Космические планы Олега Тищенкова

Культура
«Это сборник историй, которые знают все роботы с самого рождения. Даже если случайно человек сумеет их прочитать, он никогда не поймет смысла» - написано в аннотации к книге «Волшебные сказки роботов», которая недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Комильфо».

Ее автор Олег Тищенков родился и вырос в Смоленске, сейчас живет в Торонто (Канада), работает дизайнером. Его рисованные истории о коте-философе, по популярности в Интернете могут конкурировать с мультиками про Масяню и карикатурами о Петровиче. О новой книге и космических планах на будущее корреспондент «Рабочего пути» побеседовал с Олегом.
- Ваша новая книга - неожиданный поворот от житейских историй про кота в сторону космической фантастики. Чем обусловлена столь резкая смена тематики?
- Думаю, что роботы пришли на смену котам не случайно. Дело в том, что я в свое время закончил СФ МЭИ по специальности инженер-робототехник. Эта книга сильно отличается от того, что я делал. По придуманной легенде, она предназначена для роботов. Если люди хотят прочитать ее, то должны приложить некоторые усилия. В комиксах роботы общаются друг с другом на языке QR-кодов, которые читатель может расшифровать лишь с помощью специального приложения на смартфоне. Это своего рода интерактивная игра. Например, в истории «Маленький принц» QR-код выводит на Википедию, где читатель может узнать, кто такой Экзюпери. Но даже не имея смартфона на руках, вы мало что потеряете от восприятия этих сказок, так как здесь более важную роль играют рисунки.
- Как инженер стал художником?
- До 5 - 6-го класса я рисовал так же, как и все, самолетики, танчики и тому подобное. Позже переключился на более «художественные» дела - пейзажи с натюрмортами. В школе меня регулярно выставляли из класса с формулировкой «за рисование на уроке». Я придумывал всякие хохмы про одноклассников и учителей и запускал эти картинки по классу. Отсюда я вынес очень важный урок - прикольно быть не таким как все и при этом делать то, что тебе нравится.
В СФ МЭИ линия судьбы вынесла на редакцию факультетской газеты, где мы рисовали совершенно безбашенные комиксы. Тогда же я познакомился с компанией смоленских нонконформистов. В результате возник клуб альтернативно мыслящих и творящих под названием «КЭПНОС». Мы устраивали выставки и концерты, а в молодежной газете «Смена» вышел целый разворот с литературными опусами авангардистов и моими рисунками.
Затем началась эпоха компьютеров, и совершенно случайно я оказался и художником, и инженером. Так что на создававшемся в то время ГТРК «Смоленск» нашлось для меня место, где я проработал 10 лет. Помимо стандартной работы, мы делали авторские программы - «Муз-арт» с Владимиром Мосейкиным и «Инфо-парк» и «Темно-Полис» с Дмитрием Павловым.
А еще ранее я познакомился с Александром Петроченковым - это еще один крейсер «Аврора» в моей биографии. Мы с ним создавали книги по компьютерным темам. Он писал текст, а я иллюстрировал его комиксами. Пройдя через многие редакции газет и журналов в качестве художника и журналиста, освоил цифровые технологии. Меня пригласили поработать в знаменитую Студию Артемия Лебедева, где я трудился почти 10 лет в качестве ведущего дизайнера. Естественно, только студией дело не ограничивалось. Я много писал, рисовал, читал лекции и мастер-классы, был «лицом» COREL и WACOM в России, выступал на Apple road show и преподавал в Британской высшей школе дизайна.
- А когда появились комиксы?
- Однажды я понял, что нельзя зацикливаться на одном и надо иногда выходить из сложившейся системы. Этим выходом для меня стало рисование комиксов. Одни из самых первых известных - это «Несколько правдивых историй». Потом появился «Кот». На сегодняшний день количество рисунков перевалило за 500. 
Начиналась эпоха социальных сетей - я выкладывал свои комиксы в Живом Журнале. Однажды отправил несколько штук на фестиваль «Комиссия» и выиграл персональную выставку. А дальше просто рисовал и не думал ни о выставках, ни о книгах.
Мое творчество неожиданно стало популярно в Интернете. Многие стали спрашивать, где купить книжку с такими картинками. И тогда Студия Артемия Лебедева пошла на эксперимент и выпустила первый том «Кота». Получился полиграфический шедевр с очень странными комиксами. Но мне казалось, что книга должна быть проще и - главное - дешевле. В своем блоге я кинул клич о том, что собираю деньги на издание книг и предлагал купить оригиналы моих рисунков с условием, что впоследствии вышлю еще и сборник. Все получилось, денег оказалось даже больше, чем надо было, так что я понаделал всяких приятностей для читателей - сумки, значки и т. п.
Так я начал выпускать свои книжки самостоятельно. Они были намного проще, и я издавал их несколько лет практически нон-стоп. Потом моя семья переехала на постоянное жительство в Канаду, и стало хлопотно дистанционно заниматься изданием. Жизнь скромного писателя альтернативных комиксов меня устраивает больше, чем книгоиздателя и книготорговца.
- Благодаря Интернету ваше творчество стало известно по всему миру. Как преодолевается языковой барьер?
- На международном уровне мои рисованные истории переводят случайные знатоки русского языка. В Японии, Австрии, Италии... По моему творчеству пишут статьи и дипломные работы в разных странах. Всем нравится, но издателя я там пока не нашел.
- Расскажите, как ваш комикс побывал на космической орбите.
- В числе моих читателей оказалась одноклассница космонавта Сергея Рязанского. В тот момент он был задействован по программе «Марс-500». Когда я издал книжку, она попросила написать что-то для него и его экипажа. Так мои книжки попали в среду космонавтов. Через несколько лет он улетал в космос, и я нарисовал насколько комических эпизодов, которые он взял с собой на МКС. Там их пропечатали специальным штампом и сфотографировали внутри станции. На фестивале в Санкт-Петербурге мы впервые встретились лично, и Рязанский мне подарил эту фотографию. Получилось, что я стал единственным на планете художником, чьи комиксы побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю.
Существует мой новый проект про космос и про кота. Дело в том, что командира космического экипажа зовут Олег Котов. После знакомства с Сергеем Рязанским и осознания совпадений я начал новую серию. Рабочее название «Серый и кот». Это вымышленные истории про двух космонавтов. Один очень похож на Сергея, а второй - кот. Для тех, кто не в курсе космических свершений, - Котов и Рязанский зажигали огонь Сочинской Олимпиады в открытом космосе. Признаюсь, что этот факт мне показался забавным, и я подумал, что это будут истории про то, как они там этот огонь пытаются зажечь. Со всякими приключениями. Но буквально со второго эпизода факельная тема ушла на задний план.
Пока я живу этими историями и приглашаю всех космических земляков подсматривать за развитием сюжета на моем сайте.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров