Александр Прошкин: "Кино - это национальная идея и главное оружие идеологии"

Культура
Александр Прошкин: "Кино - это национальная идея и главное оружие идеологии"

«Александр Прошкин – режиссер максимально добротный. Подробный, внимательный к деталям, чуткий к любой неправде и конъюнктурщине, не приспособленный к ни к какой фальши – ему веришь изначально, с первого кадра. Иногда кажется, что он наивен в своей упрямой вере в людей и в своей вере донести наше кино до каждого зрителя» - именно так сегодня пишут в СМИ о столпе отечественного кино Александре Прошкине. Режиссере, который снял  легендарный фильм «Холодное лето 53-го…».
Фестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс» укрепляет свои позиции на бастионах искусства – в этом году Александр Прошкин возглавил жюри киносмотра в Смоленске!  
А это значит, что судейство конкурсной программы было предельно объективным, интеллигентным и беспристрастным.

- Почему я езжу на фестивали? Они дают возможность увидеть другого, немосковского зрителя. Москва и Россия – два разных государства, и мне очень важно после просмотра картины видеть глаза людей и разговаривать с ними. Иногда даже сюжеты из этих встреч черпаю! Сама система локальных киносмотров чрезвычайно важна, потому что человек приходит смотреть российские фильмы, которые обращены к его душе, жизни и проблемам. К великому сожалению, зрители уже лет двадцать как посажены на иглу американского развлекательного кино. Люди не хотят задумываться – их отучили от этого, и они чураются российского кинематографа. Привыкли, чтобы их развлекали.

- А как воспитать хорошего зрителя? Лучшие отечественные фильмы всегда обращались к нравственной сути человека. Не кажется ли вам, что на такие фильмы публика, поедающая в зале попкорн, не пойдет? На просмотре картины Алексея Германа «Под электрическими облаками» я сидела в огромном зале одна…

- В этом смысле совершенно невозможно бороться с телевидением, весь принцип художественного вещания которого построен на клише. Люди привыкли смотреть одни и те же сериалы, названия которых меняются, а суть остается банальной и одномерной. Лживое мифотворчество, не способное отразить реальную жизнь и человеческий, режиссерский опыт. Кино – это диалог со зрителем, и, если опыт режиссера не совпадает с опытом зрителя, он остается равнодушным. Для меня самое главное – заставить человека хотя бы что-то изменить в своей жизни и задуматься о том, зачем вообще нужно кино. Кино – это общенациональная идея. Я недавно был в Якутии и испытал шок: здесь начали снимать за копейки фильмы на якутском языке! В кинозалы не пробиться – зритель идет смотреть кино про себя и свою жизнь. В результате якуты приходят к осознанию: «Мы – нация, и у нас своя культура и традиции!» Почувствуйте разницу: за Россией стоит великая культура, а мы продолжаем уничтожать свое кино. Девальвировать , доводить до минимума!

Нация утрачивается себя, когда начинает строить взаимоотношения с миром на отрицании. Русская культура лишена агрессивного начала и всегда была сконцентрирована на внутреннем мире человека и, тем самым, оказала огромное влияние на мировой культурный процесс. В мире ставят двух драматургов – Шекспира и Чехова, потому что там Чехова понимают лучше, чем мы. Они обращаются к Антону Павловичу как к человеку, который знает тайны человеческого существования и его души. Как только российских кинематографистов начинают искусственно загонять в рамки коммерции, мы перестаем быть нацией. Кино должно зарабатывать, как «Комедии Клаб», - чтобы гоготали?

- Какие темы, по вашему мнению, наиболее актуальны для современного российского кинематографа?

- Кино должно обращаться к частной жизни человека. Сейчас очень важно повернуть искусство к размышлению – для чего мы родились?.. Что самое существенное в нашей жизни? Я говорю о любви - основе человеческой жизни и искусства! В погоне за материальным благом мы разучились любить, чувствовать, поэтому в России и нет «правдашного», социального кино.

- А «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Дурак» Юрия Быкова, кстати, воспринятые критиками как пощечина российской действительности?

- Я понимаю под социальным кино английскую традицию снимать в огромном количестве фильмы о жизни рабочего класса, создающего богатства страны. Это очень жесткое, достоверное и понятное зрителю кино, которое обращено к внутренней жизни человека, пытающегося выжить в этом мире и определить, за что ему в жизни цепляться.

