Две женщины. Одна судьба на двоих

Культура

19 февраля в Культурно-выставочном центре им. Тенишевых открылась юбилейная выставка заслуженных художников России – графика Веры Самариной и скульптора Людмилы Ельчаниновой.  
Совместный творческий проект «… Судьбою сведены» - это, своего рода, откровение. Исповедь. Лебединая песня творцов – удивительно элегантных и миниатюрных женщин, своими натруженными руками из года в год ткущими бессмертную Поэзию искусства. Талантливых педагогов, которые вместе с мужьями  изваяли из грубой породы смоленский худграф и расписали отштукатуренный творчеством камень сочными фресками.    
«Людмила и Вера – несомненные творческие индивидуальности, овладевшие в совершенстве… двойным творчеством: долге годы прожить в согласии с талантливейшими живописцами России Владимиром Ельчаниновым и Вячеславом Самариным, и суметь сохранить свое «Я», - поздравил  своих любимых учениц академик, народный художник  РСФСР Борис Неменский. - Вы были едины в творческом порыве!»  

         «Некрасивый самолет не полетит»

- До конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века в провинции не существовало худграфов, - говорит проректор по международным и молодежным программам СмолГУ, доктор педагогических наук, завкафедрой педагогики и психологии Николай Сенченков. - Пединституты готовили преподавателей математики и физики, блестящих литераторов, а школа задыхалась от острой нехватки учителя, который приобщает ребенка к изобразительному искусству. Впоследствии ситуация не изменилась: предмет «ИЗО» воспринимался как второстепенный и никому, в сущности, не нужный урок.

И только сейчас мы наконец-то осознали простую и очень важную истину – искусство, азам которого нас обучали в школе, первостепенно! Если бы в Смоленске не открыли художественно-графический факультет, сколько Россия утратила бы в одночасье талантливых художников и педагогов?!

Я преклоняюсь перед профессором Верой Самариной, которая и сегодня продолжает растить новые поколения мастеров…

Эти хрупкие женщины действительно выполнили свою главную миссию – окрылили талантливую молодежь, не дали пропасть божьей искре у подростков из глубинки. И не зря в день открытия проекта «…Судьбою сведены» не раз вспомнили добрым словом крылатого мастера – советского авиаконструктора, академика Олега Антонова, который сказал однажды:

«Ребенок с первых шагов жаждет творить. Он творит и когда ломает - он исследует! Эту жажду надо поддерживать, разжигать. Чего бы достигло человечество, если бы оно состояло лишь из людей, утрированно благоразумных?.. Я за расквашенные носы, за ссадины на коленях, за мозоли на руках. Пусть ребята спорят, ошибаются, исправляют ошибки, учатся обращаться с инструментами, линейкой, кистью. Пусть не боятся трудностей, стремятся летать дальше, выше, быстрее. Некрасивый самолет не полетит. Крылья необходимы каждому…».

- Нас, девятерых начинающих художников, выпускников МГПИ им. В.И. Ленина, прибывших сюда по распределению на рубеже 60-х, называли «московским десантом». Мы очень долго привыкали к Смоленску, - призналась Людмила Ельчанинова. – Разве можно сравнить маленький, провинциальный городок со столицей? Разница колоссальная! Нам долго пришлось учиться здесь жить, выживать и работать. Страшно вспомнить – наши студенты были чуть младше нас самих. Но все, что мы умели, постарались передать им. Жизнь показала, что мы умели многое…

Единство и борьба противоположностей

- Вера полна энергии, деловая, решительная, - с улыбкой произносит Людмила Александровна. – А я – парю, летаю, люблю помечтать… Я - скульптор, она - график. Такие разные, а все равно идем бок о бок по жизни. Наверное, благодаря всходам, пробившимся из зернышек, которыми нас щедро одарил живописец и педагог Борис Михайлович Неменский. Из них и проросла культура в обескровленном войной Смоленске… Хоть он и не преподавал скульптуру, но сыграл огромную роль в формировании моего мировоззрения и осознания искусства как способа восприятия и образного выражения жизни.

Смотрите на наши с Верой работы. Они уникальны, потому что большая их часть не ушла за рубеж, не осела в музеях и частных коллекциях. Родненькие работы, выстраданные сердцем. Жаль, что так много эскизов моих скульптур, которые вы увидите на выставке, не были востребованы городом, которому мы подарили себя без остатка.

- Смоленск – город нашей судьбы, - вторит Людмиле Ельчаниновой Вера Евгеньевна. – Любишь – не любишь, а так случилось… Но до сих пор, как услышу слова песни «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!», щемит сердце. Встаю и плачу, вспоминаю маму и папу, красные знамена демонстраций… Такое не забывается!

«Пристальное внимание уделяет Ельчанинова искусству архаики, ее влечет тайна мощного цельного видения формы, которой владели древние скульпторы, - пишет искусствовед Владимир Аникеев.По силе проникновения в эту тайну Людмилу Ельчанинову можно назвать смоленским Бурделем. Ее женские портреты, от раннего романтического автопортрета до утонченного портрета московской поэтессы, несут в себе непостижимую загадку древних – их взоры, как у античных кор, устремлены в бесконечность, на губах блуждает невидимая улыбка.

