Затопленная дорога и дворец Жилярди

Культура
На минувшей неделе редакция «РП» решила на один день оторваться от мониторов и бесконечного процесса выпуска газет, выбраться на природу, чтобы отдохнуть с пользой для души и тела.

Как это часто бывает в путешествиях, не обошлось без приключений, которые не только кардинально поменяли наши планы, но и заставили поработать. А как иначе, журналист, он на то и журналист, чтобы писать обо всем, что с ним приключается.
Изначально, когда, изнывая от летней духоты, мы планировали эту поездку, решено было не ехать далеко и полюбоваться красотами и достопримечательностями родного края, коих насчитывается до 4 тысяч. Коллегиально выяснили, что далеко не все бывали в Троицком Болдинском монастыре под Дорогобужем, основание которого относится к XVI веку. Вторым пунктом стала усадьба дворян Барышниковых в Алексине, кстати говоря, одна из лучше всего сохранившихся в регионе. Слышали о ней многие, но посещали далеко не все.
Грехи не пустили 
Даже неспешное автобусное путешествие до Болдинского монастыря от Смоленска не занимает много времени. Единственный момент - последние 10 -15 км нужно проехать по грунтовке. И вот мы сворачиваем с дороги, мимо проплывают пейзажи гигантского промышленного предприятия - Дорогобужского завода минеральных удобрений. В какой-то момент за окном мелькает знак «Р. Старица Днепра». И буквально через несколько метров мы уже видим машины экстренных служб, надувную лодку и группу людей, собравшихся на берегу… дороги.
Когда мы все дружно высыпали посмотреть на случившееся, выяснилось, что небольшая речка из-за дождей так сильно вышла из берегов, что буквально отхватила себе порядочный участок дороги. Другой берег виднелся метрах в 100 от нашего автобуса. 
«Можем переправить вас по очереди, - предложил спасатель в полукомбинезоне, какой обычно используют рыбаки. - А там добудем какую-нибудь машину, которая довезет вас до монастыря, тут немного осталось, километров 10».
Пока коллеги обсуждали, смогут ли продолжить путь в кузове автомобиля, пока созванивались с обителью и спрашивали водителя нашего автобуса, возможна ли его буксировка через реку с заглушенным двигателем (такую опцию тоже предложили спасатели), я решил сунуться в воду не зная броду. Точнее говоря, дежурившие на берегу предупредили, что глубина на дороге достигает максимум 60 см.
Идти было откровенно неудобно: грунтовка оказалась усеяна мелкими камнями, и я пожалел, что оставил сандалии на берегу. Но решил не возвращаться, очень хотелось хотя бы отчасти охладиться в такой жаркий день. К тому же я захватил с собой фотоаппарат, всегда неплохо обновить фотобанк снимками из самого эпицентра ЧП. В самом глубоком месте вода дошла до уровня чуть выше колена.
«Ну, как водичка?» - приветствовал меня на другой стороне улыбчивый гражданин кавказской национальности, который спешил куда-то на «газельке» с орловскими номерами. Здесь стояли еще несколько автомобилей, владельцы которых раздумывали, смогут ли они с разгону форсировать внезапную водную преграду.
В это время со стороны Дорогобужа проехали «ГАЗ» и «Газель». Рассекая толщу воды, они уверенно преодолели сложный участок. Глядя на это, водитель, с которым я разговаривал, сел за руль и, помахав рукой, «поплыл» на другую сторону. Глядя на него, вернулся назад и я.
Как выяснилось, «пилот» нашего автобуса отказался от попытки переехать через реку, а коллеги решили не рисковать и приехать сюда в следующий раз. «Видимо, грехи не пускают», - обронил кто-то.
Шар земной
Вместо монастыря было решено заехать и сфотографироваться со знаменитым дорогобужским глобусом, который был установлен в 2008 году рядом с ЗАУ. Напомним, что раскрашенный студентами и преподавателями худграфа СмолГУ шарик был раньше обыкновенным резервуаром для хранения газа. Когда подошел срок окончания его эксплуатации, захотели сделать из него что-то интересное. После долгих обсуждений остановились на макете Земли диаметром 10 метров, массой - 11,5 тонны. Получившийся земной шар стал самым большим глобусом в Европе и вторым по величине в мире (крупнейший находится в Нью-Йорке и составляет 12,6 м в диаметре).
Сфотографировавшись около такого объекта, сразу понимаешь: человек - всего лишь песчинка по сравнению с нашей планетой.
Лошади и роскошь
