«Диалог» с Таллином

Культура

III Международный молодежный фестиваль любительских театров «Балтийский берег-2007», который проходил в Таллине 4 - 6 мая, собрал пять коллективов из Эстонии, Латвии, Литвы и России.Нашу страну представил единственный российский участник - театр-студия «Диалог» из Смоленска.

«Диалог» покорил «Балтийский берег»

- В фестивале приняли участие больше ста человек, причем артисты были разного возраста - от дошкольников до студентов, - делится впечатлениями художественный руководитель студии «Диалог» Виктор Зимин. - Организатором фестиваля выступил Центр русской культуры, а принимал гостей театр центра «Арт-гротеск» под руководством Татьяны Буйновой. Сразу оговорюсь: фестиваль этот не конкурсный, и призовых мест здесь никто не определял. Главное - на других посмотреть и себя показать. Посмотреть, кто, как и что делает, какие проблемы кого волнуют. Ведь все коллективы, приехавшие в Таллин, любительские, и занимаются в них люди, отдающие театру свое свободное время, потому что им нравится заниматься этим искусством.

По мнению жюри, уровень коллективов-участников в этом году был очень высоким, и все спектакли не только порадовали, но и удивили. Удивили серьезным режиссерским подходом к выбору темы и решению спектаклей, поразили полной самоотдачей актеров-любителей.

Очень точно о фестивале написали в газете «Молодежь Эстонии»: «Такой азарт, такую радость от игры нечасто сегодня встретишь и в профессиональных театрах, где актеры нередко с нетерпением просто отбывают репетиции, чтобы заняться чем-то на стороне. Здесь актерство - это чистая радость, и при хорошем режиссере любительские театры по этим параметрам смело могут соревноваться с профессиональными. Было радостно видеть, что и в странах Балтии, и в России любительский театр не потерял своих позиций не только в столицах, но и в небольших городах - в эстонской Нарве, литовском Рокишкисе, российском Смоленске».

Приглашение на таллинский фестиваль мы получили еще в январе этого года. Примечательно, что на это театральное мероприятие приглашают только балтийские коллективы, плюс один гость из России. В качестве исключения. На первый «Балтийский берег» был приглашен театр из Санкт-Петербурга, на второй - московский любительский коллектив. И вот сегодня в Таллин позвали и нас, смолян. Мы были приятно удивлены!

Миссия выполнима

- Наш отъезд совпал с трагическими событиями в Таллине, развернувшимися вокруг переноса памятника Солдату-освободителю. Днем 26 апреля получили визу, а вечером... началось. Смотрели тревожную телевизионную хронику с места событий, понимая, что наша поездка, по всей видимости, не состоится. Я позвонил в Таллин и, как ни странно, успокоился. Мне сказали, что все происходящее в столице Эстонии в реальности выглядит несколько иначе, чем это пытаются показать СМИ, нагнетающие истерию. Народ живет своей жизнью. Несмотря ни на что!

Однако печальные события на площади Тынисмяги повлияли на гастрольную политику многих российских коллективов - в эти дни (и даже на месяц вперед!) театры и исполнители из России отменили гастроли в Эстонии. Мы были единственными, кто не струсил. Мы действительно не испугались, и нас вели иные чувства - патриотизм, гордость за Россию. Ведь основной задачей организаторов фестиваля, Центра русской культуры, является пропаганда русского искусства за рубежом. Поэтому наш приезд в Таллин стал событием, и автобус с надписью «Город-герой Смоленск», появившийся на улицах эстонской столицы, произвел настоящий фурор. Люди останавливались, кто-то аплодировал, махал рукой. Наверное, это были наши соотечественники... И даже организаторы «Балтийского берега» были шокированы и приятно удивлены: «Как это вам удалось пересечь границу с такой надписью?!»

Смолян действительно задержали на таможне - автобус выглядел более чем вызывающе, а тут еще у двух ребят на одежде таможенники увидели приколотые георгиевские ленточки. Это обстоятельство вызвало панику в рядах таможенных служб, и нам пришлось простоять в приграничной зоне более двух часов. Насколько я понял, пограничникам поступила команда сверху: «Во избежание возможных провокаций со стороны русскоязычного населения в канун Дня Победы - не пропускать!» Между организаторами фестиваля и таможенниками возникла словесная перепалка: «Смоляне едут в Таллин играть на сцене, а не георгиевскими ленточками махать и устраивать манифестации и митинги! Если вопрос не будет урегулирован положительно, подадим жалобу в мэрию». Им даже пришлось дать подписку, что никаких провокаций со стороны смолян не будет, и нас пропустили под честное слово. И перед ребятами извинились...

Нам не удалось увидеть следов былого побоища. Да, разбитые витрины были, и полицейские патрули - тоже. Но - никаких косых взглядов, придирок, игнорирования русских нет и в помине! Труппу «Диалога» в городе сопровождал молодой человек Саша из театра «Арт-гротеск».

В день, когда мы уезжали, он надел майку с надписью «Я люблю Россию». И ни-че-го плохого с ним не произошло! Ни один полицейский не подошел и не сказал: «Сними». Зато мы осознали другое: те, кто хотели добиться обострения противостояния, межнационального конфликта, достигли обратного - русская диаспора в Эстонии сплотилась, как никогда. И нас встретили, как лучших друзей, как братьев: приветственные возгласы «Виват Смоленск! Виват Россия!» неслись со всех сторон.

Мы поняли, что выполняем ответственную, политическую и гражданскую миссию - с этой точки зрения поездка в Таллин оказалась очень нужной. Для русских здесь - и там,

в Эстонии.

10 мая я позвонил эстонским друзьям, и они поделились радостью: в День Победы к монументу Бронзового солдата на Братском кладбище принесли столько цветов, сколько не приносили с момента открытия этого памятника. Русские объединяются, и свидетельством тому стало начало позитивного диалога русских с эстонцами. Сейчас идут переговоры, открываются новые русские телеканалы... Дело сдвинулось с мертвой точки!

Считаю, что поездка в Таллин стала одной из самых значимых и ярких в истории театра-студии «Диалог».

Русский «Журден»

- И с художественной точки зрения «Диалог» пришелся ко двору: по признанию жюри, в которое вошли маститые театралы и критики из С.-Петербурга, театру-студии удалось поднять планку и без того высокого уровня фестиваля любительских коллективов стран Балтии. На фестивале было очень много молодежных и детских спектаклей - по сути, экспериментальных в пластике и других разновидностях сценического языка, а мы привезли классический спектакль, который играют старшие актеры труппы.

«Сложный по рисунку, открыто игровой «Полоумный Журден» смоленского театра «Диалог» обрадовал бьющей через край энергией исполнителей. Театр этот с хорошими и давними традициями, и его постановочная культура явно чувствуется. Актеры существуют в этом сменяющемся калейдоскопе достаточно уверенно и заразительно, особенно Владимир Михеев в роле Ковьеля. Зрители, даже совсем взрослые, радовались, как дети, было смешно и азартно».

Газета «Молодежь Эстонии».

«Культурный хадж»

- Мы совершили настоящий «культурный хадж» - перед тем как пересечь границу Эстонии, мы побывали в Михайловском и несколько часов посвятили прогулкам по пушкинским местам. Словами чувств, которые мы испытали, не передать...

Я был в Польше и Германии, но только в Таллине по-настоящему ощутил, что такое истинное средневековье. Архитектура Таллина уникальна, она оставляет неизгладимое впечатление в душе. Это - настоящее чудо!

Самое главное, что наше эстонское приключение и выполнение культурно-политической миссии не состоялось бы без помощи городских властей. В этом году впервые (!) за несколько последних десятилетий нам удалось посетить два фестиваля - в Санкт-Петербурге и Эстонии - только благодаря помощи главы города Владислава Халецкого, а также поддержке Евгения Максименко, представляющего профсоюзы Смоленской области. Спасибо и нашим друзьям, оказавшим финансовое содействие «Диалогу»... Честное слово, так хочется и в дальнейшем пропагандировать наше искусство - российское, смоленское, профсоюзное - в других краях!

Военная тайна

- Сейчас не хочется ставить проходные спектакли - я не сторонник постановок случайных пьес, пустышек в идейном и художественном планах. В условиях студийного театра каждая пьеса должна быть ОТКРЫТИЕМ. ОТКРОВЕНИЕМ! Недавно я перечитал с ребятами пьесу Михаила Светлова «Любовь к трем апельсинам». Именно с этого спектакля, повествующего о трех китах, на которых зиждется человеческая душа - надежде, верности, любви, - и началась биография «Диалога»... Это замечательный, бессмертный материал! Есть и еще одна задумка: давным-давно, еще в советские времена, я сделал инсценировку «Военной тайны» Аркадия Гайдара. Достал ее и думаю: «А вдруг?» Политические системы меняются, но романтическое, героическое отношение к Родине и защите Отечества остается неизменным! Мы не хотим воевать, иметь врагов, но они - увы! - появляются независимо от нашего желания... И на фоне падения патриотического энтузиазма, снижения общественного интереса к службе в армии пример героя повести Гайдара - самый достойный пример служения Отчизне.

Также мне очень интересен ранний Булгаков, в частности, его ранние рассказы «Морфий» и «Тьма египетская». Меня волнует тема человека, гибнущего, исчезающего на переломе глобальных исторических событий. Человека, который уходит в наркотический дурман и небытие, не выдержав испытаний, не сумев найти себе место в новой жизни... Вот такие планы у «Диалога».








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 09:45
Губернатор Василий Анохин призвал смолян проголосовать за лю...
сегодня, 09:17
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
сегодня, 08:36
Из-за этого по нескольким адресам отключили холодное водосна...
Новости партнеров