Чернобыль взорвали американцы или шаровая молния? Интервью со смоленским ликвидатором аварии

Культура

- О том, что на Чернобыльской АЭС произошла авария, нам стало известно только накануне первомайских праздников, - вспоминает Анатолий Михайлович Юшанков, ныне начальник учебного центра ГУ МЧС России по Смоленской области.

А.М. Юшанков.В 1986 году Анатолий Юшанков служил в штабе гражданской обороны Смоленской области. Но о трагедии, потрясшей весь мир, сотрудники гражданской обороны узнали лишь 30 апреля, и то по неофициальным каналам.
А в Смоленске, как и в других городах страны, люди отмечали День международной солидарности трудящихся. Под праздничными знаменами шествовали многотысячные колонны, приветствуя и прославляя власть Советов, родную коммунистическую партию и успехи народа под ее чутким руководством. Газеты, радио и телевидение молчали о страшной беде.
А потом на дорогах, особенно в южных районах Смоленщины, появились передвижные посты: люди в спецформе проверяли дозиметрическими приборами уровень радиации у въезжающих на территорию области. В случае необходимости тут же проводили дезактивацию автомобилей специальным раствором. Анатолий Юшанков находился на борту вертолета МИ-8.
- В течение мая-июня мы делали облеты всей Смоленской области. Регулярно приземлялись в определенных точках и делали замеры уровня радиоактивного заражения. Особое внимание уделялось Рославльскому, Ершичскому, Шумячскому, Монастырщинскому, Глинковскому районам. В каждом из них замеры проводились в четырех-пяти точках. В Шумячском и Рославльском районах радиационный фон был повышен. Если не изменяет память, при норме 20 микрорентген в час фиксировалось 50 - 70. Исходные данные мы передавали в штаб.
В самом начале 1989 года в составе группы офицеров Анатолий Юшанков, в то время возглавлявший штаб гражданской обороны Промышленного района Смоленска, убыл в двухмесячную командировку на Украину - ликвидировать последствия аварии. В Чернобыле его включили в опергруппу особой зоны, работавшую непосредственно на атомной станции. Ликвидаторы, а их насчитывалось около 1000, должны были поддерживать работоспособность станции. Над четвертым энергоблоком уже возвели саркофаг, но если бы не выполнялись спецработы по дезактивации, радиационный фон был бы немыслимым. «Тем не менее, - вспоминает Анатолий Юшанков, - первое время при входе в помещения станции пересыхало во рту и постоянно болела голова». Затем организм адаптировался. Юшанков возглавлял транспортную группу и занимался организацией дезактивационных работ на своем участке, в непосредственной близости от блока, терпевшего бедствие. Стены и окна регулярно промывали раствором со специальным порошком. А где сильно «фонило», прибегали к «пластической хирургии» - вырубали часть стены и строительные отходы вывозили на радиоактивный могильник. Поврежденное место латали новыми материалами. Подобным образом меняли и зараженные участки земли на территории станции.
Срок командировки определялся двумя месяцами, за которые получали дозу радиоактивного облучения до 5 микрорентген/час. Если эту цифру разделить на 60 дней, то получалась весьма впечатляющая суточная норма облучения. В то время у каждого ликвидатора уже имелся индивидуальный дозиметр. И если у кого-то регистрировалось превышение установленного порога, это расценивалось как членовредительство. На разных участках устанавливалось определенное время работы. На некоторых, с повышенным радиационным фоном (бывало и до 50 микрорентген/час), рабочий день ограничивался двумя - четырьмя часами. Там, где не было риска перебрать лишнюю порцию радионуклидов, трудились полный рабочий день. После каждой смены спецодежду сдавали для дез-обработки. У тех, кто работал за 30-кило-метровой зоной, командировка длилась до полугода. Жили в брошенных домах. Члены опергруппы, в которой состоял Юшанков, размещались в двухквартирном домике, где даже после влажной уборки, проводимой иногда несколько раз в сутки, датчики показывали около 70 микрорентген в час.
Защищали только органы дыхания - обычным «лепестком» со сменными фильтрами, которые при жаре в реакторном корпусе до 50 градусов по Цельсию приходилось постоянно выбрасывать.
После подъема и водных процедур ликвидаторы отправлялись на завтрак в городскую столовую. Обед привозили непосредственно на станцию. Но опасений, что радиация проникает в желудок через пищу, не было. Еду и воду доставляли в специальных герметичных емкостях. Случаев, чтобы кто-либо самовольно покинул объект, не было.
К героическим ликвидаторам из Киева и области еженедельно приезжали коллективы художественной самодеятельности и давали замечательные концерты. «Подогревать» веселье горилкой «чернобыльцам» удавалось нечасто. Спиртное в 30-километровой зоне было запрещено. Правило нарушалось только в дни рождения.
- Анатолий Михайлович, считается, что водка способствует выведению из организма радионуклидов. Так почему в Чернобыле был введен «сухой закон»?
- Этот вопрос я тоже задавал специалистам. Если употреблять по 10 - 15 граммов спирта, это повышает сопротивление организма. Но чем больше принимаешь спиртного, тем больше снижается иммунная защита.
- Деньги вам выплачивали вовремя?
- Ежемесячно нам дополнительно начисляли два оклада. Но деньги на руки мы не получали - их переводили по месту основной службы.
- Чем занимались в выходные дни?
- В свободное время ходили в баню, которая работала круглосуточно, а дома смотрели телевизор. На улицу старались выходить как можно реже, чтобы лишний раз не нахвататься радиационной пыли.
23 февраля - в День Советской Армии и Военно-Морского Флота - на Чернобыльской АЭС было неспокойно. Приехали незнакомые люди, заглядывали в каждый угол, словно что-то искали. А вскоре выяснилось: на атомную станцию прибывает Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев с супругой.
- Во время его визита я находился в административном здании и из окна наблюдал, как прибывший к реакторному корпусу кортеж автомобилей окружили около тридцати охранников. Вышедшего из машины Горбачева с супругой встретили несколько человек, о чем-то поговорили, провели их по станции, и вскоре они уехали. В то же день мы наблюдали визит Михаила Сергеевича в Чернобыль по телевизору. Что интересовало Генсека на пострадавшей станции, история умалчивает.
...В ночь на 26 апреля 1986 года, примерно в 01.24, произошел взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной в 110 км от Киева. В результате был полностью разрушен реактор. Авария расценивается как крупнейшая за всю историю ядерной энергетики - как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий, так и по экономическому ущербу.
Чернобыльское радиоактивное облако прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией и восточной частью США. Около 60 процентов радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Из зон, подвергшихся радиационному загрязнению, эвакуировали около 200 тысяч человек.
О причинах катастрофы ученые спорят до сих пор. Первоначально, после расследования госкомиссии, КГБ практически полностью возложил вину на персонал, который при проведении технических испытаний много раз нарушал правила безопасной эксплуатации реактора. В частности, из активной зоны было выведено недопустимо большое количество стержней, содержащих вещество, поглощающее нейтроны. А основные системы защиты реактора были отключены. Работу продолжили, и после падения мощности реактор не остановили…
Такую точку зрения в 1986 году поддержало и МАГАТЭ.
Однако уже в 1993 году в докладе МАГАТЭ выводы были пересмотрены. Признано, что большинство действий операторов, ранее считавшихся нарушениями, соответствовали принятым в то время правилам и не оказывали влияния на развитие аварии. Но была отмечена «низкая культура безопасности», что относилось как к персоналу, так и к проектировщикам. И хотя акценты причины аварии сместили в сторону конструктивных недостатков реактора, эксперты посчитали, что повинны в этом также и недостаточные квалификация персонала и его осведомленность об особенностях реактора. Все это вместе и привело к трагедии.
Кроме официальных версий происшествия, существуют альтернативные. Например, диверсия, по неизвестной причине скрытая властями. Сторонники этой версии указывают на то, что разрушенный блок был заснят американским спутником, каким-то чудом оказавшимся в нужный момент на нужной орбите. Из-за аварии якобы был выведен из строя секретный объект «Чернобыль-2». Некоторые специалисты считают: авария произошла из-за локального землетрясения. Авторы этой идеи утверждают, что сейсмический толчок был зафиксирован приборами до, а не в момент взрыва реактора. В числе множества других гипотез аварии - шаровая молния, ставшая причиной катастрофы.
Во время взрыва на четвертом энергоблоке погиб один человек. Еще один скончался в тот же день от ожогов. У 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время аварии, развилась лучевая болезнь. 28 из них умерли.
Из двух имевшихся на станции приборов на 1000 микрорентген в час один вышел из строя. Другой оказался под завалам, и в первые часы никто точно не знал реального уровня радиации.
В ликвидации последствий аварии участвовало около 600 тысяч человек (около 10 процентов из них умерли и 165 тысяч - стали инвалидами). После взрыва реактора на ЧАЭС с 1986 по 2002 год в странах Северной Америки и Западной Европы не было построено ни одной атомной станции. В СССР законсервировано или прекращено строительство десяти новых АЭС.
Радиоактивному загрязнению подверглись более 200 тысяч кв. км - примерно 70 процентов пришлось на Белоруссию, Россию и Украину. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции. Согласно данным электронной энциклопедии «ВикипедиЯ», уровень загрязнения в сельскохозяйственных районах значительно снизился. Однако в некоторых регионах количество цезия в молоке все еще может превышать допустимые значения. Это относится к Гомельской и Могилевской областям Белоруссии, Житомирской и Ровенской - Украины и к Брянской области.
В октябре 1986 года после дезактивации и постройки саркофага вновь запущены два энергоблока. В 1987 году заработал третий.
В 1992 году на втором энергоблоке возник пожар, после чего его вывели из эксплуатации. А в декабре 2000 года ЧАЭС окончательно прекратила свою работу.

А что у нас?

По данным департамента Смоленской области по социальному развитию, наш регион официально не является подвергшимся радиоактивному загрязнению. Но около 3 тысяч смолян принимали участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Всего на Смоленщине проживает около 11 тысяч граждан, пострадавших от аварий и катастроф, и членов их семей.
26 апреля у памятника смолянам, погибшим от радиации, в сквере по улице Исаковского состоялся митинг, посвященный Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.








Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад
Возрастающий спрос на отдых и оздоровление превратил туризм ...
24 минуты назад
Также сотрудники органов безопасности призывают не тиражиров...
сегодня, 10:17
Трагедия случилась вчера вечером в Холм-Жирковском районе.
сегодня, 09:33
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
Новости партнеров