Усадебная культура России XIX века - прекрасный образчик того, как можно находить настоящие сокровища там, где их совершенно не ожидаешь встретить. Вот, например, въезжая в Алексино, минуешь старый конезавод с богатейшей историей, а дальше идет типичная для сельской местности застройка дачного типа.
Здесь не ищешь сюрпризов и изысков, и глаза сами расширяются от удивления, когда под сенью вековых деревьев вдруг обнаруживаются настоящие архитектурные шедевры. Мимо тихо проплыли церковь Михаила Архангела конца XVIII века, выполненная в стиле классицизм, и несколько хозяйственных построек усадьбы.
На пригорке вдруг показалось основное здание усадьбы - барский дом, а по сути, огромный дворец на 365 комнат. Как рассказала нам экскурсовод, а «по совместительству» глава местной сельской администрации Наталья Иванова, хозяева могли проводить каждый день года в новой комнате и никогда не повторяться. Чувствуется размах, с учетом, что это была по большому счету просто дача.
Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Алексино создавался более 40 лет с подачи ее владельца Ивана Барышникова. Над устройством усадьбы трудились как минимум два известнейших архитектора - Матвей Казаков, который перестроил центр Москвы в палладинском стиле (ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 -1580), в основе которого лежат строгое следование симметрии, учет перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима. - Прим. авт.), и Доминико Жилярди, швейцарец, восстановивший столицу России после пожара 1812 года.
Главный дом поражает воображение не только своими масштабами, но и достаточно высокой степенью сохранности. Еще пару лет назад в нем работал местный детский сад. Внутри отовсюду веет духом старины: колонны с ионическими портиками, печи, уникальные сохранившиеся росписи, выполненные в технике гризайль (вид живописи, выполняемый тональными градациями одного цвета, чаще всего серого или светло-коричневого). На фоне всего этого роскошества немного смешно и сиротливо выглядят модные в 90-х годах и сейчас уже почти выцветшие фотообои с березками и прочие элементы постперестроечной России. 
За свою долгую историю главный усадебный дом служил и музеем (в 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, некоторое время директором которого работал Михаил Пришвин. По алексинским впечатлениям им была написана повесть «Мирская чаша». - Прим. авт.), и детской колонией, и школой, и офисом конезавода, кстати, одного из крупнейших и известнейших в России до революции, сохранявшего свое значение в советское время.
Андреевская крепость
Если побродить по Алексину, то просто голова идет кругом от количества не только сохранившихся, но и до сих пор используемых построек. Говорят, имение после войны немцы хотели пожаловать одному офицеру, поэтому и не стали разрушать. Одна из самых интересных построек - так называемая Андреевская крепость, бывший конный двор, выполненный в виде небольшого замка. Ее назвали в честь сына основателя усадебного комплекса. Интересно, что здесь живут люди.
Говорить об Алексине можно бесконечно. Но день клонился к закату, а предстояла еще дорога в Смоленск, перед которой надо освежиться и подкрепиться.
С учетом того что сельский пляж был просто переполнен, мы остановились у небольшой купальни практически на перешейке двух алексинских озер, вырытых здесь больше 100 лет назад крестьянами, из-за чего случился настоящий бунт. Не складывались отношения крестьян и помещиков никогда, что уж тут и говорить. Несмотря на все сложности, сейчас это прекрасное место для отдыха, которое в разные времена вдохновляло людей.
«Кстати, вот здесь, совсем рядом, на берегу, Сергей Бондарчук снимал сцену купания французских солдат в своей знаменитой киноэпопее «Война и мир», - добавляет Наталья Иванова. - Здешние пейзажи присутствуют и в других эпизодах этого фильма».
На берегу озера в голову приходили разные мысли: о фильме Бондарчука, картинах Смоленской художественной галереи, которые в начале ХХ века были вывезены именно отсюда, о проходившей в этих местах Ведрошской битве, о знаменитом купеческом роде, который торговал хлебом с Европой… История нашей страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее многочисленных регионов. И особенно приятно, что значимое место здесь занимает именно Смоленская область.







Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
32 минуты назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

46 минут назад
сегодня, 10:45
Глава города Александр Новиков не продлил контракт с Игорем ...
Новости партнеров