- Но ведь в работах Звягинцева и Быкова эти два аспекта органично соединяются!

- Я не имею морального права рецензировать работы других режиссеров и могу говорить только о том, что делаю я. Кино – искусство индивидуализма, где каждый человек стремится высказать свою точку зрения. Мне близка по духу точка зрения Звягинцева, и в меньшей степени интересует высказывание Быкова в фильме-агитке «Дурак». Зачем все мешать в одну кучу, создавать злую карикатуру на жизнь? Нужно чувствовать воздух сегодняшнего дня, задумываться, чем живет простой человек. Почему на фестивале в Каннах неожиданно выстреливает никому не известный румынский режиссер? Он искренне и правдиво отражает жизнь, и тема, поднятая в фильме, интересна миру. Кино, построенное на вранье и перегибах, - это не искусство. Одна из болезней нашего кинематографа как раз и заключается в том, что мы не любим тех людей, про которых снимаем фильмы. Такое кино не строится на любви и уважении к человеку, здесь за основу взяты искусственный псевдогероизм и мифотворчество в лучших традициях Голливуда. Русская культура всегда была внимательна к теме «маленького человека». Разве сегодня в России снимают фильмы о жизни крестьян? Создается полное впечатление, что деревни вообще не существует, а наша страна состоит из одних ментов и олигархов.

- А вы, вопреки всему, продолжаете обращаться к теме «маленького человека»…

- Впервые за долгое время в этом году снял две картины о сегодняшнем дне. «Охрана»– реальная история из жизни про девушек, которые работают в заводской охране. Одна лучше другой! Девчонки живут в маленьком городке, где загибается производство и людям не на что жить. Но меня волнует другое: им некуда девать энергетику юности, жажду любви! Мужиков в городе нет – все спились или уехали на заработки. Не думайте только, что я снял «чернуху» - упрямый поиск счастья героинь увенчался успехом! С одной стороны, жанр «Охраны» близок к комедии, с другой – это выстраданная и довольно печальная история. Я не искал артисток в Москве - жизнь Москвы и России совершенно разная, потому и нет смысла их приглашать. У московских актрис сериальное представление о жизни в провинции. Они не знают, что на периферии каждый день – это жесткая борьба за выживание.

Вторая картина, «Райские кущи» - современная интерпретация «Утиной охоты» Александра Вампилова с переносом действия в наши дни. Я веду диалог двух времен, потому что даже по внешним параметрам мы живем сегодня в совершенно другой стране, страдающей от пошлости гламурной жизни. Все хотят прорваться в Москву, пожить на Рублевке, но счастья это им все равно не приносит. Разрушает человека, заставляет его катиться по наклонной плоскости в пропасть! В фильме «Райские кущи» идет разговор о больном конформизмом обществе, в котором каждый готов пойти на все, лишь бы урвать свое. И ничего святого уже не осталось – ни чувств, ни дружбы. Ни-че-го! Мне хочется вернуть человека к пониманию того, что жизнь состоит из очень простых и важных вещей. Когда деньги становятся важнее чести, а слово «совесть» исчезает из обихода, происходит разрушение личности и распад общества на враждующие друг с другом компании. Призвание культуры в том и состоит, чтобы успокаивать нравы общества, которое сегодня искусственно накачивают яростью и агрессией.

Недавно я встречался с Евгением Евтушенко. Знаете, что меня поразило? Тяжело больной человек – ему ампутировали ногу, высохший весь, с прозрачными горящими глазами, - объехал 34 (!) города. Говорю ему: «Евгений Александрович, у вас столько дел - пишете «Антологию русской поэзии». Зачем тратить силы?!..». - «Вокруг столько агрессии, Саша! Кому - то ведь надо усмирять нравы и успокаивать людей. Человеческие чувства важнее всего на свете. Это - основа жизни...».

- В драмтеатре Смоленска ставят спектакль по пьесе Александра Игнашова «Стояние Зои». Что вы можете пожелать его создателям?

