, как всегда в Камерном театре, минималистские и при этом выразительные (засл. худож. России Николай Агафонов). На то, что перед нами гостиная в небедном и с традициями доме, указывают хорошего качества входные двери, настольная лампа и ряд портретов на заднем плане. Какой это век? Портреты явно из прошлого. Вскоре становится понятным: на портретах предки хозяина дома. Само действие пьесы разворачивается как бы вне времени. Зритель может помещать персонажей в любую эпоху. Отдельно висящий портрет бравого военного наполеоновских времен - отец хозяина.

Не сразу, но появляется и он сам. Теперь это старик с легкой сумасшедшинкой, как случается у стариков (артист Никита Куманьков). По-видимому, образ копировался с киношного старого Болконского. Что ж, общее в характерах есть. Старик (в спектакле его называют Старец, что подчеркивает философскую сторону образа) – привыкший командовать генерал в отставке, он сумасброден и властолюбив. Если Николай Андреевич Болконский внутренне противился браку своей дочери княжны Марьи, то Старец не хочет допустить близости сына с его законной женой! Он собирается жить вечно и не желает плодить наследников-внуков.

Однако в доме появляется Гость (артист Артем Быстров) – побитый жизнью проходимец с козлиной бородкой и без носков. И Муж (артист Олег Марковкин) – тот самый не имеющий возможности остаться наедине с собственной женой сын Старца – уговаривает Гостя отвлечь отца, дав таким образом ему с женой возможность зачать ребенка… Это почти весь нехитрый сюжет пьесы.

Как видим, он или откровенно глуповат, или скрывает за собой некую суперглубокую мысль. В процессе «отвлечения Старца» возникает масса веселых ситуаций, разворачиваются сцены с легким намеком на непристойность. Артисты молоды, веселы, привлекательны. Постоянно звучит музыка, движения актеров пластичны, иногда они спонтанно переходят в танец или акробатические трюки…

И это все? Не уверена… «Глубокую мысль» можно поискать во второй части спектакля. Проиграв в карты Гостю-проходимцу не только генеральскую шляпу с плюмажем, но и собственную генеральскую честь, Старец все же, вопреки желанию, обретает внука. Муж становится отцом, а Жена матерью. Их мечта исполняется. Только почему же вокруг Ребенка хлопочут не они, а все тот же непонятный Гость, ворующий что ни попадя прохожий-проходимец, ставший теперь практически членом семьи? Кто он такой? И почему Младенец развивается ненормально быстро, поражая всех своей детской разнузданностью?

Младенца играет актриса Алена Шопот. Огромный (больше всех, включая и Старика) ребенок этот в оранжевых ползуночках и наивном чепчике, вскормленный почему-то не легкомысленными родителями, а проходимцем-Гостем, быстро начинает терроризировать все семейство. И слова-то он начинает говорить не те, с которых начинают все дети, а какие-то неприличные…

Возможно, этот нежеланный внук подменяет своей непредсказуемой активностью маразматическое властолюбие Старца? Впрочем, он значительно превосходит Старца неуемностью, и все, не выдержав напора Младенца, его разрушительной оживленности, сбегают от него.

В заключительной сцене несчастный, брошенный в дыму и устроенной им самим разрухе, Младенец протягивает в зрительный зал огромные детские ручонки в рукавичках, сучит немалыми детскими ножонками в ползунках и трогательно лепечет, наконец, «Мама, мама» - то нормальное детское слово, которого тщетно добивались от него ранее… И его становится очень жалко.

«И что бы все сие значило?» - задумываемся мы, зрители, привыкшие находить в спектаклях некие социальные или философские идеи, со школьных лет помнящие, что задача искусства - нести в массы мысли, желательно глубокие...

Ну да, смотреть спектакль было занимательно… Не может ли идея заключаться только в занимательности? Ну да, на поверхности лежит непритязательная мысль о том, что властолюбие стариков отцов провоцирует безответственность младшего поколения. А у безответственных родителей вполне может появиться ребенок-монстр, особенно если они (в силу своей безответственности, разумеется) доверят его воспитание проходимцу и вору.

Ну а глубже? Зачем эти аристократические портреты на заднем плане? Зачем печать благородного вырождения в лице Мужа? Зачем замашки генерала екатерининских времен, «времен Очакова и покоренья Крыма», в игре Старца?

Полусумасшедший генерал намеревается жить вечно, он не желает развивать свой род в потомстве, как положено природой… Нет ли здесь какого-либо намека на события предреволюционных и революционных лет? На нежелание дореволюционной России вовремя проводить реформы, например? Рожденный в результате неповиновения, с помощью мошенничества и обмана, отданный на попечение проходимцу Ребенок (революция) оказывается неспособным к жизни монстром… На эти мысли наталкивает и время постановки - в марте 2017-го ровно сто лет Февральской революции.

Не знаю. Все это лишь наши досужие домыслы, а не отчетливый замысел режиссера, не убедительная актерская игра. Зритель может, при большом желании, искать любые намеки. Режиссерский замысел (режиссер-постановщик Андрей Шанин) не слишком прояснен в спектакле. Актеры играют веселую, забавную, в меру бессмысленную и абсолютно лишенную жизненной основы историю.

Каков же итог? Если вы хотите просто отвлечься непритязательной и потешной историей, поглядеть на уморительные ужимки актеров, идите, идите в театр! Если вы желаете глубоких мыслей и многозначащих прозрений - что ж, ищите… Может быть, вы и сумеете их найти.

Автор: Людмила Горелик, профессор СмолГУ.

Благодарим Камерный театр за предоставленные фото.








Загрузка комментариев...
Читайте также
43 минуты назад
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
сегодня, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
сегодня, 21:12
сегодня, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров