Наполеон взял... Смоленск!

Культура

Шахматный детектив Валерия Беляковича «Игра в Наполеона» завоевал Гран – При V Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег».  

Фестиваль проходил в Смоленске с 4 по 12 апреля. За девять дней смоляне увидели 22 постановки коллективов из Швеции (Этран), Польши (Варшава), Беларуси (Минск, Гродно и Пинск), Израиля (Тель-Авив) и России. Россию представили Москва и Санкт-Петербург, Кострома, Кинешма, Липецк, Тамбов и Орск, Рыбинск, Пенза и Смоленск. Всего в проекте приняла участие 21 театральная труппа. Спектакли шли с аншлагами, почти все билеты были проданы!

Совершенно неудивительно, что «Игра в Наполеона», поставленная Валерием Беляковичем по пьесе Стефана Брюллота, поразила воображение публики и членов жюри метафоричностью, зрелищным темпо-ритмом, сценографией и динамизмом. Поэтапное погружение в смысловые слои спектакля помогает понять неоднозначность тонкой игры, которую Валерий Белякович ведет со зрителем. Ключ к расшифровке режиссерского ребуса - многоаспектная символика шахмат. И не только…

Большая редкость, когда на провинциальной сцене происходит событие такого масштаба, и благодарить нужно его «виновников» - организаторов проекта «Смоленский ковчег». Но фестиваль нужен не только изголодавшемуся по современному искусству зрителю, но и самим организаторам действа и его участникам. «Разношерстный» во всех смыслах «Смоленский ковчег» - прекрасный повод пообщаться, обсудить общие проблемы, наметить перспективы дальнейшего сотрудничества.

- Я отношусь к смоленскому драмтеатру с глубочайшим уважением, - признался Александр Вислов – театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра», руководитель курса ГИТИСа, председатель экспертного совета премии «Золотая маска» и председатель жюри фестиваля «Смоленский ковчег». - Но у меня все же есть ощущение, что фестиваль несколько остановился в своем развитии. Помню первый «Смоленский ковчег» - громкая заявка, ударный проект! Постепенно он набирал обороты, развивался в части географического расширения пространства, разнообразия жанров и количества участников. На нынешнем этапе фестиваль совершенен по уникальности задумки совместить несовместимое. Но если организаторы намерены и дальше держать марку, проводить качественный фестиваль, ему нужно выйти на новый виток развития. Необходимо искать новые имена. Умолять, находить, уговаривать… Работать по заявкам и плыть по течению нельзя! Лучше брать не числом, а умением - в Смоленске этот суворовский завет должен быть написан на знамени города.

Фестиваль остро нуждается в спецпроектах и специальных событиях. Нужно выйти на улицу и ставить спектакли на площади Ленина - в Польше подобная работа со зрителем невероятно популярна! Представляете, какое грандиозное действо могут развернуть на улицах Смоленска те же поляки? Это придаст фестивалю огромный импульс, свежее дыхание! Фестиваль может оживить и проведение режиссерских лабораторий – мощный стимул развития театра и обновления его репертуара. Обычно бывает так: театр приглашает «кота в мешке» - молодого режиссера, который ставит спектакль, а через неделю выясняется, что ему не нравится труппа. Найти общий язык с артистами не получается, и через месяц постановка, на которую были истрачены деньги, исчезает из репертуара. Другое дело лаборатория, в работе которой принимают участие три-четыре молодых режиссера. Они придумывают несколько эскизов постановок, на просмотр этих зарисовок приглашают публику, проводят обсуждение со зрителем и голосование. В большинстве случаев один из эскизов пополняет репертуар, что дает театру за небольшие средства получить интересный проект.

Конечно же, театральный фестиваль – штука затратная, но дело не только в призах и наградах. Коллегам из других регионов хочется в течение нескольких дней повариться на проекте, посмотреть конкурсную программу, наладить контакты и связи. Фестивальное «варево» всегда на пользу и дает режиссерам серьезный творческий импульс! Ведь фестиваль - это не только праздник для города, но и своя внутренняя, профессиональная история. Все упирается в экономическую составляющую, которая ограничивает людей творчества в общении. Необходимо привлекать спонсоров и расширить финансирование проекта на уровне руководства региона. Смоленск и Александр Сергеевич Грибоедов достойны большего!

Приз в номинации «Мужская роль второго плана» вручен Заслуженному артисту РФ Николаю Парасичу (Гусь-Ремонтный, спектакль Смоленского камерного театра «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Михаила Булгакова). Поздравляем!

Победители V Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег»

«Лучшая режиссура» - заслуженный артист России Адгур Кове («Невероятная любовь», Орский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина);

«Лучшая сценография спектакля» - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский и художник по костюмам Светлана Архипова («Видеть надо душой» Смоленский государственный драматический театр имени Грибоедова);

«Лучший камерный спектакль фестиваля» - постановка «Дабравесце ад Уладзiмiра» Белорусского союза театральных деятелей (г. Минск, Республика Беларусь);

«Лучшая женская роль» - Александра Иванцова (Элен, спектакль «Сотворившая чудо», Липецкий драматический театр);

«Лучшая мужская роль» - заслуженный артист России Сергей Казаков («Герой нашего времени», Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского);

«Лучшая женская роль второго плана» - Оксана Пликус (Турусина, «На всякого мудреца довольно простоты», Гродненский областной драматический театр (Республика Беларусь).

Специальные призы фестиваля

«Приз оргкомитета» - «За преданность театральному братству и большую помощь в организации фестиваля» присужден коллективу Смоленского областного театра кукол имени Д. Н. Светильникова;

«Приз продюсера» вручен женскому ансамблю спектакля «Видеть надо душой» Смоленского государственного драматического театра имени А. С. Грибоедова, а также спектаклю «Собаки» Полесского драматического театра (Пинск, Беларусь);

«Приз зрительских симпатий» получила постановка «Светлые души» Рыбинского драматического театра (г. Рыбинск, Россия).

Специальные призы жюри фестиваля:

«За неувядающее мастерство и актерскую отвагу» - народная артистка России Людмила Сичкарева (Марта, «Видеть надо душой» Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова);

«За верность идеалам гуманизма на сцене» - Роберт Якобсон, режиссер, сценограф и исполнитель главной роли в спектакле «IN THE SHADOW OF HARTRED THERE GROW FLOWERS» – Teatre Albatross (Этран, Швеция);

«За плодотворный поиск в области постдраматического театра» - спектакль «Pasja wedlug Jerofiejewa» Театра «День смерти Моцарта» (г. Варшава, Польша);

«За оригинальное сценическое решение классического материала» - «Собака на сене» Драматического театра Белорусской Армии (г. Минск, Республика Беларусь).

P. S.

- Я понимаю, что «Игра в Наполеона» Валерия Беляковича («Московский Театр на Юго-Западе») и «Собаки» режиссера Полесского драматического театра (г. Пинск) Павла Маринича не сопоставимы, но «Собаки» берут за душу, - убежден эстонский журналист, театральный критик, литератор, переводчик и драматург Борис Тух. – И не о собаках этот спектакль, а о людях. Порой ты отдаешь себе отчет в том, что режиссура не выдающаяся, но самозабвенная актерская игра искупает все шероховатости постановки! Прощаешь недоработки, потому что публика ходит в театр для того, чтобы ПЕРЕЖИВАТЬ. Ради катарсиса, который достигается искренностью. Актеры – искренние, потому и плачут взрослые на спектакле, а это - главное!


Спектакль «Собаки» Полесского драматического театра (г. Пинск)


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

39 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
59 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров