Юбилей Смоленского русского народого оркестра имени В.П. Дубровского

Культура
11 февраля Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дубровского отметил 20-летие.

Смоленское чудо


Неповторимый облик оркестра сложился из программ, созданных народным артистом России, заслуженным артистом Республики Беларусь Виктором Дубровским. Маэстро совершил невозможное - синтез народного искусства и произведения русской и зарубежной классики приводил ценителей музыки в экстаз. Каждое выступление коллектива в лучших залах Советского Союза, России и за рубежом встречали овацией. Люди стояли в проходах – не хватало мест. Увешанная бриллиантами публика... вскакивала на стулья, аплодируя виртуозному русскому искусству!
В его оркестре все владели многими инструментами. Смена инструмента происходила на сцене на безумной скорости, захватывающе, артистически красиво. Кто-то из музыкантов по мановению руки Виктора Павловича бросал балалайку, брал кларнет, подходил к барабану, затем – к ксилофону...
Вершина творчества Дубровского – соединение в одном концерте двух оркестров – симфонического и народного.
Сегодня русский народный оркестр, сохранивший наследие своего Создателя, заиграл новыми сочными и яркими красками. Визитная карточка  Смоленщины, и точка! В разные годы оркестром руководили Юрий Никоненко, Евгений Лыткин, Игорь Громов, Николай Степанов. 
В 2002 году партитуру детища Дубровского обогатил народный артист России, профессор Николай Калинин – в то время главный дирижер  Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова. Приход талантливейшего музыканта открыл новую страницу в жизни Смоленского оркестра. Калинин расширил репертуар и вырастил плеяду блестящих солистов – Елену Андреенкову (домра), Максима Макеенкова (балалайка), Андрея Горелова (баян), Людмилу Новикову (гусли клавишные), Наталью Зерниченко (гусли щипковые) и Константина Черкасова (ударные).       

Воспламеняющий сердца


В августе 1988 года прошло первое прослушивание музыкантов. - вспоминает заслуженный работник культуры РФ, дирижер Евгений Лыткин. - Дубровский никому не отказывал. Даже тем, кто едва владел инструментом. Говорил: «Мне нужно самому услышать...».
Оркестр и дирижера соединила безумная любовь. Репетиции были изнуряющие, тяжкие. Но тяжести этой никто не замечал. Разве счастье может быть обременительным? Вспоминают, что Виктор Павлович был чрезмерно демократичным. Аристократу по духу не свойственно унижать ближнего.  Быть может, именно демократичность отношений Маэстро и его музыкантов и привела к столь восхитительным результатам?
Пятого ноября оркестр взорвал Смоленск, сыграв сложнейшие произведения русской классики. Однако датой рождения уникального коллектива принято считать концерт, состоявшийся 11 февраля 1989 года в филармонии, который пришлось повторить «на бис!» на следующий день. Программу  украсили народная артистка СССР Ирина Архипова, помогавшая становлению оркестра, и народный артист России  (хотя тогда он даже «заслуженным» не был) Александр Цыганков.  В ноябре русский народный оркестр под управлением В.П. Дубровского дал два концерта в Колонном зале Дома Союзов. Москва онемела. Неподъемный  репертуар, высочайший уровень исполнительского мастерства. В столице никто не верил, что за столь краткий срок можно создать оркестр такого класса.   
 И дело вовсе не в духовых инструментах, которыми Маэстро расширил репертуарные рамки оркестра народных инструментов, - говорит Евгений Лыткин. - Виктор Павлович сумел пробудить нас к жизни, ощутить настоящий полет творчества. Он вытаскивал из людей больше, чем в них было заложено изначально! Любил всех, и каждый относился к своей партии, как к сольной. Дубровскому приходилось возиться с... «детьми», порой нелепыми и неуклюжими в музыке. И сколько терпения, доброты, понимания уделялось оркестрантам в процессе «выращивания» их души! Он не считал зазорным посоветоваться с музыкантом – полагал, что исполнителю виднее слабые места в партии.
Вспоминает Юлия Катеруш (Израиль):
Мне удалось застать оркестр в апогее энтузиазма. Кассирша бегала за нами, умоляла: «Получите зарплату». А мы: «Невозможно получать деньги за такое удовольствие. Кощунственно!» Вся наша жизнь до встречи с Дубровским была похожа на черно-белый телевизор. И вдруг из ниоткуда возникает буйство красок, стереозвук, совершенно иное ощущение музыки! На второй план ушло все второстепенное. Я даже не заметила, как вырос мой сын... Только я и мои гусли. Годы, проведенные с Маэстро, изменили каждого из нас. Музыканта можно научить играть, но у него все равно не будет стиля, высот Его школы. ТАКОЙ культуры музыкального искусства.  Дубровский достоин такой же славы, как Герберт фон Караян. Мастер мирового класса. О нем так и писали на Западе: «Советский Караян». Виктор Павлович вкладывал в каждый концерт свою душу, не мог сфальшивить. К сожалению, ему было отмерено слишком мало времени. Карнеги-холл (Нью-Йорк) он так при жизни и не покорил. А ведь уже были договоренности, налаживались связи...