И все же любимым материалом скульптора является мягкий белый камень. Это ее стихия, она обрабатывает его сама – с начала и до конца. Именно в камне рождаются у нее удивительные камерные работы, отличающиеся особой женской образностью – мягкостью и лиричностью. Таковы полная очарования скульптура «В саду», навевающая представления о Серебряном веке русской поэзии; «Княгиня Тенишева», исполненная благородства и барственной неги; «Плач Ярославны» с извечной горестной истомой ожидания русской женщины…».

У художника неспокойный, ищущий характер, который не дает ему остановиться, заставляет искать новые художественные средства, позволяющие активно вторгаться в сознание современника. Основная идея, которую творец отстаивает своим творчеством, - право на счастье каждого человека, живущего на Земле.

На протяжении многих лет Вера Самарина работает в технике цветной линогравюры и литографии. Сложнейшая, надо сказать, и вредная для здоровья техника, требующая поистине мужского терпения и огромных затрат! Вера Самарина в своих офортах и акварелях не претендует на философское прочтение и масштабность замысла, ее работы пропитаны покоем и любовью ко всему живому. Она не боится с головой нырнуть в быт, скрупулезно отображая прожилки капусты или причудливый завиток сухого листка. Иконки, бабьи платки, деревянная ложка, которую когда-то с голодухи изгрыз деревенский малец…

Каждый из этих предметов, удостоившихся чести выйти на первый план, – часть замысла бытия! Чудесный конструктор, из которого слагается тепло семейного очага.

- Я что вижу, то и пою, - заразительно смеется Вера Самарина. – Да нет, конечно, шучу! Мне нужно для начала удивиться… Это – главное. Однажды сосед по даче предложил нарвать петрушки. А я как увидела петрушкины корешки, сразу глаза загорелись! Что за чудо были эти завитки, припорошенные свежей землей! Пошла и нарисовала…

Помните, как раньше в московских дворах старьевщики кричали: «Старье берем!..»? А ведь и вправду брали все: тряпки, жестянки, даже говяжьи кости, оставшиеся после выварки. Вспомнила картинки из детства, и мне тут же захотелось поделиться со зрителем этой историей. Передать людям свое восхищение уникальностью вещей, каждая из которых способна открыть глазу веху былой жизни. Чтобы и вы удивились, порадовались вместе со мной!.. За каждым предметом, будь то ржавый самовар, подсвечник или чайник, угадывается самобытный характер его владельца. Да они и «сами с усами» - живут какой-то своей, почти человеческой жизнью!

«Достойны большего!»

- Неизменно наступает минута, когда все, что художник создал в своей мастерской, взламывает пространство города, региона, страны и мира, - убежден художественный руководитель театра-студии «Диалог», заслуженный деятель искусств России Виктор Зимин. - Масштаб выставки «…Судьбою сведены» потрясает. Именно сегодня Вера Самарина и Людмила Ельчанинова навсегда вошли в культуру нашей Родины. Это они когда-то взяли нас за руку и ввели в Большое искусство. Надеюсь, что их творчество, наконец-то выплеснувшееся наружу из мастерских, обретет новых единомышленников. К сожалению, наши современники не всегда имеют четкое представление о том, что происходило до них, и не интересуются прошлым – сама жизнь не ставит перед ними иных задач, кроме хозяйственно-бытовых нужд. А зря!

Мне бы хотелось исправить ситуацию и предложить администрации региона составить список деятелей искусства и науки, которые сделали многое для Смоленщины и России. Чтобы люди, которые приходят во власть, поняли, что дороги, канализация и вообще вся сфера ЖКХ необходимы для нормального существования городского хозяйства, но кроме этих проблем есть еще нечто важное, о чем мы стыдливо стараемся забыть, в лучшем случае, прикрываясь дежурным отношением к искусству. Мне кажется, что люди, своими руками создававшие культуру Смоленска, достойны большего! Достойны, потому что полны сил и продолжают творить.

Непобедимая Женственность

- Однажды в командировке я ехал с замечательным советским графиком Дмитрием Бисти на озеро, - вспоминает народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий Намеровский. - Дмитрий Спиридонович долго смотрел на меня и вдруг совершенно неожиданно произнес: «Мы никогда не были с вами знакомы лично, а по работам – знаю. Помню! Вы – замечательный художник!»

Выставка «…Судьбою сведены» дала смолянам редкую возможность не только познакомиться с творчеством художниц. В первую очередь, убедиться в том, что искусство – это сам Человек. Его дыхание, неровный пульс сердца, острота взгляда. Сила несломленного испытаниями духа и непобедимая временем Женственность!  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
19 минут назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
6 минут назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

сегодня, 12:12

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

Новости партнеров