Прощать, сочувствовать, любить!

Культура

На то и весна, чтобы вокруг распускались и благоухали цветы. Не стал исключением и Смоленский театр драмы, на сцене которого робко расцвел аксаковский «Аленький цветочек» - одна из жемчужин авторской русской сказки. В «Аленьком цветочке» в постановке Виктора Прокопова прекрасно все: актерская игра и режиссура, чудесные костюмы Анастасии Шведовой и завораживающе интеллектуальное музыкальное оформление Дмитрия Монахова. А уж насколько хороши декорации Светланы Архиповой, и говорить незачем - их нужно видеть. Не спектакль, а расписная музыкальная шкатулка, излучающая свет, доброту и мудрость.

казка получилась целомудренной, чистой и очень красивой именно изнутри, - утверждает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова Виктор Прокопов. - Нам очень хочется, чтобы сердце ребенка с детства отзывалось на внутреннюю красоту и воспринимало такие вечные ценности, как любовь, самопожертвование, доброта, терпение, которые сегодня нивелированы. Появились другие ценности, но они - временные. Сейчас человек стал рабом в большей степени, чем в бытность СССР. Общество порабощено вещизмом, и каждый из нас поневоле впитывает в себя наносные материальные ценности. Чтобы выжить, прокормить себя и свою семью, ты вынужден вращаться, как белка в колесе, забывая в этой суете о человеческих добродетелях, которые важнее всего. А театр для того и существует, чтобы заострять внимание на вечных ценностях, свойственных менталитету русского человека. И если дети с нашей помощью поймут, что красота души важнее красивой вещи, думаю, что все усилия были затрачены и мной, и студентами не впустую.

Главная особенность спектакля заключается в том, что все роли в постановке исполняют студенты-третьекурсники театрального отделения института искусств. Конечно, им очень помогли педагоги курса, заслуженные артисты РФ Людмила Лисюкова и Сергей Тюмин, балетмейстер Елена Егорова и актер Игорь Голубев. Мы благодарны профессорам-консультантам театрального курса СГИИ, народным артистам СССР Людмиле Касаткиной и Сергею Колосову. Помощь мэтров была просто неоценима. Я уже не говорю про музыкальное и художественное оформление постановки. Мы не имели морального права схалтурить на фоне таких декораций!

В процессе создания сценических образов ребята столкнулись с массой сложностей, которые, впрочем, им удалось преодолеть. Играть по две-три роли, переживать на сцене маленькие, но яркие жизни, и даже в массовке «бессловесной», в образе духа леса, молодого деревца или сказочной птички оставаться индивидуальностью, быть озорной бесшабашной «барабашкой». И жить в вихре танца, ведь в «Аленьком цветочке» танцы в постановке Елены Егоровой не вставные банальные эпизоды, а продолжение биографии персонажей.

Студенты выложились на все сто процентов и обрели любовь маленьких зрителей: дети смотрели постановку широко раскрытыми глазами. По словам Светланы Бастенковой (Баба Яга), «мы даже испугались, что завалили спектакль. Детей ведь не обманешь, они живо на все реагируют. А тут - притихли... Прислушивались к каждому слову».

Красавица и чудовище

Олег Кудрявцев (он же Чудище и Прекрасный Принц):

- Мне пришлось решить очень трудную задачу: как через чарующий, бархатный голос и... безобразный, с эстетической точки зрения, внешний облик передать глубину чувств, прожить исполненную страданием человеческую жизнь? Я не имел возможности играть глазами, мимикой - в костюме Чудища так называемое «лицо» размещалось на уровне груди. Мне предстояло вдохнуть жизнь, по сути, в бесформенный лохматый мешок, и иногда, когда я очень долго работал над образом, замечал в зеркале, что пластмассовые «глаза» начинают... оживать.

Дарья Межова (Аленушка):

- Добрую, милую, готовую на самопожертвование героиню сыграть непросто. Мне постоянно твердили на репетициях: «Будь добрее, нежнее, ласковее, терпимее!» Виктор Леонидович предложил постоянно проговаривать про себя несколько глаголов - «прощать», «сочувствовать», «любить». Я настолько вошла в образ, что даже в обычной жизни пыталась поставить себя на место своей героини и, когда мне кто-нибудь говорил нелестные слова, пыталась сгладить острые «углы» и старалась быть доброй. Поверьте, это нелегко - создать на сцене атмосферу, присущую времени Аксакова. Язык ее очень сложный - мы читали сказку в оригинале. Людмила Степановна Лисюкова, сыгравшая Аленушку 31 год назад, следила за речью, исправляла ошибки и раскрывала профессиональные секреты в работе над образом. Именно она предложила мне держать Аленький цветочек, как ребенка, - нежно, бережно баюкая его на руках, а также помогла другим ребятам, изображавшим персонажей-людей и нечисть. Мы познакомились с этикетом той эпохи (как должны вести себя купец, дочки купеческие, их нянюшки), изучили языческую мифологию. Эта информация сыграла большую роль в подготовке спектакля.

Как очеловечить деревянный забор?

Арсен Казарян (Работник и Леший):

- А у меня была бо-о-льшая проблема с костюмом - он постоянно расстегивался. Где - не скажу! Света Бастенкова тоже с гримом намучилась, у ее Бабы Яги на репетициях отваливался нос! Кстати, Сергей Николаевич Колосов для оживления моего дремучего персонажа предложил похулиганить на сцене: «Я бы на вашем месте сел на попу и прокатился!» Хотел бы я посмотреть, как деревянный забор с горки съезжает... Костюм красивый, но не располагающий к динамике - на сцене мне приходится все время стоять. Говорят, что Юлия Чещевик (Кикимора) и я в реальной жизни не похожи на своих героев. Я так не считаю: у нас даже внешнее сходство с этой нечистью имеется!

«Нам хотели отрубить... руки»

Андрей Шанин (Купец):

- Спектакль изобилует красивыми световыми эффектами, и нам не всегда удавалось успевать за светом и попадать в нужную точку мизансцены, выстроенной режиссером. Вот такой «блин комом», если тебя не видно, как бы ты хорошо ни играл, все без толку. И еще: работать над ролью в пустом зале с великолепной акустикой - одно удовольствие. Зато когда зал заполнили дети, неизбежный гул начал «съедать» звук. Мы к этому были не совсем готовы, и, хоть и выкладывались на репетициях полностью (Света Бастенкова даже повредила связки. Ей помогла Людмила Касаткина, подсказавшая, как актеру спасаться от этой профессиональной напасти), нас не всегда было... слышно. Из любой ошибки нужно извлекать урок, и теперь мы будем более оригинальны в проявлении чувств на сцене. Когда Колосов и Касаткина увидели, как многие из нас шаблонно, сценически скучно изображают удивление, разводя руки в стороны, то совершенно справедливо отметили: «Хорошо бы вам эти руки... отрубить!» Удивляться-то нужно, как в жизни, - искренне!

«Мы были беременны ролью»

Светлана Бастенкова (Фиса, Баба Яга, Сказочная птица):

- Мы на достигнутом не остановимся! Главному режиссеру драмтеатра Виктору Прокопову присущ такой афоризм - «Быть беременным спектаклем». Когда спектакль рождается, ты действительно ощущаешь и боль, и радость сквозь слезы... Мы были беременны каждый своей ролью и... родили по ребенку, которого нужно теперь беречь и растить. «Аленький цветочек» - огромное счастье в жизни нашего курса и огромная победа!

Кстати

20 апреля в ДК профсоюзов состоится творческий вечер, посвященный юбилею руководителя театра-студии «Диалог» Виктора Зимина. Следите за афишами!








Загрузка комментариев...
Читайте также
35 минут назад
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
сегодня, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
сегодня, 21:30
Новости партнеров