Picasso-61. Параграфы жизни

Культура

В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых – грандиозная премьера осени, выставка Пабло Пикассо «Параграфы», приуроченная к 135-летию великого художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера XX века.
В экспозиции выставки представлены произведения основных этапов творчества Пикассо: ранние работы, «Голубой период», синтетический и аналитический кубизм, сюрреализм.

  - Мы получили эту коллекцию, которую ждали в течение полутора лет, от Арт - Центра в Перинных рядах (Санкт-Петербург), - говорит директор Культурно-выставочного центра имени Тенишевых Людмила Жук. - Выставка уже посетила Омск, Челябинск, Владимир, Архангельск и Астрахань, демонстрировалась в Москве и Санкт-Петербурге, и наконец-то приехала в Смоленск. «Параграфы» включают 61 графическую работу Пикассо, выполненную акварелью, пастелью, карандашом, углем и сангиной. Представленные на выставке экспонаты – это высококачественные литографии. Спешу вас заверить: офсетная печать выполнена на высочайшем уровне, а сами работы взяты в аренду сроком на пять лет у именитых коллекционеров из Германии, Бельгии и Франции.

Вы увидите, как менялся вкус мастера и его творчество на протяжении жизненного пути (а прожил он 81 год), от реализма до кубизма и сюрреализма. Остается добавить, что Пабло Пикассо был самым дорогим художником XX века – в 2015 году его работу «Женщины Алжира» купил на аукцион грузинский миллионер за 179 млн. долларов.

Параграф № 1. Легенды. 1881-1894. При рождении Пабло сочли мертвым – ребенок родился настолько слабым, что у него не было сил заявить криком о своем приходе в новый мир. Роды были очень тяжелыми. Усталая акушерка сообщила матери о рождении мальчика и уже собралась завернуть трупик в пеленку и унести, как вдруг в комнату вошел дядя Пикассо, который дымил, как паровоз. Дядя нагнулся к младенцу и выдохнул дым в сморщенное, синее от удушья личико. Пабло заскулил и наконец-то расплакался. После «инициации» дядиной сигарой будущего гения провозгласили живым.

Отец Пикассо, профессор изобразительных искусств, приобщил сына к рисунку в семь лет. Он поклялся отречься от своего поприща и больше никогда не брать в руки кисточку, если Пабло превзойдет его в мастерстве. Когда мальчику исполнилось 13 лет, его отец исполнил свое обещание, отказался от занятий живописью и признал гениальность наследника.

- У Пикассо был девиз: ни дня без штриха, - подчеркнула заслуженный художник России, профессор Вера Самарина. - Он оставил нам столько произведений, что их попросту невозможно пересчитать! Однако гений художника наиболее ярко проявился в графике – ювелирном, сложном и тонком виде искусства. Увековечившая наброски и эскизы Пикассо литография отнюдь не умоляет ценность работ, представленных на выставке! Когда я училась в институте, с большим удивлением узнала, что Пабло работал в «тандеме» с печатником, который всегда сидел рядом с ним через стол. Художник заканчивал рисунок, а талантливый печатник тут же делал оттиск.

Считаю плюсом сопровождение экспозиции стендами с подробными комментариями искусствоведов, высказываниями самого художника, его друзей и современников: от Жана Кокто до Гертруды Стайн. Все это позволяет получить более полное представление о жизни и творчестве гения XX столетия.

Параграф №2. «Голубой период». 1901-1904. Это первый этап в творчестве Пикассо, свидетельствующий о самобытной индивидуальности мастера, несмотря на продолжающие звучать ноты влияния Тулуз-Лотрека, Гогена и Сезанна. Творческий взлет художника спровоцировала затяжная депрессия: в феврале 1901 года в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Карлос увлекся натурщицей Жермен и покончил с собой на почве неразделенной любви. А Пикассо мучился от горечи потери и чувства вины. Позже он напишет: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».

5 мая 1901 года художник вновь приехал в Париж, где все напоминало о его друге. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с роковой Жермен... В картинах, отнесенных к «Голубому периоду», преобладают акценты синего, черного, зеленого и насыщенного коричневого цветов –оттенков, которых маститые учителя советуют избегать и называют «грязью». В работах художника появляется обобщенная трактовка образа, меняется и тематика зарисовок: наброски пестрят изможденными скорбью и страданием людьми - нищими, старухами, безумными и проститутками. Их бледные, отчасти удлиненные тела напоминают работы испанского художника Эль Греко. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет главное, раскрывающее авторский замысел и передачу эмоционального состояния. «Голубой – это цвет всех цветов», - любил говорить Пикассо. Самое интересное, что осваивающий все оттенки синего Пикассо голодал и нуждался. Это был наитяжелейшие годы его жизни. Сегодня работы, пополнившие коллекцию нищенского «Голубого периода», стоят миллионы долларов.

