В поисках темы

Культура
В поисках темы

Областная молодежная выставка открылась в Доме художника. Корреспондент «РП» побывал на вернисаже и делится впечатлениями от услышанного и увиденного.

Театр начинается с вешалки, а выставочное пространство Дома художника - с лестницы. Поднимаясь по ее ступеням, попадаешь в начало экспозиции. Здесь стайка молодых людей фотографируется на фоне плакатного изображения культового музыканта Курта Кобейна - патлатый парень с гитарой в окружении бабочек. Картина называется «Музыка моей души».

Кстати, одним из любимых писателей этого рок-идола был Лев Толстой. Вдохновленные юные лица радуют глаз, но рулим дальше, копаем глубже…

«Прошлогодняя молодежная выставка съездила за границу - была показана в городе Витебске в полном объеме. Отдельные ее участники вышли на всероссийский уровень, - сказал на открытии выставки ее координатор от Союза художников Геннадий Русецкий. - В этом году очень мало художников представили свои работы. Вы молодые, энергичные, вы должны фонтанировать, поражать своим творчеством, не надо бояться - дерзайте, участвуйте активнее в выставочной деятельности, и самое главное - активнее работайте».

Эти призывы вполне оправданы, но возникает встречный вопрос к наставникам: почему слабо развиваете у молодежи творческое начало? Мэтры призывают начинающих к дерзновениям, но при этом сами редко радуют смоленского зрителя своими эстетическими подвигами. Пресловутые жалобы на тяжелые кризисные времена едва ли могут быть оправданием.

Даже если студенту трудно найти средства на краски и холсты - в современном искусстве можно делать картины из мусора и скульптуры из металлолома.

«Я для себя отметил одно качество - возврат к формату картины, как жанру, - комментирует экспозицию маститый смоленский художник Валентин Кожевников. - Картина, в отличие от эскизов и этюдов, обладает глубоким художественным значением. Автор продолжительное время работает над ней, вынашивает тему, продумывает детали. В последнее время этот жанр был невостребован – зачем работать над серьезной идеей, если можно выставлять этюды и отмечаться для галочки, как участник. А в советские годы существовал государственный заказ на исторические сюжеты, и многие художники писали картины к юбилейным датам, чтобы потом представлять их на различных региональных и всероссийских выставках и получать почести и звания».

Следует отметить, что интерес к живописной картине снизился не только в связи с отсутствием госзаказа, но и с появлением новых художественных практик - концептуализм, компьютерные технологии, фотография, перформанс... Однако темы, представленные на выставке в картинном формате, мало отличаются от тех, что воплощались во времена СССР, только на смену государственному пришли социальный заказ и диктат рынка.

В результате получаются произведения искусства на злобу дня или в угоду вкусу обывателя. При этом пластические языки, на которых выражается большинство авторов, явно устарели. Доминирует эстетика импрессионизма начала прошлого века, которую реанимировали в СССР на волне оттепели в 50 - 60-х годах как некое явление дозволенного авангарда.

Вот, к примеру, уже опытные художники Власовы из Десногорска, которые явно выделяются на основном фоне. У каждого из них уже выработанный авторский стиль и претензия на актуальность. Диптих Валерия Власова «Окно в Европу» иллюстрирует события на Донбассе, что вполне соответствует духу времени и достойно похвалы. Но постановочный образ солдата и однозначная трактовка темы притупляют восприятие, и картина трагедии в результате явно уступает по силе воздействия репортажам с места событий.

Азиатский триптих Евгении Власовой занимает центральное место в экспозиции и привлекает внимание своей живописностью, но при этом вызывает ассоциации с уже где-то неоднократно виденным и по тематике и по манере исполнения. Путешествия на Восток за новыми сюжетами всегда были в моде у художников, но каждый раз хочется обнаружить какие-то новые, неизвестные нюансы иноземного бытия.

Еще один молодой художник, творчество которого выделяется из общей массы, - Татьяна Колодяжная. Она представила на выставке два натюрморта со смоленскими видами и две работы из серии «Родом из детства», где рукотворные авторские куклы - в антураже элементов ушедшей эпохи:старых чемоданов, салфеток с кружевами и других винтажных элементов. В ее картинах присутствует философская и историческая подоплека.

«Я уже не первый раз участвую в подобных выставках, - говорит Татьяна Колодяжная. - Они дают возможность увидеть свои работы рядом с другими, услышать мнения профессионалов, получать новый опыт, общаться со зрителем. В этом году многие авторы поменяли технику исполнения, но авторский стиль при этом сохранили. Появились новые темы, которые раньше не присутствовали».

Художник Константин Павлов, который в прошлом году своими метафоричными работами явно оживил унылый местный колорит, на этой выставке представлен салонными декоративными картинками в золоченых рамах.

Из работ новобранцев бросается в глаза картина «В сельском клубе» В. Новиковой. Здесь разгулявшиеся подростки явно имитируют какую-то панк-группу, при этом неряшливая живопись вполне соответствует сюжету. Пусть пока невнятно, но молодежь обозначает свою территорию интересов.

«У начинающих художников наблюдается некая закомплексованность, - говорит Сергей Богомолов, член правления СХ, участник отборочного выставкома. - Хотелось бы увидеть новые смыслы, новый изобразительный язык. Есть проблема - молодые авторы не работают с таким понятием как «тема».

В молодежной эстетике идеи часто приходят из формата массовой культуры: концерты, кинематограф, СМИ... И часто они преподносятся поверхностно, а хочется, чтобы становились не случайностью для автора, а закономерностью. Желательно, чтобы молодой художник представлял сразу несколько работ на общую тему, тогда это воспринимается как авторский стиль, а не одноразовая картинка».

Этот комментарий вполне логичен, но, опять же, авторский стиль вырабатывается годами, и на начальном этапе формирования художника большая роль отводится учителю. А волнующих тем сейчас действительно хоть отбавляй – социальные катаклизмы, межличностные отношения, спорт, экология, демография и т. п. Не стоит забывать о философских поисках и формотворчестве. Выставка молодых, по сути, должна являться полигоном для реализации нестандартных идей, лабораторией творческих экспериментов, площадкой для культурологических дискуссий.

Сопоставим мнения и впечатления, что мы имеем на сегодняшний день в молодежной художественной среде. С одной стороны, совсем юное поколение, еще не загнанное в рамки общепринятых стандартов, делает робкие намеки на волнующие их темы. С другой - наблюдается явное снижение уровня исполнительского мастерства, владения современными пластическими формами и изобразительными приемами, и главное, умения мыслить парадоксально, улавливая новые веяния в искусстве. Ситуация ожидания чего-то большего затянулась на несколько лет.

При этом молодежь в поисках самовыражения выходит на улицы, где свобода творчества ограничивается только буквой закона. Иной раз смотришь на замысловатое граффити на обшарпанной стене и думаешь - вот же парень какую классную загогулину изобразил! Творческая атмосфера в смоленском изобразительном искусстве явно требует свежих ветров перемен.


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:40
О том, что люди приезжали убираться на кладбище в деревне Дм...
сегодня, 00:15
Днем 21 октября на пункт связи ПСЧ № 13 поступило сообщение ...

Опрос

Как вы считаете, нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?


   Ответили: 470