Мифы обогащения в иллюзорной реальности

Культура
Мифы обогащения в иллюзорной реальности

«Обогащение реальности» - так называется арт-проект, который представлен в КВЦ имени Тенишевых. Выставка передовых столичных художников, работающих на стыке авангарда и традиции, вызвала много противоречивых мнений. Корреспондент «РП» попытался разобраться в новых тенденциях современного искусства.

100-летие «Черного квадрата», отмеченное в прошлом году, стало в искусстве не просто памятной вехой, а очередным историческим ориентиром в координатах «до и после». Так, организаторы арт-проекта

«Обогащение реальности» ставят под сомнение значимость этого векового символа. «Бесконечно реанимировать мумию «Черного квадрата» невозможно; срок годности вышел, - заявляет один из кураторов выставки Арсений Штейнер. - Сто лет назад авангард оторвался от реальности и метил в будущее. Но будущее наступило, а увлекательные теории ХХ века, сходившиеся в том, что «актуальное - значит не похожее ни на что, что было прежде», зашли в гибельный тупик».

Мысль спорная. Ведь авангардисты, призывая избавиться от шелухи прошлого и сбросить классиков с корабля современности, обращались к глубинным пластам традиции - праславянским мифам, примитиву, иконографии - и проецировали их на грядущие времена.

Сегодня в арт-сообществе крайние позиции обозначены примерно так: с одной стороны, анархо-леваки с критикой власти и стремлением к вседозволенности, с другой – империо-патриоты, ориентированные на государственность и традиционные ценности. Наличие разноплановых мнений и противоборство у художников наблюдалось всегда и идет на пользу культурситуации в целом. Выставка «Обогащение реальности» акцентирует эти моменты.

«Политические перформансы без штанов и программные заявления типа «искусство должно провоцировать и оскорблять» бросают тень на весь художественный процесс, - комментирует ситуацию Штейнер. - Когда искусство мнит себя самоназначенной политической силой - оно умирает».

Проект «Обогащение реальности» - это попытка вырваться из наезженной колеи актуальности и проложить новую магистраль в сторону «разумного, доброго, вечного». Цель благородная и имеет свою просеку в истории. Тот же Малевич после периода революционного супрематизма вернулся к классической школе живописи. В Европе такой же кувырок от метафизики к классике совершил в начале ХХ века итальянец Джорджо Де Кирико. Академические формы и древние мифы интерпретировали Дали, Пикассо, Шагал, Ларионов… Имперские модели государства в середине прошлого века активно культивировали высокий стиль и патетику - архитектурный ампир, ритуальные шествия и монументализм.

Художники-анахронисты в 70-х годах реанимировали творчество мастеров эпохи Возрождения, маньеризма и барокко, стремясь углубить таким образом русло постмодернизма.

В те же годы в советском андеграунде проклюнулся питерский неоакадемизм. Оттуда, по сути, и пролегает вектор нынешнего «Обогащения реальности», целенаправленный в завтрашний день.

«Художники этой выставки не порывают с изобразительной традицией и не встают в позу неприятия всей предшествующей культуры, кроме «авангардной», - поясняет куратор. - Напротив, они обогащают ее новыми техниками, новыми идеями, современной подачей темы. Мифотворчество - необходимый атрибут настоящего искусства, и художники творят миф XXI века, в который органично включены мифы Античности и Возрождения, мифы авангарда и соцреализма, интегрированы реалистический и постмодернистский подходы».

В нынешнюю эпоху девальвации понятий и критериев «Обогащенная реальность» иллюстрирует смену языка описания искусства - от негативного (критического) к позитивному (формотворческому). Одна из задач, решаемых художниками в рамках данного проекта, - снятие противоречия между традицией и новаторством. Здесь античный герой борется в небе с современным вертолетом, ангельский лик нарисован на спутниковой антенне, футуристические фантазии вплетаются в эллинские мотивы, проекты утопической архитектуры соседствуют с фантастическим реализмом, космологические абстракции – с неоромантикой, а академическая живопись – с голограммой...

Статус выставки довольно высок. В ней задействованы авторитетные, по современным меркам, художники: Алексей Беляев-Гинтовт - обладатель Премии Кандинского (самой престижной премии по современному искусству в России); Владимир Колесников - номинант премии «Черный квадрат»; Игорь Пестов – лауреат Премии имени Репина; Степан Липгарт - лидер архитектурного объединения «Дети Иофана»; арт-группа Doping Pong участвовала в рекламной кампании зимней Олимпиады 2014 года… Всего в проекте представлено более 20 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы и других городов России.

На вернисаже второй куратор, а также участник проекта Антон Чумак сказал: «Путь в ваш фантастический город в условиях пурги и заносов был непрост, но культура - это та нить, которой можно сшивать наши российские пространства помимо дорог». А смоленский координатор выставки Анна Зимина отметила: «Возможно, на примере этой выставки мы наконец поймем разницу между художником, работающим в сфере современного искусства, и нашим современником, занимающимся разного рода художествами».

Смысловые манипуляции также стали частью традиции. В русскоязычных толковых словарях слово «искусство» трактуется как производное от «искусъ» - испытание, проба, попытка; в отличие от модного ныне «арт» - толк, лад, смысл, умение. С этой позиции можно переиначить всю культурную ситуацию. Вечная тема - задает ли художник глобальные вопросы или предлагает на них ответы - остается открытой. Что радует!

Выставка продлится до 7 февраля 2016 года. Стоимость билетов: для взрослых - 250 руб., льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) – 150 руб. Дети до семи лет, ветераны ВОВ, инвалиды - бесплатно.

В минувшее воскресенье в рамках выставки «Обогащение реальности» состоялась творческая встреча с одним из участников проекта, скульптором Алексеем Дьяковым. Вот что он рассказал зрителям о своей работе Memento mori: «Сжатый кулак - это метафора вечности, песок, струящийся сквозь пальцы, - текучесть времени».

Этот художник известен монументальными песчаными скульптурами, созданными им в рамках различных фестивалей в Америке, Европе, Австралии и Китае.

Фоторепортаж с выставки смотрите здесь.


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад
Об инциденте рассказала Лариса Должикова на своей страничке ...
33 минуты назад
О поиске Виктора Станиславовича Леоника сообщает ПСО "Сальва...
сегодня, 20:44
Такое фото появилось в группе "Черный список" в Вконтакте.
сегодня, 20:30
Представитель Следственного комитета Белоруссии Юлия Гончаро...

Опрос

Где вы собираетесь отдыхать летом?


   Ответили: 272