Страсти по Айвазовскому

Культура
Страсти по Айвазовскому

«Зимний обоз в пути» составит конкуренцию «Девятому валу».

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». На долгожданном вернисаже мариниста представлено 120 живописных полотен и 50 графических листов из музейных и частных собраний. В числе шедевров - «Девятый вал» (1850, Русский музей, Петербург), «Черное море» (1881, «Третьяковка»), «Среди волн» (Феодосия), а также две картины из коллекции Смоленской художественной галереи - «Лунная ночь на берегу моря» (1852) и «Зимний обоз в пути» (1857).

Уникальное полотно «Зимний обоз в пути» написано Иваном Айвазовским в 1857 году для Всемирной выставки в Париже по заказу неизвестного купца. Это единственный дошедший до наших дней сухопутный пейзаж художника из серии, символизирующей богатства России, местонахождение которого известно.

Изначально серия состояла из четырех пейзажей, представляя четыре времени года: «Зимний обоз в пути», или «Караван золота» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы). Необыкновенно эффектные по живописи произведения серии «Богатства России» принесли автору огромный успех - в Париже Ивана Айвазовского удостоили ордена Почетного легиона.

Несмотря на академическую манеру исполнения, «Зимний обоз в пути» - новаторское произведение, в котором мастеру удалось донести до современников и потомков поэзию неброской красоты Русского Севера. Исследователи отмечают, что картина необычна для Айвазовского не только редкой для художника темой, но и ярко выраженной сюжетной направленностью композиции. На холсте изображен суровый зимний пейзаж, по таежному тракту меж высоких деревьев тянется обоз лошадей с телегами, готовый пристать у придорожной избы. Мужичок в тулупе направляется к обледенелому колодцу с «журавлем», сквозь снеговые облака едва пробиваются лучи солнца, призрачные тени ложатся на искрящиеся сугробы…

Композиция картины построена по диагонали, что еще больше расширяет и углубляет пространственную перспективу изображения, дышащего искристым от изморози воздухом. Поистине виртуозно отображена прозрачная зелень замерзшей воды. Белизну снега оттеняют тончайшие оттенки жемчужного и розового цветов. Морозная свежесть воздуха и колкость инея на деревьях ощущаются на физическом уровне!

«Зимний обоз в пути» заворожил княгиню Тенишеву, посетившую Всемирную выставку в Париже. Не задумываясь, Мария Клавдиевна приобрела полотно для своей частной коллекции в Талашкине.

В 1920-е годы «Обоз» выставляли в филиале Московского археологического института, а затем передали в музей «Русская старина». В 1941 году для эвакуации редких экспонатов в Новосибирск был выделен всего лишь один вагон. Раритеты, в том числе и «Зимний обоз в пути» И. К. Айвазовского, грузили, наскоро завернув в тряпки...

По дороге вагон с сопровождавшими музейные богатства сотрудниками загорелся. Спасти полотна удалось чудом. Новосибирск отправил музейные сокровища в Томск, где никто не рассчитывал принять столь внушительное количество реликвий русского искусства. Раритеты удалось вернуть в Новосибирск благодаря огромным усилиям сотрудницы музея Ефросиньи Буркиной. Буркина не только оберегала, но и сумела предотвратить разрушение уникального пейзажа Айвазовского и других экспонатов.

После войны полотно вернулось в Смоленск и обрело новую жизнь с помощью петербургских и московских реставраторов. В Художественном научно-реставрационном центре имени Ильи Грабаря полотно выжило еще в одном пожарище и только спустя два года вернулось в Смоленский музей-заповедник.

Многие искусствоведы считают, что «Зимний обоз в пути» по своей уникальности способен соперничать с «Девятым валом». Это полотно, притягивающее в Смоленск магнитом ценителей искусства со всей России, является красноречивым свидетельством того, что автора нельзя рассматривать однобоко – как великого мариниста, создавшего около 6 тысяч картин. Айвазовский - поэт стихии простора!

Академическое полотно «Лунная ночь на берегу моря», написанное в 1852 году, - вторая по счету изюминка Смоленской художественной галереи, нашедшая место на масштабной выставке на Крымском Валу. Романтическую загадочность пейзажу придают всадники на переднем плане и мерцающий огонь костра среди утонувших во тьме скал. Раскидистое дерево на берегу, одинокий парус у едва заметного горизонта, воздушное пространство, пронизанное лунным светом, - весь композиционно-живописный комплекс заставляет работать воображение, подчеркивает глубину и безбрежность воды...

Интересно, что после 1846 года Иван Айвазовский больше не писал с натуры, полагаясь на зрительную память и художественные приемы, которые усовершенствовал, доведя до автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.

«Зимний обоз в пути» и «Лунная ночь на берегу моря» вернутся в Смоленск после завершения выставки, закрытие которой состоится 20 ноября.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
1 секунду назад
ДТП произошло 22 июля, около 18.15, на 330-м километре трасс...
сегодня, 18:20
«Условка» не заставила парня задуматься о будущем и встать н...
сегодня, 17:24
сегодня, 16:49
При этом платить по счетам она не собиралась.

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 688