Библейский «СЮР» в символах и деталях

Культура
Библейский «СЮР» в символах и деталях

Поэзия геометрии в цвете. Упорядоченный хаос эпической драмы. Графическая расшифровка мистического кода Книги Книг...  Речь идет об уникальном вернисаже «Сальвадор Дали. Священное послание», который открылся в КВЦ им. Тенишевых в Смоленске 29 января.
На выставке представлена самая масштабная графическая серия величайшего сюрреалиста ХХ века – 105 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам из частного итальянского собрания. Ни одной из литографий, которую демонстрирует в Смоленске компания «АРТГИТ»,  нет в собраниях российских музеев.

Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Пребывая в творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе («Распятие»). Мистик и нарцисс от искусства, он настойчиво заглядывал в подсознание, нырял в глубины бессознательного, пытаясь проследить его движение. Его мысли и нестандартные образы, порожденные расшифровкой подтекстов, содержащихся между строк Священного писания (сюрреалист взял за основу текст св. Иеронима, который первым перевел Библию), дарили свободу форме и содержанию, превращали цвет в знак. В результате Сальвадор Дали, опираясь на собственный опыт и интуицию вольнодумца - провокатора, сотворил новое прочтение христианской символики! Рассматривая литографии Дали, вырванные из контекста, сложно уловить сюжетную основу, продиктованную Библией. Однако принцип хронологической последовательности описания событий, изложенных в Писании, позволяет нащупать сюжет и разобраться в хитросплетении графических ребусов Сальвадора Великого. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор, что с латыни переводится как «спаситель». Или - «проводник»...

- Маэстро эпатажа обожал играть со зрителем – нужно быть предельно внимательным, обращая внимание на мельчайшие детали, которые помогают углубиться в тайны библейских сюжетов, - убежден куратор выставки, представитель компании «АРТГИТ» Сергей Строганов. - Сальвадор Дали был, есть и остается величайшим графиком – живопись лишь вершина айсберга! Этот проект – самый грандиозный в карьере Дали, в дальнейшем он так и не смог превзойти даже самого себя, хотя иллюстрировал множество литературных произведений, среди которых - «Алиса в Стране чудес» Кэролла, «Дон Кихот» Сервантеса, «Божественная комедия» Данте. Художник был убежден, что искусство не должно принадлежать одному человеку – книжные иллюстрации увидят миллионы людей независимо от их состояния! Революционный подход к тиражированию искусства в массы, и Дали его применил.

Экспозиция на конкретных примерах показывает экспериментальные методы художника в искусстве. Например, сюрреалист берет стакан с бычьей кровью и подбрасывает его. Веер разлетевшихся брызг – образ взрыва, возникновение всего живого из ничего, перенесенный на бумагу.

Интерес к психоанализу, идеи Фрейда и Юнга побудили Дали создать собственную систему символов – ключ, открывающий закодированный смысл творений сюрреалиста. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера странствуют из работы в работу на протяжении всей его творческой жизни.

Уже на первых литографиях библейского цикла зрители видят неотъемлемый атрибут мастера – рог носорога. Про носорожьи рога сюрреалист писал, что они составлены из логарифмических кривых, которые нередко встречаются в природе и, по его мнению, указывают на недостижимое совершенство. Цветовая гамма в графике Сальвадора Дали также играет огромное смысловое значение. Например, синий цвет ассоциируется с водой Всемирного потопа - Дали намекает, что достижение идеала невозможно, и наказание неизбежно - в завихрениях линий легко угадываются очертания змея-искусителя.

Яйцо, поза эмбриона не столько символизирует в творчестве художника нравственную чистоту, сколько соотносятся с возрождением, переходом в иное качество и состояние. Изображая в одной плоскости эмбрион и половозрелого мужчину, Дали указывает на сверхъестественное происхождение человека и зарождение в нем стыда наготы.

Будущее хоть и вариативно, но все равно неотвратимо. Именно поэтому силуэты ангелов на его работах непроницаемо темные - Дали интерпретирует черный цвет как символ силы и мистического, возвышенного союза. Художник смело использует локальную черную краску - портрет Моисея в венчике черных «рогов» потрясает воображение! Но это и не рога вовсе, а антенны, передатчики информации свыше.

Не меньший интерес представляет литография, изображающая искушение Адама и Евы. Дали намеренно не прописывал женские лица в деталях – он хотел, чтобы каждая женщина узнавала на работе себя. Напротив, Адам прорисован очень четко. Женская головка нерешительно отклонена в сторону: Ева сомневается, а стоит ли ей принять подношение от мудрой искусительницы Лилит – первой жены Адама? Тонкий философский намек графика дает понять, что в первородном грехе и изгнании из Рая виноваты… все! Сальвадора Дали привлекает и сюжет Вавилонской башни. В его творчестве пирамида (или башня) - символ накапливаемой энергии, выброс сексуальной энергии. В данном случае – попытка людей стать равными Богу. Сюрреалист остается неизменен себе: Вавилонская башня не разрушена, ее подпирают традиционные костыли-подпорки – воплощение гипертрофированного высокомерия.

