Самый культурный год: скандалы и взлеты

Культура
Самый культурный год: скандалы и взлеты

Уходящий 2016-й был до предела насыщен громкими событиями в сфере культуры, а также… не менее громкими «околокультурными» скандалами, нашедшими резонанс в центральной прессе. Однако обо всем по порядку…

В Смоленске с «творческим визитом» побывали Дали и Пикассо

В этом году в КВЦ имени Тенишевых открылись два уникальных вернисажа мирового уровня. Увидеть своими глазами «Библейский СЮР» Дали и эксперименты Пикассо «Параграфы» - когда-то смоляне могли о подобном только мечтать! В январе смоляне познакомились со «Священным посланием Сальвадора Дали» - самой масштабной графической серией величайшего сюрреалиста ХХ века, насчитывающей 105 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам, из частного итальянского собрания. Ни одна из литографий, которые продемонстрировала в Смоленске компания «АРТГИТ», в собраниях российских музеев не числится.

«Сальвадор Дали был, есть и остается величайшим графиком - живопись лишь вершина его айсберга, - убежден куратор выставки, представитель компании «АРТГИТ» Сергей Строганов. - Этот проект - самый грандиозный в карьере Дали, в дальнейшем он так и не смог превзойти самого себя, хотя иллюстрировал множество литературных произведений, среди которых «Алиса в Стране чудес» Кэрролла, «Дон Кихот» Сервантеса, «Божественная комедия» Данте. Экспозиция на конкретных примерах показывает экспериментальные методы художника в искусстве: сюрреалист берет стакан с бычьей кровью и подбрасывает его. Веер разлетевшихся брызг - образ взрыва, возникновение всего живого из ничего, перенесенный на бумагу…»

В ноябре в КВЦ имени Тенишевых состоялась не менее грандиозная премьера – выставка Пабло Пикассо «Параграфы», приуроченная к 135-летию великого художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера XX века. В экспозиции представлены его ранние работы, «голубой» период, синтетический и аналитический кубизм и сюрреализм.

«Мы получили эту коллекцию от Арт-Центра в Перинных рядах (Санкт-Петербург), - говорит директор Культурно-выставочного центра имени Тенишевых Людмила Жук. - «Параграфы» включают 61 графическую работу Пикассо, выполненные акварелью, пастелью, карандашом, углем и сангиной. Представленные на выставке экспонаты – это высококачественные литографии. Спешу вас заверить: офсетная печать выполнена на высочайшем уровне, а сами работы взяты в аренду сроком на пять лет у именитых коллекционеров из Германии, Бельгии и Франции».

«Еще пять лет назад мне и в голову не могло прийти, что в Смоленске мы сможем увидеть работы Пабло Пикассо, - признается председатель регионального отделения Союза дизайнеров России профессор Юрий Трусов. - Я счастлив, что теперь и у смолян появилась возможность познакомиться с гением, который ломал традиционные каноны и создал десятки новых направлений в искусстве».

«Зимний обоз в пути» - достойный соперник «девятого вала»

В конце июля в Третьяковской галерее открылась главная выставка года - «Айвазовский. К 200-летию со дня рождения».

В числе шедевров, представленных на вернисаже самого известного мариниста мира, были две картины из коллекции Смоленской художественной галереи «Лунная ночь на берегу моря» (1852) и «Зимний обоз в пути» (1857).

Уникальное полотно «Зимний обоз в пути» - единственный дошедший до наших дней сухопутный пейзаж художника из серии, символизирующей богатства России, местонахождение которого известно. Произведения из серии «Богатства России» принесли автору огромный успех - в Париже Айвазовского удостоили ордена Почетного легиона. Несмотря на академическую манеру исполнения, «Зимний обоз в пути» - новаторское произведение, в котором мастеру удалось донести до современников и потомков поэзию неброской красоты Русского Севера. Многие искусствоведы считают, что «Зимний обоз в пути» по своей уникальности способен соперничать с самой известной работой мариниста - «Девятым валом».

Две женщины. Одна судьба на двоих

В феврале в КВЦ им. Тенишевых с 75-летием чествовали заслуженных художников России - графика Веру Самарину и скульптора Людмилу Ельчанинову. Художницы подарили любимому городу совместный творческий проект - выставку «…Судьбою сведены». Двойной вернисаж - лебединая песня удивительно элегантных и миниатюрных женщин, из года в год ткущих бессмертную Поэзию искусства. Талантливых педагогов, которые вместе с мужьями изваяли из грубой породы смоленский худграф и расписали оштукатуренный творчеством камень сочными фресками.

«Людмила и Вера - несомненные творческие индивидуальности, овладевшие в совершенстве… двойным творчеством: долгие годы прожить в согласии с талантливейшими живописцами России Владимиром Ельчаниновым и Вячеславом Самариным и суметь сохранить свое «я», - поздравил своих любимых учениц академик, народный художник РСФСР Борис Неменский. - Вы были едины в творческом порыве!»

Каждой твари по паре - в пятый раз!

В апреле в Смоленске прошел юбилейный, V, Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». За девять дней смоляне увидели больше двух десятков постановок российских и зарубежных коллективов. Спектакли шли с аншлагами, все билеты были проданы. Гран-при фестиваля завоевал шахматный детектив Валерия Беляковича «Игра в Наполеона» («Московский Театр на Юго-Западе»). Постановка по пьесе Стефана Брюллота поразила членов жюри метафоричностью, зрелищным темпоритмом, сценографией и динамизмом. Разыгранная на сцене Смоленского драмтеатра сложная шахматная комбинация - тонкая игра, которую Белякович ведет со зрителем. Вернее, вел. 6 декабря этого года столп российской театральной режиссуры ушел из жизни… Скорбим.

Горькая пилюля

Приз фестиваля «Смоленский ковчег» Николаю Парасичу подсластил горькую пилюлю. 1 апреля Смоленский камерный театр отметил свое 27-летие. Однако впервые на праздник не пригласили художественного руководителя театра, стоявшего у его истоков. Сити-менеджер Николай Алашеев легким росчерком пера освободил основателя «камерной» труппы от занимаемой должности. Что послужило причиной конфликта, так и осталось «за кадром». О скандале в Смоленске написали многие центральные СМИ.

«Реструктуризация театра произошла неожиданно, - пояснил журналисту «РП» Николай Парасич. - Ничто не предвещало беды. Накануне в театре завершилась финансовая проверка, которая прошла без эксцессов - театр находится на финансовом подъеме. А в середине марта меня официально уведомили о сложении полномочий и досрочном разрыве трудового договора. Как же так?! Я с таким энтузиазмом работал последние два года, чувствовал, что театр растет. Если бы театр загибался - ничего не имею против. Надеюсь, что Камерный театр будет сохранен. Только без меня он будет другим…»

Камерный театр живее всех живых. Недавно его гоголевский спектакль «Шинель» имел ошеломительный успех на фестивале в подмосковном городке Долгопрудный.

Голливуд выбирает «Тряпичный союз», а Смоленск против

Год кино в Смоленске ознаменовался не только театральными казусами, но и инцидентами в сфере кинопроката. В июне накануне Дня молодежи киноклубу «Траффик» отказали в праве публичной демонстрации драмы Михаила Местецкого «Тряпичный союз» в Лопатинском саду. Информация облетела все местные СМИ, скандал вызвал интерес у медиа-«слонов». Например, у Русской службы Би-Би-Си. Режиссер Михаил Местецкий был обескуражен произошедшим. Одно дело, когда прокатчики не берут российский фильм, опасаясь мизерных кассовых сборов. Однако ситуация принимает иной оборот, если фильму приписывают несуществующую крамолу! Ранее организаторы просмотра (киноклуб «Траффик») получили «добро» у режиссера и студии «Коктебель», инициатива нашла понимание и в управлении по культуре и туризму администрации г. Смоленска. Однако в последний момент «что-то пошло не так». «Траффик» получил официальный ответ: в картине «обозначены социальные проблемы молодежи, но изображены они в форме опустошенности, агрессии, антисоциальных поступков и мало что дают в помощь молодым людям».

В отличие от консервативного Смоленска, «Тряпичный союз» показали публично на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и в Московском саду имени Баумана. Просмотры картины в столицах доказывают: признаки экстремизма в фильме отсутствуют. «Тряпичный союз» все-таки показали в «Траффике» - за два дня картину посмотрели 100 человек.

В конце осени на ярмарке российского кино в Голливуде знатоки кино и прокатчики высоко оценили работу Местецкого наравне с блокбастером Федора Бондарчука «Притяжение». Ранее «Тряпичный союз» вошел в программу «Поколение» 66-го Берлинского кинофестиваля и был номинирован на премию Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

Год российского кино, понимаешь!

Несмотря на серьезные финансовые затруднения (бюджет смоленского киносмотра сократился вдвое), IX Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс» все-таки состоялся. Бриллиантовый Гран-при завоевала драма Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». К сожалению, Станислав Сергеевич не смог приехать в Смоленск. Режиссер выступил перед зрительской аудиторией заочно.

«У меня были большие планы на это лето, - признался Говорухин в видеообращении. - Помешали тяжелая травма позвоночника и операция. В результате я вынужден пропустить этот фестиваль. Спасибо, что вы высоко оценили мой труд в кинематографе. Надеюсь, что в следующем году мы обязательно встретимся!»

Конечно, встретимся. На Х, юбилейном, «Золотом Фениксе»! «Я очень дорожу этим фестивалем, дорожу тем, как его любят и ждут каждый год смоляне», - заявил губернатор Алексей Островский на торжественной церемонии награждения лауреатов смотра кино.

СКАЗАНО

«Мы не можем взять на «Ковчег» только элитарные театры и режиссуру - фестиваль в Смоленске, подобно Ноеву ковчегу, сохраняет жизнь и искусство во всем его многообразии», - считает старый друг Смоленского драматического театра, критик и журналист из Эстонии Борис Тух.

«Я отношусь к Смоленскому драмтеатру с глубочайшим уважением, - признался Александр Вислов, председатель экспертного совета премии «Золотая маска», редактор журнала «Вопросы» и председатель жюри фестиваля «Смоленский ковчег». – На нынешнем этапе фестиваль совершенен по уникальности задумки «совместить несовместимое». Но если организаторы намерены и дальше держать марку, проводить качественный фестиваль, ему нужно выйти на новый виток развития. Необходимо искать новые имена, привлекать спонсоров и расширить финансирование проекта на уровне руководства региона».

Кстати, приз в номинации «Мужская роль второго плана» судьи смотра вручили заслуженному артисту РФ Николаю Парасичу за роль Гуся - Ремонтного в спектакле Смоленского камерного театра «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 20:40
В Вязьме изменилось время вывоза мусора из частного сектора....
вчера, 20:00
В поселке Красный продолжаются работы по ремонту дорог, кото...
сегодня, 02:04
В Смоленской области уже более двух месяцев не дорожает бенз...
вчера, 21:20
Несмотря на заметное похолодание, в Смоленске в концовке осе...

Опрос

Как вы планируете встретить Новый год?


   Ответили: 61