В Вязьме открылась выставка аптечного стекла, посвященная Михаилу Булгакову

Культура

«Мастер в начале пути», выставка с таким названием открылась 16 октября в вяземском историко-краеведческом музее. Ее открыл небольшой ряд фотографий, отображающих реалии дореволюционной Вязьмы.

Известно, что с сентября 1917 по февраль 1918 Михаил Булгаков работал врачом в Вяземской уездной больнице. Долгое время в Вязьме ходили легенды о том, в какой же именно больнице работал Булгаков. Одни говорили, что он работал в госпитале, построенном вяземскими купцами Лютовыми, другие ссылались на бывшую железнодорожную больницу. Хотя, в 1917 году земство упразднили, и была такая неразбериха, что даже современнику было бы непросто понять, что происходит.

Елена Сергеевна Булгакова любила повторять слова своего мужа о том, что «о каждом крупном человеке складываются легенды, но о каждом своя, особенная, непохожая на другие, и смешон был бы тот, кто вознамерился бы с ними покончить». Споры о том, в какой больнице работал Булгаков продолжаются по сей день, и до сих пор в городе так и не обозначено точное место, где это было. Правда, в 1985 году Я.Берг беседовал с заслуженным учителем РСФСР А.Н.Ёроховой, коренной вязьмичкой, закончившей Вяземскую женскую гимназию. Она сообщила журналисту газеты «Рабочий путь», что «земская больница – это так называемая Лютовская больница. В Вязьме до 1918 года она была единственной больницей. А железнодорожная больница на ул. Ленина возникла позже, в 20-е годы».

Но ни её, ни голоса других людей, пытавшихся разобраться в этом вопросе услышаны не были и мистическая ситуация в городе продолжается, она создаёт неповторимый шарм вокруг имени Булгакова и наполняет город легендами.

В 2012 году в парке МЖК, был открыт памятный знак «Тень Булгакова», которая как будто сидит и ждёт когда же, наконец, вязьмичи разберутся с «больничным вопросом» Булгакова и поставят на этом точку. Но точку до сих пор не ставят, а ставят только запятые, и, может быть, в этом есть изюминка этого вопроса. Ведь, главное для писателя – это его произведения и читатели, которые не перестают восхищаться литературными трудами Булгакова. И, не смотря на то, что краеведы никак между собой не договорятся, в городе ставятся спектакли: «Белая Гвардия», «Дни Турбиных», «Кабала святош», «Собачье сердце» и др., в центральной библиотеке проводятся дискуссии на тему «две традиции прочтения романа «Мастер и Маргарита», всё это говорит о том, что имя Булгакова Вязьму не покидает и как писатель он в городе вполне заметен.

Вот и сейчас, в октябре месяце, без всяких дат и юбилеев, художник Владимир Чайка отозвался на инициативу Краеведческого Музея о Булгаковском вечере своим предложением провести выставку аптечного стекла, с которым так или иначе мог сталкиваться Булгаков. Выставка представляет собой коллекцию аптечных пузырьков разных по размеру, цвету, форме и предназначению, найденных в городе Вязьме.

Экспозиция доносит до нас дореволюционную атмосферу, и поражает благородной эстетикой того времени. Привлекает разнообразие и продуманная рациональность предметов: флаконы с пробками – для порошков, с носиками – для жидкостей, фаянсовые и фарфоровые банки для кремов, устойчивые квадратные чернильницы. Треугольные бутылки для уксусной эссенции – чтобы по оригинальной форме хозяйка и в ночи могла понять, что здесь – опасная жидкость. Есть флаконы со специальным углублением на боковой грани, куда в комплекте прикладывалась мерная ложка…

Благодаря многочисленным бутылькам, пузырькам, которые сохранила для нас земля и, что не менее важно, сумел разыскать для нас художник, зрители будто преодолевают пространство времени и погружаются в дореволюционную эпоху. И, глядя на это многообразие предметов, где каждый пузырёк, пробка или заглушка имеют свою судьбу, индивидуальность и даже характер, понимаешь какая высокая культура бытового производства была уничтожена в советское время. После последнего всплеска промышленного дизайна во времена НЭПа, всё стало государственным, однообразным и стандартным.

Подводя итоги обзорного путешествия в мир аптечных пузырьков, Владимир Чайка сказал, что «когда мы держим в руках очень хрупкие исторические предметы, то возникает некоторое таинство. Мы видим предметы, отражающие историю и материальную культуру, и понимаем насколько они ранимые и уязвимые. И это чувство хрупкости старины мы невольно ощущаем, когда смотрим на старинную фотографию, стеклянную бутыль, печной изразец или старинную архитектуру.., и сознаём, как бережно мы обязаны относиться к памятникам культуры».

Директор музея Ольга Селявина поблагодарила Владимира Чайку за предоставленную экспозицию, наградила сувенирным вяземским пряником и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.

Автор: Татьяна Пастернак.








Загрузка комментариев...
Читайте также
35 минут назад
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
сегодня, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
сегодня, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
сегодня, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров