Культурная революция в Смоленске или Сколько у нас памятников на один квадратный метр

Культура
В этом году региональные власти объявили о добровольной аккредитации экскурсоводов. Корреспондент «Рабочего пути» тоже решила пройти профессиональную проверку…

Экзамен на прочность

Несмотря на середину лета, в гуманитарном университете многолюдно. Выпускные экзамены сданы, вступительные еще не начались, зато на интеллектуальные испытания пожаловали больше 30 экскурсоводов. Это второй тур аккредитации. В первый - требовалось сдать пакет документов и разработанную авторскую экскурсию. Кроме ее текста, в папке должна была лежать маршрутная карта и поминутный сценарий встречи с туристами, где учтено все - вплоть до времени, которое туристы потратят на посещения туалета…

В числе экзаменующихся - люди с минимальным опытом работы (как я) и те, у кого он приближается к… 50 годам. Вопросы касаются методики ведения экскурсии, оказания первой медицинской помощи и знаний о городе.

Как называлась улица Карла Маркса до революции? На какие деньги создавали памятник Глинке? Сколько «братьев-близнецов» у памятника защитникам Смоленска 4 - 5 августа 1812 года в Лопатинском саду? Кого считают основателем смоленских земель? А перечислить города-побратимы Смоленска на 2015 год слабо?

Результаты неутешительны: из 34 человек в следующий тур проходят 28. Остальным советуют повторить свои изыскания осенью.

Дворцовый переполох

Успешную сдачу экзамена по теории мы с приятельницей Леной решаем отметить нетрадиционно, а заодно апробировать «новые формы» в туризме. Лена придумывает концепцию исторического пикника в усадьбе Новоспасское - прогулку в стиле XIX века на родине великого композитора.

В Интернете к нам присоединяются единомышленники: ветеринар, невролог, фотограф, студентка мединститута, архитектор, врач-гастроэнтеролог, строитель из Москвы…

Пока приятельница бегает по городу в поисках чашек «а-ля XIX век», я отправляюсь к костюмеру. Раз - подъюбник, два - подъюбник, три - подъюбник… Затянуть потуже корсет… Вуаля! В зеркале на меня смотрит барышня из позапрошлого века.

В Новоспасское выезжаем ни свет ни заря, чтобы успеть на экскурсию к сотруднице музея Зое Михайловне Перепелкиной. После путешествия по дворцу выходим на улицу, ведем праздный образ жизни в стиле XIX века: гуляем по тенистым аллеям, пьем целебную воду из источника, обнимаем дуб-великан, под которым Глинка писал свою музыку, и наконец расстилаем скатерть-самобранку. На полянке только та еда, которую кушали 200 лет тому назад: кексы со смородиной из собственного сада, яблоки, мармелад домашнего приготовления... Многочисленные туристы подходят, просят сфотографироваться, дети при виде нас хлопают в ладоши. Красота!

Боевое крещение

После Новоспасского нас ждет третий, заключительный, этап.

Ночь перед ним я не сплю. Повторять в сотый раз текст экскурсии уже смысла нет, поэтому продолжаю зачитывать до дыр учебники по экскурсионному делу. В который раз убеждаюсь, что и здесь не все гладко: авторы книг высказывают противоположные точки зрения. Так, одни уверяют: в храме можно проводить экскурсии, другие настаивают: можно, но только осторожно - только если нет службы. Третьи считают: нельзя категорически, а рассказывать о достопримечательностях необходимо на улице перед входом в церковь…

В день икс разбиваемся по группам, тянем жребий… Каждому выпадает листочек с номером, который соответствует кусочку экскурсии, которую мы должны провести не только коллегам, но и экспертам - ученым, чиновникам, мэтрам экскурсоведения.

Мне выпала тема «Смоленская крепостная стена». Все бы ничего, но начинается ливень. В памяти всплывает отрывок из «ночной» книги: «На случай дождя экскурсовод должен предусмотреть вариант размещения экскурсантов под крышей или под кроной деревьев».

Слава богу, на площадке возле памятника Федора Коню растет огромный ясень. И я начинаю «вещать». Все вроде хорошо, эксперты одобрительно кивают. Наступает время вопросов.

- Сколько башен было первоначально и сколько осталось?

- А стихотворение о крепости вы можете прочесть?

- Была ли идея вновь закольцевать «ожерелье всея Руси»?

- Вы сказали, что Федор Конь, кроме крепостной стены, построил Белый город в Москве. А что находится сейчас на его месте?

Последний вопрос, признаться, чуть было не поставил меня в тупик. Но экскурсовод на то и экскурсовод, чтобы утолять информационный голод даже самого любознательного туриста.

Еще через две недели заветная «корочка» у меня в кармане…

Про смоленские пряники, карету Николая II и тайну Одигитрии

Одного из мэтров смоленского экскурсоведения зовут Владимир Иванович Евдокимов. Это тот самый автор каверзного вопроса о Белом городе в Москве. Кажется, он знает все. Или почти все…

- Владимир Иванович, а какими вопросами мучают вас туристы?

- Например: «Сколько в Смоленске памятников на один квадратный метр?» И они в чем-то правы! Что за странная мания размещать все монументы в центре города?

- Неужели у нас есть памятники, которые можно отодвинуть вглубь Смоленска?

- Возьмем бюст космонавта Николаева. Он хорошо бы смотрелся на той же улице Николаева, но в конце ее - там, где шумит березовая роща и находится вход в воинскую часть. Или возьмем бюст Бориса Васильева, прекрасного прозаика. Он же родился на Покровке! Думаю, в Заднепровье ему нашлось бы хорошее место. А на улице Докучаева нужно было ставить памятник Василию Докучаеву, основоположнику национальной школы почвоведения. А то многие смоляне и не знают заслуги нашего великого земляка!

- Где бы вы установили памятники Пржевальскому и князьям Тенишевым? Споры о месте для монументов не умолкают несколько лет. И, видимо, это тоже тормозит их установку …

- С фигурой Пржевальского все понятно - она должна стоять возле Смоленского государственного университета.

Что касается Тенишевых… Будь моя воля, я бы переместил памятник Микешину с улицы Тенишевой. Раз его называют творцом монументального величия России, то его место - в скверике напротив мэрии, рядом с художественной школой. Ведь он был прекрасный рисовальщик! И освободилось бы место для Тенишевых. Их память была бы увековечена на «княжеской» улице, рядом с их детищем -музеем «Русская старина»...

- Ого, да вы культурный революционер!

- Понимаете, то, о чем я говорю, сугубо мое личное мнение. И оно ничего не изменит. Но теоретически возможно все. Знаете, сколько раз передвигали бюст Кутузова? Только на моей памяти трижды!

Еще хочу сказать важную вещь: памятники должны прививать эстетический вкус. Мало их поставить, надо за ними ухаживать. Посмотрите на Крыленко, на какой площадке он стоит! Она ведь срочно нуждается в реставрации, там выщерблен весь камень… Как вы думаете, с какими туристами тяжелее всего работать в начале экскурсии?

- С иностранцами?

- С белорусами. Недавно была группа из Минска. Белорусы каждую бумажку, выкинутую мимо урны, замечают, каждый кусочек выщербленного асфальта… Хорошо, что они об этом говорят в начале, а в конце уже улыбаются: «Смоленск - прекрасный город!» Для меня, как для экскурсовода, это настоящее вознаграждение.

Часто приходится слышать, что люди не знают Смоленск. Это неправда - знают. Просто у россиян сейчас меньше возможности ездить по городам и смотреть. Вот в советское время ежегодно количество туристов переваливало за миллион! Конечно, люди в основном ехали смотреть города бесплатно -путевки оплачивали профсоюзы. Туристов приучили к бесплатному, и сейчас тяжело привыкают к тому, что нужно раскошеливаться.

- Я, например, за возвращение экскурсионных поездов. В свое время они пользовались огромной популярностью! Бывало, придешь на вокзал встречать экскурсионный состав, а он на час опаздывает. Что делать? Время коротали, слушая пожилых экскурсоводов. Сколько всего они знали! С ними могли соперничать только бабушки, которые встречали поезд императора Николая II в Смоленске. Да-да, в 1912 году они были девчонками, а в 1980-х годах еще были живы.

- И что же они рассказывали?

- Вспоминали, как карета императора Николая по Смоленску каталась. Говорят, была сверху до низу золоченая!

- Что еще изменилось в туристической индустрии - кроме отмены экскурсионных поездов?

- Да много всего было хорошего. Например, сувенирный пряник «Смоленск». Его же туристы скупали и набивали сумки! А сейчас? Да, есть вяземский пряник. Но из Смоленска хочется привезти именно смоленский. Конечно, у нас продаются жамочки, на которых красуется надпись «Я люблю Смоленск». Но переворачиваешь пряник - и на этикетке читаешь, что он сделан в Москве или Покрове. Это неправильно.

Если еще говорить об утратах, то вспомню и о гостинице «Смоленск». Она была символом города-героя. Поверьте мне, здание арбитражного суда еще долго будут называть гостиницей «Смоленск».

- Что скажете по поводу нового обелиска на площади Победы?

- Здесь я не открою Америки. И повторю то, что говорят все: памятник явно для этой площади маловат. То, что обелиск похож на перевернутый гвоздь, уже все заметили. А я недавно очередной раз обошел его и обнаружил интереснейшую вещь! Смолян долгие годы преследовала магия числа «два». Судите сами: два года длилась осада Смоленска польскими войсками в 1609 - 1611 гг., Смоленское сражение в 1812 году прошло в два дня, два года длилась оккупация нашей области в Великую Отечественную войну, и два месяца шло Смоленское сражение в 1941-м. Мистика!

- Мне кажется, что вы знаете все! Может быть, подскажете,  где находится икона Одигитрии, которую ищут уже 70 лет?

- К сожалению, нет. Но она найдется - я верю в это. Один мой знакомый, который работает на Соборном дворе, говорит, что икону до сих пор ищут в подвалах. Но есть версия, что святыню во время войны вывезли на поезде, который попал под бомбежку…

- А как в Смоленске, по-вашему, с интерактивностью?

- Неплохо. У нас есть «Смоленская изба» - коммерческий проект, вполне успешный. Чудесную задумку этим летом реализовал Музей скульптуры им. Коненкова. У себя во дворе они красками нарисовали карту-схему города и всем гостям предлагали «расставить памятники» по местам. Это действительно увлекательно как для детей, так и для взрослых.

Недавно я был на экскурсии в Ярославле и сделал две работы в технике горячей эмали, «одел» их в рамочку и увез домой… К сожалению, у нас нет эмальеров, а могли бы быть, допустим, в Талашкине. Этим направлением в свое время очень увлекалась Мария Клавдиевна Тенишева.

Интерактивность - модное направление, и надо стараться развиваться в нем… Несколько лет назад один из вузов представил проект создания этнодеревни на восточном участке стены. И это было бы прекрасно!

- С крепостной стеной вообще связано много нереализованных желаний…

- Совершенно верно! Одно время мы мечтали открыть кафе в Копытенских воротах. Но тогда в газетах писали, что это невозможно -тяжело подвести коммуникации… А теперь там будет музей воинов-интернационалистов. Кстати, тоже хорошее дело.

- Что поменяет введение обязательной аккредитации экскурсоводов?

- Знаете, я много лет вожу туристов в Успенский собор. Меня там уже в лицо знают. Недавно подходит одна прихожанка: «Столько лет вас слушаем, Владимир Иванович, и вы все верно говорите! А бывают экскурсоводы, что такое напридумывают! Мы их спрашиваем: зачем же вы так делаете? А они только плечами пожимают: «Надо же как-то туристов привлекать!» Чтобы такого не происходило, необходима обязательная аккредитация - как некая гарантия квалифицированности экскурсовода.

- То есть вы против легенд?

- Почему же? Только за! Но я против небылиц и искажения информации. А легенды я сам люблю. Хотите одну? Я вам расскажу ее так, как слышал в своем детстве.

Смоленскую крепостную стену, как известно, строили в 1596 - 1602 гг. А на стыке веков, говорят старожилы, всегда бывают неприятности. То время не стало исключением: шли сильные дожди, как-то в августе даже ударил мороз. Стена строилась тяжело. Только благодаря Борису Годунову, выделившему дополнительные деньги, ее возвели вовремя. На восточном участке стены стали возводить башню, вырыли котлован, но дело застопорилось … Рядом с этим местом жил кузнец, у которого была очень красивая дочка задорного нрава. Она часто ходила в тех местах и шутила над строителями. А кому это понравится? Однажды шла она по воду, а рабочие были особенно удручены из-за того, что ничего не получалось. Она опять им сказала что-то такое, что им не понравилось. Они ее схватили, бросили в котлован и начали… засыпать землей. Она думала, что с ней шутят, и все время хохотала. Девушку принесли в жертву, и башня была построена. И назвали ее в честь той девушки Веселухой.

- Жестоко…

- Что поделать. Средние века (улыбается.)


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
27 минут назад
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
сегодня, 21:13
сегодня, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
сегодня, 18:38
Делегация нашего региона работает на выставке «Отдых» - круп...
Новости партнеров