236-й театральный сезон в Смоленском драмтеатре завершился премьерой "гореумной" комедии

Культура

Может ли отдельная личность быть услышана обществом? Что такое правда? И какова ее цена? Эти и другие философские вопросы нашли отражение в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского «Горе от ума». Премьера комедии, поставленной по пьесе драматурга, поэта, писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, закрыла 236-й театральный сезон Смоленского государственного драматического театра, который с 2005 года носит его имя.

Постановка далась режиссеру нелегко. Концепция «гореумной» комедии претерпела кардинальные изменения буквально за три дня до премьеры. Трудно сказать, каким образом Барковский изначально хотел интерпретировать грибоедовскую горькую шутку о бессмысленном акте «метания бисера перед свиньями», но конечный результат трудного поиска образной системы сценического действа превзошел все мыслимые (и немыслимые!) ожидания.

Язвительный и ироничный Грибоедов, прославившийся своим драматургическим «Горем», - чрезвычайно сложный для сцены автор. Его блистательное остроумие, нашедшее отражение в бесчисленных и хлестких афоризмах, из которых, собственно, и состоит «тело» пьесы, все-таки чересчур литературно и многословно. Обилие текста существенно мешает режиссеру построить яркое и образное сценическое действо, и затрудняет выбор выразительных инструментов и средств.

Однако Виталий Михайлович – не промах! Он весьма деликатно и корректно стряхнул нафталин с комедии, набившей оскомину многим еще со школьной скамьи. В результате и горький, и лукавый манифест Грибоедова чудеснейшим образом превратился в шоу. В смешное и, вместе с тем, трагическое действо. Режиссер, переосмысливая пьесу, отнюдь не извращает Грибоедова до актуальной до вульгарности современности. Избавившись от декораций, Барковский очищает поле для восприятия потока грибоедовской мысли. Гармоничные пластические этюды изящно подчеркивают атмосферу эпохи, соединяя «век нынешний и век минувший». Пластика танца как нельзя лучше отражает характеры персонажей – духовную пустоту, поверхностность, лицемерие и «кувшинность рыл». Танец – один из способов заострить внимание зрителя на чтении текста Грибоедова и монологов его героев. Ведь зритель порой бывает нечуток к словесному фонтанированию, реагирует лишь на отдельные реплики и визуальные пассажи.

На фоне извивающихся на сцене суетливых тел (Софья – Мария Вилюнова, Молчалин – Александр Кащаев, Лиза – Екатерина Максимова) бросается в глаза комическая ходульность путешественника по волнам философской мысли Чацкого (Юрий Гапеев) и статичность его альтер-эго Скалозуба (Валерий Брыксин).

И, как ни пытается Чацкий со своим глуховатым голосом и внушительным ростом показать всю силу своего ума, Барковский еще раз напоминает зрителю: «Горе от ума» - не трагедия! Смейтесь, господа, смейтесь над безумцем, влюбленным в шокирующую пустоту и пускающимся в долгие и ненужные дискуссии с толпой. У столичной толпы в кринолинах и фраках замшелое сознание – плетью обуха не перешибешь! Слухи, злые змеиные шепотки… Чтобы показать омерзительную паутину бессмысленных тотальных сплетен, опутавших высший свет, Барковский запускает фонограмму, где текст читается наоборот. Какофония звуков, имитирующих речь, как нельзя лучше передает обстановку безвременья XIX века. Какие изменения произошли в сознании современников? Да никаких! Безвременье бессмысленной гонки за чинами, карьеризма и браков по расчету процветает и по сей день.

Сидел бы себе Чацкий в сторонке, сторонне наблюдая за «жизнью насекомых», так нет же: влез в самую гущу человеческого муравейника, разворошил его и, сетуя на несправедливость и всеобщую бесправедность, чешется, искусанный «человекомуравьями», как обезьяна на ярмарке! Обижен и смешон, и поделом…

Интересный нюанс – интерлюдии с участием некого Комедианта, в котором легко узнается сам драматург. Александр Сергеевич в цилиндре, поблескивая очками, время от времени появляется на сцене. Он как будто бы проверяет, как поживают его марионетки – персонажи пьесы. Вы будете предельно удивлены – роль А.С. Грибоедова исполняет…Ольга Федорова!

В «Горе от ума» изысканно все: музыкальное оформление, сценография и костюмы. И, конечно же, хороши актерские работы заслуженных артистов РФ: Ирины Головановой, Галины Круть, Инны Флегантовой, Игоря Голубева, Николая Коншина, а также Константина Юхневича, Егора Деюна, Ирины Лисенковой, Веры Дуплий, Юлии Пушкиной, Екатерины Шаовой, Александра Иванова и Инны Угрюмовой.

Классика живее всех живых! Уж точно не заскучаете, а заодно и к интеллектуальной игре одного из лучших режиссеров современности подключитесь. Речь идет о Виталии Барковском – мастере, который умеет создавать удивительно тонкие художественные произведения и не боится экспериментировать, на что крайне сложно решиться в провинции. Стоит ли удивляться тому, что Кембриджский университет отметил Виталия Михайловича серебряной медалью «Человек XXI столетия» за вклад в развитие театрального дела?


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

сегодня, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

сегодня, 20:02
Новости партнеров