Смоленский фотограф выставляется в Витебске

Культура
Смоленский фотограф выставляется в Витебске

В Витебском центре современного искусства открылась персональная выставка смоленского фотографа Анны Зиминой под названием «Модуль - А: Элемент не_возможности».

 В экспозиции представлено около 70 абстрактных работ из трех серий: «Ахроматическое цветение», «Органика версус», «Космокапсюль». Анна Зимина - один из немногих специалистов в России, который работает в технике фотограмма и используют сложные методы получения изображения (гуммихроматная печать). Корреспондент «РП» задал ей ряд вопросов, касающихся творчества в современной фотографии. 

- Что вы вкладываете в название «Модуль - А: элемент не_возможности»?

- Планирую сделать несколько выставочных проектов, которые будут иметь далее названия «Модуль Б: элемент Х», «Модуль В: элемент Y» и т.д. Где обозначение Модуля - это «порядковый номер» конструкции, собранной из определенных серий и работ, а Элемент - заданная тема экспозиции.

В данном случае под «элементом не_возможности» подразумевается некая изначально заданная потенция, размышление над её присутствием и возможностью её применения или отказа от её применения. Например, в серии «Ахроматическое цветение» речь идет о присутствии для изображаемого объекта (цветка) нехарактерного признака (черно-белые оттенки) и абсолютном отсутствии характерного (цветовое разнообразие).

- Изначальное предназначение фотографии - фиксация временного момента («остановись мгновенье ты прекрасно»). В вашей же технике главным становится не фотокамера, а процесс печати. Получается, что в данном случае вы выступаете как художник, которому фотоаппарат заменяет кисть или стило?

- Останавливать мгновение - это всего лишь одна из возможностей, предоставляемых фототехникой для отображения реальности. Фотография - это «светопись», рисование светом. Используемые мною технологии получения изображения соотносятся с понятием фотографии напрямую. Мои работы получены именно «чистым», если можно так выразиться, фотографическим путем, без использования камеры. Для меня в творчестве главное не художественная интерпретация реальности, а поиск новых форм для воплощения идей.

- В общепринятой фотографии кадры решают все - можно нащелкать несколько вариантов и выбрать оптимальный. Как в вашем случае решается «кадровый» вопрос? Расскажите вкратце о своей творческой кухне?

- В начале ХХ века расширением творческих возможностей фотоискусства занимались художники-авангардисты, среди которых уроженец Смоленщины Эль Лисицкий. Ими была разработана техника фотографирования без камеры, которую и назвали фотограммой. Этот метод позволял сделать неожиданно эффектным изображение привычных предметов, уйти от преображенной реальности к беспредметности, к фиксации игры светотени.

- Новые технологии упростили процесс изготовления фотографии - щелкнул затвором, скинул на флешку – в ателье тебе распечатают нужный формат. При этом профессионалы нередко возвращаются в лабораторию с красным фонарем, чтобы химичить с проявлением, закреплением, и прочими нюансами получения снимков. Ваше обращение к архаичным методам печати - это дань моде, или какой-то внутренний посыл?

- Обращение к тем или иным технологическим процессам - это выбор подходящей и удобной для каждого конкретного случая техники воплощения замысла. Мне кажется, для современных фотографов важно знать не только новые технологии, но и традиционные, чтобы иметь возможность выбора средства выражения идеи, да и просто разбираться в истории и направлениях развития фотографии.

Цифровая фотосъемка - хорошая штука, но для меня на данном этапе не интересная. Те технологии, с которыми я работаю сейчас, требуют достаточно много времени и сил для получения результата. Мне как раз это и нравится - есть возможность многое обдумать и «переварить». Может поэтому камерой я сейчас почти не пользуюсь, ни цифровой, ни пленочной, так как фотографические доли секунды при работе с аппаратом - слишком короткий промежуток времени, как-то нечеловечески короткий.

- Сегодня весь мир щелкает затворами фотоаппаратов и при этом каждый второй считает, что делает шедевральные снимки. Каковы на ваш взгляд критерии художественности в отношении к фотографии? Что в этом жанре можно назвать произведением искусства?

- В последнее время очень часто встречается словосочетание «художественная фотография», под которым порой подразумевают только внешнюю привлекательность снимка с эффектной обработкой, или с затейливым сюжетом, смысл которого не всегда понятен. Мне кажется, фотографию можно назвать художественной, если в ней содержание и форма слиты гармонично.

- Какое-то время среди профессионалов котировалась черно-белая съемка. Сейчас опять наметилась тенденция возвращение к цвету?

- До второй половины 20 века действительно господствовала ч/б-эстетика, потому что цвет ассоциировался с салонной фотосъемкой. Мода на ту или иную обработку есть в «низких» видах фотографии - свадебной или портрете для частного лица, когда фотограф должен работать в угоду заказчику, который «насмотрелся» красот в глянцевых журналах и требует подражания увиденному. Для серьезного мастера использовать ч/б или цвет, зависит исключительно от авторского замысла.

- Сейчас художники разных направлений используют фотографию для реализации своих замыслов - живописно копируют изображение, разрисовывают снимки красками, фиксируют свои арт-конструкции или перформансы. А применяют ли фотографы другие формы творчества?

- Формы работы с фотографией и представления её зрителям сейчас очень разнообразные. Снимок в рамке на стене галереи - это всего лишь один из видов. Многие авторы создают мультимедийные проекты, где фотография используется наравне с видео и аудио составляющими. Кто-то реализует тематические серии в виде книг. Кто-то может использовать фотографию, как основу или часть инсталляции. Даже есть проекты, в которых авторы используют не собственноручно сделанные, а найденные фотографии, например, в соцсетях или в архивах уже давно умерших людей.

- Современному зрителю не важно как сделано, важно что изображено. Вы же обращаетесь к абстрактным формам, не является ли это препятствие в восприятии вашего творчества?

- Нужно отличать истинного зрителя от посетителя выставки. Первому важна идея автора, а второму - интересность и прикольность объекта изображения. Я считаю, что художник не должен ориентироваться на реакцию зрителя - сколько людей, столько и мнений. Мне интересно исследовать пограничные состояния и возможности фотографии.

Фото Сергея Комягина.

Справка «РП»

Анна Зимина родилась в 1975 году. Живёт и работает в Смоленске. Член Союза фотохудожников России с 2008 года. Преподает фотографию на кафедре дизайна Смоленского государственного университета. Куратор и координатор ряда проектов, организованных Смоленским отделением Союза Фотохудожников России. Участвовала в коллективных выставках фотографии в Смоленске, Нижнем Новгороде, Тольятти.


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад
Сегодня днем на пункт связи ПСЧ №15 поступило сообщение об а...
сегодня, 15:40
На Старой Смоленской дороге охотник заметил капибару, сообща...
сегодня, 15:10
Сегодня областной центр празднует 1156 день рождения и 76-ю ...
сегодня, 14:40
В День города смоляне смогли отправить почтовые открытк...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 266