Смоленский фотограф выставляется в Витебске

Культура

В Витебском центре современного искусства открылась персональная выставка смоленского фотографа Анны Зиминой под названием «Модуль - А: Элемент не_возможности».

 В экспозиции представлено около 70 абстрактных работ из трех серий: «Ахроматическое цветение», «Органика версус», «Космокапсюль». Анна Зимина - один из немногих специалистов в России, который работает в технике фотограмма и используют сложные методы получения изображения (гуммихроматная печать). Корреспондент «РП» задал ей ряд вопросов, касающихся творчества в современной фотографии. 

- Что вы вкладываете в название «Модуль - А: элемент не_возможности»?

- Планирую сделать несколько выставочных проектов, которые будут иметь далее названия «Модуль Б: элемент Х», «Модуль В: элемент Y» и т.д. Где обозначение Модуля - это «порядковый номер» конструкции, собранной из определенных серий и работ, а Элемент - заданная тема экспозиции.

В данном случае под «элементом не_возможности» подразумевается некая изначально заданная потенция, размышление над её присутствием и возможностью её применения или отказа от её применения. Например, в серии «Ахроматическое цветение» речь идет о присутствии для изображаемого объекта (цветка) нехарактерного признака (черно-белые оттенки) и абсолютном отсутствии характерного (цветовое разнообразие).

- Изначальное предназначение фотографии - фиксация временного момента («остановись мгновенье ты прекрасно»). В вашей же технике главным становится не фотокамера, а процесс печати. Получается, что в данном случае вы выступаете как художник, которому фотоаппарат заменяет кисть или стило?

- Останавливать мгновение - это всего лишь одна из возможностей, предоставляемых фототехникой для отображения реальности. Фотография - это «светопись», рисование светом. Используемые мною технологии получения изображения соотносятся с понятием фотографии напрямую. Мои работы получены именно «чистым», если можно так выразиться, фотографическим путем, без использования камеры. Для меня в творчестве главное не художественная интерпретация реальности, а поиск новых форм для воплощения идей.

- В общепринятой фотографии кадры решают все - можно нащелкать несколько вариантов и выбрать оптимальный. Как в вашем случае решается «кадровый» вопрос? Расскажите вкратце о своей творческой кухне?

- В начале ХХ века расширением творческих возможностей фотоискусства занимались художники-авангардисты, среди которых уроженец Смоленщины Эль Лисицкий. Ими была разработана техника фотографирования без камеры, которую и назвали фотограммой. Этот метод позволял сделать неожиданно эффектным изображение привычных предметов, уйти от преображенной реальности к беспредметности, к фиксации игры светотени.

- Новые технологии упростили процесс изготовления фотографии - щелкнул затвором, скинул на флешку – в ателье тебе распечатают нужный формат. При этом профессионалы нередко возвращаются в лабораторию с красным фонарем, чтобы химичить с проявлением, закреплением, и прочими нюансами получения снимков. Ваше обращение к архаичным методам печати - это дань моде, или какой-то внутренний посыл?

- Обращение к тем или иным технологическим процессам - это выбор подходящей и удобной для каждого конкретного случая техники воплощения замысла. Мне кажется, для современных фотографов важно знать не только новые технологии, но и традиционные, чтобы иметь возможность выбора средства выражения идеи, да и просто разбираться в истории и направлениях развития фотографии.

Цифровая фотосъемка - хорошая штука, но для меня на данном этапе не интересная. Те технологии, с которыми я работаю сейчас, требуют достаточно много времени и сил для получения результата. Мне как раз это и нравится - есть возможность многое обдумать и «переварить». Может поэтому камерой я сейчас почти не пользуюсь, ни цифровой, ни пленочной, так как фотографические доли секунды при работе с аппаратом - слишком короткий промежуток времени, как-то нечеловечески короткий.

- Сегодня весь мир щелкает затворами фотоаппаратов и при этом каждый второй считает, что делает шедевральные снимки. Каковы на ваш взгляд критерии художественности в отношении к фотографии? Что в этом жанре можно назвать произведением искусства?

- В последнее время очень часто встречается словосочетание «художественная фотография», под которым порой подразумевают только внешнюю привлекательность снимка с эффектной обработкой, или с затейливым сюжетом, смысл которого не всегда понятен. Мне кажется, фотографию можно назвать художественной, если в ней содержание и форма слиты гармонично.

- Какое-то время среди профессионалов котировалась черно-белая съемка. Сейчас опять наметилась тенденция возвращение к цвету?

- До второй половины 20 века действительно господствовала ч/б-эстетика, потому что цвет ассоциировался с салонной фотосъемкой. Мода на ту или иную обработку есть в «низких» видах фотографии - свадебной или портрете для частного лица, когда фотограф должен работать в угоду заказчику, который «насмотрелся» красот в глянцевых журналах и требует подражания увиденному. Для серьезного мастера использовать ч/б или цвет, зависит исключительно от авторского замысла.

- Сейчас художники разных направлений используют фотографию для реализации своих замыслов - живописно копируют изображение, разрисовывают снимки красками, фиксируют свои арт-конструкции или перформансы. А применяют ли фотографы другие формы творчества?

- Формы работы с фотографией и представления её зрителям сейчас очень разнообразные. Снимок в рамке на стене галереи - это всего лишь один из видов. Многие авторы создают мультимедийные проекты, где фотография используется наравне с видео и аудио составляющими. Кто-то реализует тематические серии в виде книг. Кто-то может использовать фотографию, как основу или часть инсталляции. Даже есть проекты, в которых авторы используют не собственноручно сделанные, а найденные фотографии, например, в соцсетях или в архивах уже давно умерших людей.

- Современному зрителю не важно как сделано, важно что изображено. Вы же обращаетесь к абстрактным формам, не является ли это препятствие в восприятии вашего творчества?

- Нужно отличать истинного зрителя от посетителя выставки. Первому важна идея автора, а второму - интересность и прикольность объекта изображения. Я считаю, что художник не должен ориентироваться на реакцию зрителя - сколько людей, столько и мнений. Мне интересно исследовать пограничные состояния и возможности фотографии.

Фото Сергея Комягина.

Справка «РП»

Анна Зимина родилась в 1975 году. Живёт и работает в Смоленске. Член Союза фотохудожников России с 2008 года. Преподает фотографию на кафедре дизайна Смоленского государственного университета. Куратор и координатор ряда проектов, организованных Смоленским отделением Союза Фотохудожников России. Участвовала в коллективных выставках фотографии в Смоленске, Нижнем Новгороде, Тольятти.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров