Бегущие по волнам, парящие в воздухе

Культура
Бегущие по волнам, парящие в воздухе

31 июля в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка эротической скульптуры Владимира Артеменкова «Как прекрасен этот мир».
Женское обнаженное тело – одна из любимых и постоянных тем в искусстве Владимира Артеменкова.  Неисчерпаемое пластическое богатство, таящееся в изгибах форм – главный источник вдохновения художника, который привык нарушать правила игры и уходить от реалистических пропорций человеческой фигуры в сторону архитектуры, только очень чувственной и человечной. Вытягивать скульптуры, утончать их. Кажется, что его сюрреалистические девушки – грациозные балерины, скрипачки и флейтистки - парят над землей в невесомости.

- Я намеренно отрицаю законы земной гравитации и вытягиваю женские руки, шеи и ножки, насколько это возможно, - говорит автор. - Действительно, трудно представить, чтобы натурщица могла столь дерзко изогнуться и принять такую затейливую, изломанную позу, которая абсолютно несвойственна органомике человеческого тела.

Скульптор, член Союза художников России, профессор Валерий Гращенков признался, что вначале скептически отнесся к выставке своего коллеги по цеху:

- Меня смутил посыл – «эротическая скульптура», который настраивает на определенный лад. Пришел в КВЦ и увидел настоящее современное Искусство. Личностное, возвышенное! Работы Владимира Артеменкова вряд ли можно назвать эротической скульптурой в полном смысле этого слова. Это, скорее всего, воплощенная в бронзе и дереве поэзия целомудрия.

Интересно, что Владимир Артеменков - художник в первом поколении. Сын рабочего и учительницы, он шел в искусство извилистым путем:

- Я взял у природы, художественного наследия и современного опыта лишь то, что соответствовало моим поискам и идеалам. Свою первую скульптуру вылепил, когда мне было четыре года. Мне нравилось самому создавать предметы, которые я видел в быту. Обжигать керамику в домашней печи научил отец. Процесс превращения мягкой глины в реальную вещь завораживал… Хорошо помню это чувство!

Художественное образование талантливый самоучка из Подмосковья получил уже в зрелом возрасте, будучи членом Союза художников СССР:

- Совершенно не жалею, что не учился скульптуре в студенческие годы. В результате с самого начала творческого становления был свободен от догматических воззрений, обычно называемых «системой обучения», и подавляющего фантазии соцреализма. Моя внутренняя свобода способствовала зарождению пластическая манера, в которой поэзия и тяга к гармонии соединились с острым гротескным началом. Из художественного наследия мне наиболее близки пластические идеи традиционной африканской скульптуры. Мою генетическую память будоражит архаика, древний Египет и Греция, раннее Средневековье. Вдохновляет современная итальянская и немецкая скульптура Марино Марини, Эмилео Греко, Альберто Джакометти, Амадео Модельяни, Франческо Мессино, Виланд Ферстер, Вильгельм Лембрук, Фриц Кремер. И, конечно же, музыка дерева вашего земляка Сергея Коненкова! Но самым главным своим учителем считаю Природу. Природа – мера всех вещей. В хорошем произведении искусства всегда чувствуется связь с землей, ее живое дыхание. Через скульптуру я выражаю свои чувства и переживания об утраченной гармонии человечества и природы.

Модели художника – реальные девушки. Многие из них сыграли свою роль в жизни художника. Но портретного сходства с ними не ищите – это всего лишь изящный вымысел. Художественная аллегория!

- Мне кажется, именно поэтому мои «девушки» замкнуты в себе, на своих эмоциях, и со зрителем не контактируют – живут своей жизнью в своем пространстве, - считает скульптор. - Композиции зарождаются спонтанно, в результате импульса извне, - как пластический мотив, который вначале волнует тебя только формой и существует в памяти. Ты начинаешь идеализировать эту форму, она практически преследует тебя на каждом шагу! Проходит время, иногда годы, прежде чем эта навязчивая идея обретет, подобно кристаллу, драгоценные грани. Толчком к работе бывает и случайная пластическая находка, когда руки…начинают думать сами, опережая голову. Остается только соглашаться с ними, или нет. Но это не просто случайность. В человеческой жизни случайностей не бывает, все они личностно и объективно закономерны. Темы и композиции - лишь повод для волнующей меня пластической идеи, однако холодное стилизаторство и академический натурализм неприемлемы!

Гостю очень понравился профессиональный подход организаторов выставки к размещению скульптур в пространстве зала:

- У посетителей есть возможность посмотреть на работу с разных точек, оценить пластику и художественное решение каждого объекта, - говорит Владимир Артеменков.

В экспозиции представлены 42 скульптуры, созданные скульптором на протяжении нескольких десятилетий. 


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 09:20
В своем Инстаграм телеведущая Маша Малиновская призналась, ч...
сегодня, 08:40
Обсуждение пройдет 19 ноября с 19:00 до 21:00 в креативном п...
сегодня, 00:00
Незаконный ларек, который занял более 60 квадратных метров, ...