- Радостно это слышать! В 2008 году на основе этой истории я снял фильм «Чудо». В 1956 году простая девушка из Самары, Зоя Крахмальникова, по пьяни схватила икону Николая Угодника, пустилась в пляс и… внезапно застыла на месте! Простояла 128 дней, после чего пришла в себя. Это - реальный факт, он отражен в истории православной церкви под названием «Стояние Зои» и так и не нашел объяснения с материалистической точки зрения. Когда я только начинал работать над «Чудом», проконсультировался со священниками и был удивлен – они довольно прохладно относятся к пьесе Игнашова и этому удивительному случаю. Раз Бог есть, значит, есть чудеса...

Фильм «Чудо» говорит не столько о религиозном феномене, сколько о феномене человеческой души, о вере в ее преображение - искусство не должно обслуживать церковь. С точки зрения религии искусство никогда не приветствовалось: актеров, как и самоубийц, не разрешали хоронить на кладбищах. Поднимая тему чуда, мы обязаны отстаивать духовное начало в человеке. Режиссер, который возьмет на себя смелость поставить спектакль на такую тему, не должен скатиться до сугубо религиозного произведения - первопричина стояния Зои заключена в великом грехе нашего народа, переданном отцами детям. Народа, который легко пошел на предание пастырей и разрушение церквей. История Зои Крахмальниковой – это расплата за грехи родителей, нанесших непоправимый урон всему святому, что есть в жизни. Простая девчонка на генетическом уровне приняла на себя грех целого поколения! К лику святых ее так и не причислили и святой не признали. Тем не менее, избушка Зои в центре Самары стоит до сих пор, и на нее даже мемориальную доску прикрепили. Боятся разрушить! Наконец-то осознали, что есть вещи в мире, которые нельзя себе позволять, ибо на них лежит табу.

В фильме на самом деле происходят два… чуда. С одной стороны – феномен религиозного толка, с другой – чудо XX партсъезда, погнавшего очистительную волну. На мой взгляд, XX съезд был таким же чудом, вызванным глубоким чувством вины. Мы – русские, и по-другому не можем. Доказательство тому находит отражение в нашей литературе, главным героем которой всегда был человек, ощущающий свою вину. Герой – прежде всего, человек совести. Князь Мышкин! В этом и проявляется феномен русской культуры. Так зачем переходить на чужие рельсы, начинать развлекать зрителя и махать кулаками? В любом случае русские делаю это хуже других, что вполне естественно, потому что мы – другие. Мы – рефлексирующая, задумывающаяся и сомневающаяся нация. Если замрет болезненный пульс совести, Россия перестанет существовать!

P.S. « - 28 лет назад, в августе 1987 года, не стало Анатолия Папанова – великого русского актера. Смолянина! Он ушел из жизни на третий день после завершения съемок картины «Холодное лето 53-го…», – вспоминает Александр Прошкин. - Я хочу рассказать, что такое народный артист в подлинном смысле этого слова. Мы снимали фильм в глухой деревне, расположенной на берегу озера в 150 км от Петрозаводска. Абсолютное безлюдье, потрясающая красота! Я до сих пор не понимаю, откуда местные жители узнавали, что на съемки приедет Папанов. Как только он приезжал, озеро оживало – у берега швартовалось бесчисленное количество лодок с подношениями для всенародно любимого артиста! Грибы, соленья, сало… И – водка. Каждый мечтал выпить с Анатолием Папановым, а его это бесило невероятно.

Как-то раз я не выдержал и вышел к ходокам: «Товарищи, не мешайте работать, уплывайте, пожалуйста!» Ноль внимания. И тогда в разговор включался Папанов – как гаркнет голосом Волка из «Ну, погоди!»: «А ну-ка, зайчики…» А дальше шел монолог с применением понятного всем «зсперанто». Гостей как ветром сдувало, и мы продолжали работать.

Они не знали, что Анатолий Папанов не был хохмачом и не травил анекдотов. Глубокий, тонкий, скромный...

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:35
Авария произошла 17 августа на перекрестке улицы 12 лет Октя...
сегодня, 01:05
Пожар случился в д. Соколово на ул. Дачная.
сегодня, 00:00
В Рудне мужчина развязал ожесточенный спор с приятелем. Когд...
вчера, 22:00
В соцсетях жители Остерского сельского поселения пожаловалис...

Опрос

Профсоюзы России призвали перейти на четырехдневную рабочую неделю. Вы готовы?


   Ответили: 279