28 панфиловцев

Культура

На смоленских экранах - «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопы. Народный фильм, снятый на народные деньги, о подвиге народа.

С легкой руки военкора Василия Коротеева, опубликовавшего в «Красной звезде» статью о героической обороне высоты на подступах к Москве 4-й ротой 2-го батальона 1075-го стрелкового полка, история стала легендой. Советские бойцы под командованием капитана Павла Гундиловича и политрука Василия Клочкова стоят до последнего. Итог битвы - 18 сожженных танков. Солдатский подвиг, имевший место, по версии военкора, 16 ноября 1941 года, превратился в символ стойкости обороны Москвы. История стала легендой, легенда обратилась в миф. Советский миф, выросший на крови правды, жизненно необходимый бойцам на всех фронтах. Пример мужества 28 панфиловцев вдохновлял их биться насмерть, не уступая ни в чем пехотинцам 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Панфилова, принявших на себя массированный удар гитлеровцев. Было это в семи километрах от Волоколамска…

Создатели героического полотна зрителя не подвели. Фильм Дружинина - Шальопы -кинематографический памятник героизму людей, которые сражаются до последней капли крови. Достойный повод вспомнить о простых советских людях, которые еще вчера не держали в руках винтовки и в течение кратчайшего времени сумели мобилизоваться - стрелять точно в цель на передовой, рвать гранатами гусеницы танков и поджигать вражеские махины «коктейлями Молотова». Они знают: на победу нет ни малейшего шанса. Выжить не удастся. Есть только долг перед Отечеством. Нужно задержать хотя бы на час (а если повезет, то и на сутки) грохочущий железный поток неминуемой Смерти, тем самым приблизив контрнаступление. Отступать было некуда. За ними была Москва…

Битва, занимающая львиную долю экранного времени, завораживает. Мастерство пиротехники, внутренняя динамика построения кадра, воскрешающая лучшие образцы советских фильмов. Здесь нет бессмысленной гонки за спецэффектами. Нет глянцевого визуального ряда, технически приближающегося к совершенству.

К сожалению, на оглушающем зрителя грохоте взрывов плюсы военной драмы Дружинина - Шальопы заканчиваются. Режиссеры - хорошие парни, да вот беда - не орлы. Драматургия картины ровная, без надрыва и глубокого психологизма. Даже ряд батальных сцен (не говоря уже об остальных) напоминает кардиограмму человека, чье сердце бьется ровно. Слишком ровно. Без эмоциональных всплесков и граничащей с инфарктом мучительной болью на разрыв.

Помню, как дед рассказывал мне о смертельном ужасе, который испытывает пехотинец, замерший в траншее в ожидании надвигающейся на него бездушной, лязгающей махины. Две минуты, и гусеницы разорвут беззащитное человеческое тело. Выход только один - сжечь танк или погибнуть страшной смертью.

В «28 панфиловцах» этого ужаса нет. Есть люди - роботы, слаженно, как муравьи, выполняющие свою трудную работу. Да, есть момент, перекликающийся с драмой Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Бронированное чудовище методично трамбует траншею, смешивая со стылой грязью мертвых и тяжело раненных бойцов. Увы! Катарсиса не возникает. У Бондарчука ты сердцем чувствуешь боль паренька, которого танк наматывает на гусеницы. У Дружинина - Шальопы бесстрастно наблюдаешь за происходящим со стороны.

Да и сам противник обезличен и воспринимается как смертоносный железный ливень, обрушившийся на наши позиции в ноябре. Впрочем, защитники Волоколамского шоссе прописаны не менее стандартно, «шершавым языком плаката» - одинаковы с лица (дивизия Панфилова была многонациональной, сформированной из полков Казахстана и Киргизии). Только один герой выпуклый и выпячен на первый план - видимо, по политическим соображениям. Естественно, что этот герой - украинец. Не будем забывать, что национальный вопрос не особо тревожил граждан перед лицом смертельной опасности. Советский человек, и точка! Однако слово «советский» в фильме не упоминается ни разу. Нет и привычной для 1941 года формулы «За Родину! За Сталина!».

В картине присутствует глубокомысленное рассуждение о том, чем родина (с маленькой буквы) отличается от Отечества. Где родился, там и родина. А Отечество нужно защищать… Хорошо, хоть не под прицелом намозоливших глаза особистов. Особистов нет. Есть (только не падайте!) миф о… 300 спартанцах и легенда о семи самураях с привязкой к XVI веку.

Боец уверенно пересказывает товарищу фабулу… драмы Акиро Куросавы «Семь самураев», которая вышла на экран в… 1954 году. История, достойная приключенческой фантасмагории «Мы из будущего»!

Будем снисходительны, хоть фильм и не выходит на вершину народного эпоса. «28 панфиловцев» - хорошая батальная картина о мужестве, которые в советские годы снимали десятками в год. И он, положа руку на сердце, лучше и чище, чем психологический боевик с элементами мелодрамы Бондарчука-младшего. Как ни крути, герои его «Сталинграда» сражаются не за Родину. За женщину! Каждый из пяти советских бойцов готов отдать жизнь за ангела Катю, которая неизвестно каким чудом уцелела в огненном аду. Катя в режиссерской трактовке символизирует собой Отечество. Но… «Родина большая, ее врагу все равно не уничтожить, а Катя в любой момент может погибнуть…»

Низведение народного подвига до любовной интрижки губит саму идею фильма, так или иначе затрагивающего «подступы» к отшлифованной под Голливуд Сталинградской битве. Пускай не за Родину бьются панфиловцы. Они принимают последний бой за Отечество и гибнут. Вечная память!


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров