"Стояние Зои", "А я денежку нашел" и другие спектакли 236-го сезона Смоленского драмтеатра

Культура
"Стояние Зои", "А я денежку нашел" и другие спектакли 236-го сезона Смоленского драмтеатра

11 сентября в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова состоится открытие нового, 236-го сезона.


В этот вечер главная театральная площадка области обращается к творчеству Василия Шукшина – истинно народного писателя, «духовника» русского человека, чьи вылившиеся на бумагу мучительные переживания близки и находят живой отклик в сердце каждого из нас. Шукшина в репертуаре драмтеатр не было. Теперь есть - благодаря заслуженному артисту России режиссеру Олегу Кузьмищеву, который вернул на сцену шукшинских «чудиков» в спектакле «…И что я здесь делаю?!». О том, что еще увидят смоляне в новом театральном сезоне, рассказывает главный режиссер драмтеатра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский.

Луч света в темном царстве

- Сегодня вплотную работаем над спектаклем «Стояние Зои» по пьесе самарского драматурга Александра Игнашова «В лунном сиянии снег серебрится…», - говорит Виталий Михайлович. - Игнашов учился драматургии у великого мастера слова Розова – Виктор Сергеевич называл его лучшим среди своих учеников. К сожалению, Игнашов до сих пор не завоевал театральные подмостки – в отличие от нынешних молодых выскочек, которые хорошо владеют формой и быстро находят дорогу на сцену. Одна беда – многие из них так и не научились заполнять эту форму содержанием!

В своей пьесе Александр Игнашов, как мне показалось, достаточно серьезно пытается исследовать губительные процессы, приводящие нацию к катастрофе. Ее причина лежит на поверхности - в России до сих пор невнимательно относятся к каждому новому поколению, появляющемуся на свет. Мы обязаны направлять молодежь на нравственный путь, давать знания, обогащать духовными практиками, прививать любовь к Отечеству. Разве мы делаем это в полной мере? Вот самарский драматург и взял на себя смелость изучить психологию личности, вступившей в конфликт с коллективным бессознательным - безликой массой, которая окружает этого глубоко нравственного человека. Сама позиция автора дает режиссеру возможность сделать хороший спектакль и решить ряд глобальных и острых вопросов. Не знаю, удастся ли мне реализовать свой замысел, но я хотя бы смогу низко поклониться прошлому поколению, выстоявшему в чудовищных катаклизмах! На сей раз речь не идет о деформации, которая постигла наших родителей, выросших в послевоенное время и познавших разруху. Разруха наложила отпечаток не только на быт, но и на их души. Нет смысла их в этом винить – они спасались в трудное время, как могли. А спасающиеся любыми возможными способами люди часто совершают ошибки. Вот и мы, как и весь русский народ, не смогли получить истинной культурной и нравственной прививки. Мне кажется, что взяться за эту пьесу меня призвал Господь. Я увидел отражение своих мучений по поводу обустройства России!

Болит душа у народа, болит она и у Александра Игнашова, а вслед за ним и мы чувствуем эту боль, надеясь на лучшее. Быть может, наша интеллигенция не достигла тех высот, на какие поднялась в момент тотального уничтожения, но она есть!.. Люди, которые умеют мыслить и чувствовать. Без них из беспросветной мглы дороги не найти. Вот мы и попытаемся проторить тропинку к свету вместе с народной артисткой РФ Людмилой Сичкаревой и актерами Николаем Черкашиным, Екатериной Максимовой, Юрием Гапеевым, Александром Ивановым, Валерием Брыксиным, Екатериной Шаовой, Юлией Пушкиной, Андреем Шаниным, Константином Юхневичем и Анатолием Бибекиным. В постановке занят новый актер - Александр Кащаев из Минска. Очень пластичный молодой человек! Неплохо танцует, поет, пишет музыку и стихи.

Премьера спектакля «Стояние Зои» состоится на Большой сцене в конце ноября.

Народный артист Латвии, режиссер Адольф Шапиро – о пьесе Александра Игнашова «Стояние Зои»:

- Перечитал пьесу несколько раз, пытаясь ответить себе на вопрос – отчего она будоражит воображение? Сама история, положенная в основу текста, достаточно известна. Как всякая легенда, она обрела множество толкований. Пьеса Александра Игнашова не претендует на еще одно, ранее не высказанное. Автор не намерен убедить нас в достоверности событий, так же как подвергнуть их сомнению. Пьеса не о самом чуде, а о почве, на которой оно свершилось. Она проникнута тоской по чудесной жизни, достойной человека. Оттого с неподдельной радостью воспринимаешь финальные сцены. Людей измордовали донельзя, а они полны нежности, любви друг к другу и веры в то, во что им хочется верить.

Такой финал не звучал бы так пронзительно, не проведи драматург своих персонажей по тем кругам ада, которыми, по сути, является их земная жизнь. Жизнь эта – водочная, животная, устрашающе бездуховная – дана выразительными и узнаваемыми деталями. При всем том, меньше всего хочется героев осуждать. За их плечами война, и этим все сказано. И еще: не сказано, но в манере поведения людей, в словечках, поступках ощущаются последствия десятилетий, в которых молодые и те, кто их растил, пребывали в атмосфере подавления разномыслия. Она, как известно, не способствует развитию личностей. Отвращение и сострадание – вот чувства, которые испытываешь при знакомстве с окружением бедной Зои. Безногий Миша трогателен в своих чувствах к Зое, остальные – без головы. Их жизнь лишена какого-либо намека на основополагающую идею, и оттого их действия страшны своей непредсказуемостью. Эти незнакомцы нам знакомы.

За быстротой речи драматурга ощущаешь его взволнованность, желание поделиться с нами своей тревогой. Поэтому пьеса не отпускает, заставляет о себе думать. В «Стоянии Зои» главная функция героини – высветить особым светом поведение тех, кто соприкасается с ней, и проявить их сущность.

Пьеса Игнашова интересна тем, что перед театром, который решится предоставить ей свою сцену (хорошо бы такой нашелся!) возникнет множество вопросов, на которые сходу не ответить…

«Грошовые» чувства. Драма отцов и детей XXI века

- 6 ноября приглашаем смолян на премьеру спектакля по пьесе израильского драматурга Леона Агулянского «Видеть нужно душой» («Я денежку нашел»), которую автор написал специально для народной артистки России Людмилы Сичкаревой. Леон Агулянский – большой друг смоленского драмтеатра. Смоляне знакомы с его творчеством по моноспектаклю «Дирижер», посвященному маэстро Мише Кацу.

Беда нашего времени в том, что сегодня дети очень редко видятся со своими родителями. Вот старенькая женщина и дает знать детям, что находится при смерти, и рассылает телеграммы… Сыновья и дочь приезжают. Парадокс – их не мать интересует, а… ее деньги. И надо же такому случиться: старушка не может вспомнить, куда спрятала злополучные гроши! И есть ли они у нее вообще, большой вопрос! Лирическая комедия «А я денежку нашел!» - еще одна постановка на Большой сцене театра, которая подразумевает разговор на серьезную тему.

Кого возьмет на борт пятый «Смоленский ковчег»?

В новом сезоне наш театр снова выступит организатором V Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег». География фестиваля расширяется – помимо наших друзей из Польши, Швеции и Израиля, мы хотим пригласить коллективы из других стран. «Смоленский ковчег» встретит гостей весной, но до конца этого года мы планируем побывать на гастролях в Иваново. Характер гастролей подразумевает обмен спектаклями с Ивановским областным драматическим театром.

К Новому году готовим сюрприз для самых маленьких зрителей – Олег Кузьмищев ставит продолжение забавной истории про Кота Федота.            


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
Об аварии сообщают участники группы «Drive2 Смоленск».
10 минут назад
Пожар в садоводческом товариществе 19 мая, около семи часов ...
31 минуту назад
Как уже сообщал «РП», смертельное ДТП случилось 19 мая в Рославльском...
37 минут назад
ДТП произошло 19 мая в Смоленском районе.

Опрос

Где вы собираетесь отдыхать летом?


   Ответили: 147