Парадом командует альпинист и дирижер Фуат Мансуров


Мы решили показать все жемчужинки,  наигранные нами за два десятилетия, - признался Евгений Лыткин.  - Пригласили «народных» больших друзей оркестра - знаменитого тенора Владимира Пьявко и великолепнейшего домриста Александра Цыганкова. Из дирижеров - «последнего из могикан» Фуата Мансурова. Ему недавно исполнилось 80 лет, держится молодцом. Чрезвычайно эрудированный, удивительный человек. Был альпинистом, до сих пор в любой мороз ходит без шапки!
«Командовать парадом» пригласили и ученика Дубровского Николая Степанова, ныне -  руководителя ансамбля «Россия» народной артистки СССР Людмилы Зыкиной, а также  заслуженных артистов России Бориса Ворона и Игоря Тонина.
Программа получилась искрометной благодаря солистам, которых  воспитал оркестр. Разве можно передать словами виртуозную игру заслуженного артиста России Александра Баудера (домра) и задор балалайки Максима Макеенкова, мощь баяна Андрея Горелова, щемящие сердце переливы домры Елены Андреенковой, великолепие мастерства «многостаночника» Владимира Третяка, блеск ксилофона Константина Черкасова и эффектное сопрано солистки филармонии Людмилы Каминской? И, конечно же, прелестную бесшабашность заливистых гуслей - украшения оркестра? Кстати, третье поколение гуслей представляют солистки Людмила Новикова и Наталья Зерниченко.

Справка «РП»


История оркестра Дубровского - звездная. С первых шагов его поддерживали Тихон Хренников, Ирина Архипова, Людмила Зыкина, композитор Андрей Петров, Майя Воронец, Василий Овсянников... С питомцами  Советского Караяна выступали звезды отечественного вокального искусства – самый знаменитый бас России Борис Штоколов, Евгений Поликанин, Артур Эйзен, Иосиф Кобзон, Александр Градский. Концертам коллектива сопутствовал успех в Большом зале имени Шостаковича филармонии Санкт-Петербурга и в Концертном зале Чайковского, Кремлевском Дворце Съездов и на Красной площади,
В 1992 году солисты оркестра блестяще представили русскую музыкальную культуру на Международной выставке «Экспо-92». Знаменитый смоленский «Гусачок» сразил испанцев наповал! Музыка смоленских виртуозов запечатлена в виниле на века - фирмой «Мелодия» был выпущен альбом из двух пластинок.
Сегодня в репертуаре коллектива свыше 1000 (!) произведений и множество разнообразных концертных программ. Последний худрук и главный дирижер Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского – лауреат всероссийских конкурсов, президент фонда «Артистическое собрание» Игорь Новиков.     







Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
Добровольцы формируют отряды для выезда в Вязьму.
51 минуту назад
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
Новости партнеров