Соединение в одной работе прошлого, настоящего и будущего – один из лейтмотивов библейского цикла, с которым Дали не расстанется до финальных иллюстраций Священного писания. Мы видим на литографии прошлое – жену Лота, настоящее – обращенную в соляной столб безмолвную фигуру, и будущее – Божественный луч, карающий содомитов и жителей Гоморры. Художник последовательно демонстрирует излюбленный прием графической полифонии – слияние в рамках произведения нескольких библейских историй, смешение временных планов и аллюзий (намеков на известный литературный или исторический факт). Разве не похож на Дон Кихота военачальник Сальвадора Дали, пытающийся остановить Солнце?!

Изображая Навуходоносора, Дали пользуется краской из чистого золота, ибо вавилонский царь был безумно богатым человеком. Но при этом мастер щедро окропляет золотое сияние багрянцем, тем самым напоминая, что золото Навуходоносора щедро омыто кровью!

На литографии из серии «Пир Валтасара» появляются знаменитые сюрреалистические часы – основополагающий символ художника. Однажды, рассматривая плавящийся на солнце кусочек камамбера, Дали нашел идеальный способ выразить изменчивое восприятие времени человеком. Ассоциация с сыром сочетала в себе психологический аспект с необычайной смысловой выразительностью. Однако часы на этой работе весьма необычны –символы на циферблате перемешаны, тем самым напоминая, что времени не существует.

Сальвадор Дали нетрадиционно подошел к созданию одной из литографий экспозиции, похожей на сошедшую со стены древнего храма фреску. Мастер эпатажа расстрелял из ружья образца 1812 года литографический камень, что позволило получить выщербленную фактуру основы оттиска. Так график передает ощущение архаичности изображаемого момента

На работах библейского цикла есть и пожиратели времени – муравьи, а также присутствуют угловатые лапки прожорливой саранчи. Сальвадор Дали безумно боялся насекомых, испытывая к ним непреодолимое отвращение. Муравьи, кузнечики и саранча символизировали хаос и самые отвратительные стороны его навязчивых фобий. И в первую очередь, страх перед тленностью жизни.

Пожалуй, одно из самых гениальных произведений, представленных на выставке, - ряд литографий, изображающих последние часы земной жизни Иисуса Христа. Чтобы передать в цвете алую кровь Спасителя, Дали новаторски применил кровь улитки – единственного на Земле существа, запекшаяся кровь которого не теряет цветовых свойств. Присмотритесь к размытым на бумаге красным пятнам, и вы увидите очертания человеческой фигуры!

Эксперимент с улиткой не случаен. Улитка в творчестве проводника в мир бессознательного символизирует контраст жесткости каркаса и незащищенностью внутреннего содержимого. Сюрреалиста восхищали очертания улитки, изысканные линии геометрии ее раковины. Известно, что Сальвадора Дали с основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом познакомил австриец Стефан Цвейг. Когда Дали отправился к Фрейду на велосипеде, он заметил на багажнике маленькую виноградную улитку. Художник вернулся домой и с удивлением обнаружил, что моллюск сидит на багажнике, как ни в чем не бывало! Он бережно снял причудливое создание и посадил на лист винограда. Позже Дали скажет, что совершил невозможное – свозил ничтожную улитку на аудиенцию к самому Фрейду. А Фрейд напишет в своем дневнике: «Сегодня встречался с самым замечательным на свете безумцем. В одной работе Дали больше фрейдизма, чем во всем моем творчестве!»

Справка «РП»

В 1963 году 59-летний Сальвадор Дали получил заказ от Джузеппе Альбаретто проиллюстрировать новое издание Библии. Альбаретто предоставил художнику полную свободу в выборе тем, сюжетов, техники и манеры письма, а также в видении этих сюжетов. В результате в 1963 - 1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш, переведенных в 1964 - 1967 годах в литографии.

Несмотря на смелую манеру и необычную трактовку, католическая церковь одобрила представленные работы. Необычное издание в переплете из белой кожи и золота первым получил в подарок сам Папа Римский.

Посетители выставки смогут увидеть Библию, отпечатанную на бумаге, выполненной ручным способом. Именно из этой Книги Книг были бережно изъяты литографии – экспонаты выставки. Сальвадор Дали не давал иллюстрациям названий и за смысловую основу брал одну лишь строчку из Писания. Для полноты картины организаторы вернисажа взяли из В. И Н. Заветов строчки и дополнили подписи к библейским иллюстрациям.

- Вся серия работ имеет индивидуальный сертификат подлинности от издателя Rizzoli, который подтверждает, что это действительно «единственный подлинный экземпляр №17 «Священной Библии». Подлинность гравюр выставки подтверждена заключениями международных экспертов. Каждую литографию сопровождает сертификат международной специализированной организации «Европейский Союз – Эксперты Искусства» (Рим) и экспертное заключение Министерства культуры РФ, а также регистрационный документ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, - заявил представитель компании «АРТГИТ» Сергей Строганов.

Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» будет представлена в КВЦ имени Тенишевых до 20 марта включительно.

Стоимость билетов: 300 руб., льгота – 250 руб. (студенты, пенсионеры, дисконт), школьники – 100 руб. Школьные группы от пяти человек – 50 руб.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 21:23
В Смоленском Поозерье очень ждут благотворителей, которые за...
сегодня, 20:56
Как и зачем похитители загнали мотоцикл в подъемник многоэта...
сегодня, 20:16
Специалисты смоленского филиала ПАО «Квадра» завершили ремон...
сегодня, 20:00

Опрос

Что делать с бродячими собаками в Смоленске?


   Ответили: 92