- Еще пять лет назад мне и в голову не могло придти, что в Смоленске мы сможем увидеть работы Пабло Пикассо, - признается председатель регионального отделения Союза дизайнеров России, профессор Юрий Трусов. – Я счастлив, что теперь и у смолян есть возможность познакомиться с гением, который смело ломал традиционные каноны и создавал десятки новых направлений в искусстве. Не зря же Марк Шагал говорил, что «Пикассо меняет стили чаще, чем носки»!

Параграф №3. «Авиньонские девицы». 1907. Идея на миллион: зачем рисовать копию, когда можно визуально изобразить саму идею? Один из примеров визуализации идеи – полотно «Авиньонские девицы» (первоначальное название работы – «Философский бордель» (1907), вызывавшее у современников Пикассо разнообразную гамму чувств: от отвращения до неподдельного восторга. Художник пренебрег необходимостью рисовать соблазнительные женские тела. Вместо пленительных округлостей – геометрия острых углов. Художник увлекался африканским искусством, и его «девицы» облачены в специфические маски. На полотне несколько женщин, хотя достоверно известно, что Пабло для «Авиньонских девиц» позировала лишь одна эксцентричная натурщица…

Пабло Пикассо никогда не страдал от нехватки женского внимания, его романы исчислялись сотнями. Женщины слетались на огонек его творческой страсти, как мотыльки. Если Пабло любил женщину, он изображал ее черты на портретах классическими. Расставание сопровождалось скандалами и истериками? В таком случае кубист намеренно искажал женские черты и уродовал пропорции. Именно такой – странной, изломанной - он видел свою великую любовь, художницу – сюрреалистку и фотографа Дору Маар, которая в 1936 году вошла в его жизнь «в слезах». Ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма. Характерная особенность портретов Доры – огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. С годами Маар становилась все более нервной, и в их отношениях наметился разрыв. В 1945 году Пикассо, опасаясь, что возлюбленная сойдет с ума или покончит с собой, отправил ее в психиатрическую лечебницу… Именно Дора Маар, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, от начала и до конца запечатлела весь процесс создания «Герники» - полотна, которое обрекло Пикассо на бессмертие. Женщина сняла на фотопленку многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной. Снимки сюрреалистки («Герника» в более чем 30 эскизах) занимают особое место в экспозиции в КВЦ имени Тенишевых.

Параграф №4. «Герника».

26 апреля 1937 года легион «Кондор» уничтожил испанский город Герника. Фашисты сбросили на город более тысячи авиабомб. Герника горела три дня, а мировое сообщество предпочло не слышать мольбы и не видеть слезы израненных женщин, детей и стариков.

«Герника» - самое эпичное и гневное произведение Пикассо, родившееся в смертельном ужасе боли и смерти. Феномен художника в этой работе проявляется в синтезе апокалиптического ощущения ужаса с весьма условной, далекой от реализма техникой.

Пабло Пикассо работал над созданием обвиняющего фашизм полотна месяц. Сохранились свидетельства, что автор мог проводить за «станком» по двенадцать часов в сутки. Несмотря на конкретную дату события, «Герника» не привязана ко времени и к пространству: человеческое горе не имеет определенного числа, месяца, года. Чтобы подчеркнуть это, Пикассо уходит в античность, поднимая глубокие антропологические и культурные пласты. Чем дальше он работает, тем мрачнее становятся его замыслы. Так, первоначально Пабло хотел изобразить Пегаса, вырывающегося из разорванного чрева коня. Однако художник решительно отказывается от легкомысленной эстетики, ибо лошадь «Герники» символизирует страдание невинного существа, а бык - глухоту и непонимание.

В 1944 году Пикассо вернулся в Париж знаменитым. Его ждали еще 30 лет славы и тяжелого, изнурительного труда.

Завершает выставку серия «Война и мир», которая подводит своеобразный итог творчества выдающегося мастера.

Насладиться завораживающим талантом Пабло Пикассо можно будет до 15 января 2017 года.

Стоимость билетов для взрослых 300 рублей; для школьников, студентов и пенсионеров - 200 рублей. Ветераны Великой Отечественной и дети до шести лет могут посетить выставку бесплатно.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров