Воскресным вечером в «Современнике» было жарко. Зрители были готовы взять кинозал штурмом, а посреди фойе неспешно попивал кофе Александр Журбин – человек, песни которого больше сорока лет поет вся страна. И никто в этой суете фестиваля «Золотой Феникс» не узнавал маэстро. А если и узнавали, то не решались нарушить его «кофейную идиллию».
Зато на сцене Александр Борисович превратился в человека-оркестра. Он пел, играл на синтезаторе, танцевал, дирижировал невидимыми музыкантами («Страсть должна быть в каждой шестнадцатой!»), рассказывал анекдоты и байки из собственной жизни…
Журналист «Рабочего пути» решил вспомнить самые яркие моменты творческого вечера.
«Песни мои, как хочу, так и пою»
- Моя карьера началась громко. В 70-х годах я придумал песню «Мольба». Ирина Понаровская исполнила ее на международном фестивале в Сопоте и завоевала гран-при.
Я и сам люблю петь, не всегда получается профессионально, но в таких случаях говорю: «Песни мои, как хочу, так и пою».
Кстати, я член пяти творческих союзов. На всю Москву один такой сумасшедший! Союз композиторов, союз кинематографистов, союз театральных деятелей, союз писателей и союз журналистов… У меня пять этих удостоверений! Правда, не знаю зачем. Так получилось. Я действительно всем этим занимаюсь. Кстати, скоро у меня выходит новая книга, восьмая по счету.
Привет из 1812 года
- Музыку к фильму «Эскадрон гусар летучих» написал я. Стихи к одной из песен - «Я люблю кровавый бой…» - придумал еще партизан Денис Давыдов в 1812 году. И вот начальник из Госкино возмутился: «Что это у вас главный герой такое крамольное поет?» Режиссер Станислав Ростоцкий забеспокоился: «А в чем дело?» «Я услышал такую строчку: «Пусть французишки гнилые к нам пожалуют ха-ха!» Станислав Иосифович ответил: «В общем-то это классические стихи, написанные в 1812 году… Вполне понятно, что французишки тогда были гнилые!» Начальник разозлился: «Вы что, не следите за международной обстановкой?! К нам скоро приезжает президент Франции Валери Жискар д’Эстен! А если он вдруг в кино пойдет? С переводчиком? Это же грозит международным скандалом!» Стихи заставили переделать и изменили слова на «французишки лихие».
«Джек Восьмеркин» и пирожки
- Я очень артистичный, этим и горжусь. Иногда это замечают режиссеры, и приглашают меня на съемки. В фильме «Джек Восьмеркин – «Американец» я сыграл худрука ансамбля. Эпизод был маленький, но роль мне досталась со словами!
По задумке режиссера, Евгения Татарского, в кадре я постоянно жую пирожки. Правда, Евгений Маркович не учел, что настоящие артисты умеют делать вид, будто едят, а я нет: потому и ел по-настоящему! В кино, как вы знаете, бывает много дублей… И примерно на одиннадцатом, когда во мне было уже 15 пирожков, я подошел к режиссеру и взмолился: «Женя, дорогой, я уже сыт! Больше не могу есть пирожки!». На что он невозмутимо ответил: «Старик, искусство требует жертв!». С тех пор я сижу на диете (улыбается)…
«Василий Аксенов страшно на меня ругался»
– Когда я писал песню «Тучи в голубом», то совершенно не планировалось, что она станет шлягером. Стихи к ней придумал сам автор романа «Московская сага» Василий Аксенов, а немного переделал их под песню Петр Синявский.
С Василием Павловичем я очень дружил, но когда он впервые услышал эту песню, она ему совершенно не понравилась: «Что это такое? Какие-то частушки! Я думал, что это будет нечто вроде вальса-бостона» Аксенов страшно на меня ругался! Прошло время, и песня стала хитом: Кристина Орбакайте до сих пор поет ее во всех своих концертах... И вдруг я открываю газету, а там интервью с Аксеновым. Журналист его спрашивает: «Василий Павлович, а как вам песня «Тучи в голубом»?» Он отвечает: «Замечательная! Это ведь я напел Журбину мотив». Я был потрясен! Может быть, он так пошутил.