Как бешеные чувства побеждают деньги, или "Крымская рулетка" Николая Парасича

Культура

«Мы проводили театральный сезон с радостью – он выдался на редкость успешным! Но были и горести…», - говорит заслуженный артист РФ, художественный руководитель Камерного театра Смоленска Николай Парасич.

- В октябре труппу шокировал уход из жизни замечательного актера Владимира Ильича Зайцева. Трагедия произошла на наших глазах во время премьеры спектакля «Очень простая история» по пьесе Марины Ладо. Символично, но персонаж, которого играл Зайцев, по замыслу драматурга должен был умереть во втором акте. Застрелиться, чтобы освободить место в мире для еще не рожденного ребенка и вознестись на небо ангелом -хранителем малыша…

Владимир Ильич трудно шел к роли. Однажды я не выдержал и без обиняков сказал ему: «Давай, если не получается, я возьму роль Соседа на себя». Возникло напряжение… В тот момент я не до конца понимал, насколько близка ему эта тема. Одну из сцен Зайцев настолько круто сыграл, что у меня даже волосы дыбом встали! Потом он признался: «Знаешь, я ведь о своей жизни со сцены кричу, о моей никчемности…». Владимиру Ильичу было 73 года, из них 40 лет он без остатка отдал подмосткам. Играл в 80-е в драмтеатре, возился с детьми в ТЮЗе и мучительно, тяжело перенес утрату любимого Театра юного зрителя, художественным руководителем которого был. Взял на себя непосильную ношу и надорвался… Нет больше ТЮЗа, и нет Зайцева. Самоотверженного человека с любящим детвору сердцем.

Вспоминайте Владимира Ильича, когда смотрите эту постановку…

Кстати, «Очень простую историю» высоко оценили московские критики. Они с такой неохотой шли на постановку, посмотрели и… ахнули! Мы совершенно иначе прочли пьесу Ладо, придав ей глубокое философское звучание, и заострили внимание на проблемах, способных вызвать дискуссию. Разве алкоголик может стать ангелом? Я вот тоже засомневался, а потом где-то в сети прочитал: Бог бережет пьяниц потому, что они на земле проходят страстное испытание и берут наши беды на себя.

Еще один нюанс, о котором меня предупреждали: пьеса написана отнюдь не в христианском ключе, нужно быть осторожным! А мне хотелось поговорить со зрителем о другом: не беритесь мерить человеческую жизнь с точки зрения материального успеха, лучше в душу его чистую загляните…

Большую роль в успехе сезона сыграл приход в театр заслуженного художника России Николая Агафонова. Однажды в разговоре со мной он сказал: «Знаешь, Коля, у меня «мозги перекосились» от думок, чем заполнять огромную площадку драмы. В Камерном театре сцена маленькая, и у него открылось второе дыхание. Мы вибрируем в унисон! Не скрою, спорим - я приветствую игровой театр, люблю пустую сцену и не прячусь за декорациями. Для меня артист - главный выразитель режиссерской идеи, а декорация должна выполнять функцию прилагательного к существительному. Агафонов гнет свою линию, и он тысячу раз прав! Например, столичных критиков наповал сразила сценография «Очень простой истории» - они увидели на сцене корабль, чуть ли не Ноев ковчег! Мне безумно понравилась эта фантасмагорическая ассоциация!

- Говорят, на спектакль «Примадонны» по пьесе Кена Людвига было очень сложно попасть – после премьеры в феврале билеты разобрали на месяц вперед.

- Я не ставил перед собой задачу рассмешить публику, хотя пьеса и вправду смешная. Кен Людвиг не ставит целью смех ради смеха, как Рей Куни в тех же «Смешных деньгах». Люди смеются, а в конце пустота. Даже устаешь от смеха, будто бревна таскал! «Примадонны» привлекательны уже потому, что в эпицентр этой лихо закрученной авантюры попадают влюбленные в Шекспира артисты, которые не шли на поводу публики, трактовали произведения классика с художественной точки зрения, и в результате опустились на самое дно. Жить незачем и не на что! И вдруг на пике отчаяния им попадается объявление, которое дала в газету миллионерша, разыскивающая наследницу…

«Примадонны» покорили меня своим финалом: победила любовь, а не деньги! И зритель, проголосовавший за спектакль рублем, почувствовал эту теплоту и искренность.

- Несколько лет в Камерном театре шел спектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Теперь вы снова обратились к творчеству писателя, поставили «В списках не значился»…

- Васильев – уникальный психолог и знаток переливов человеческой души. Я обратился к этой теме не только из-за необходимости поставить спектакль к 70-летию Великой Победы, уловив параллель с нынешними настроениями в обществе. Мне показался интересным образ молодого человека, напичканного «ура-патриотической» информацией: «Броня крепка, и танки наши быстры, будем воевать на территории врага». Шапками фашистов закидаем! А немцам, вторгнувшимся на территорию СССР, хватило всего пять дней, чтобы одним махом продвинуться вглубь страны на тысячи километров. Сколько народу полегло, сколько солдат погибло! Не дай вам Бог оказаться на месте мальчишки, который не успел дойти до командира полка, чтобы его занесли в списки. Я хотел, чтобы зритель кожей ощутил широчайший диапазон эмоций, терзающих Плужникова: панику, страх и трусость, душевную боль из-за гибели товарищей и зарождение любви в нечеловеческих условиях. Герой Васильева приходит к мысли о самоубийстве и сам выносит себе приговор – смыть позор можно только кровью. И война перемалывает, переплавляет этого бойца, который в одиночку следует внутреннему долгу, так и не став бездушной машиной для убийства. Крепость умерла вместе с Плужниковым, а ведь она огрызалась почти год, до конца апреля 1942 года! Когда ее последний защитник, ослепший и белый, как лунь, вышел из крепости, немцы отдали ему честь. Исторический факт!

Мы гибли тысячами, миллионами. Никто и никогда так не воевал! А Европа спокойно легла под немцев. У нас - другой менталитет. И сегодня, когда над страной снова нависла нешуточная угроза, нельзя терять ни пяди нашей земли. Поднимать заводы, выкарабкиваться из кризиса.

- Все это уже было 75 лет назад. Ситуация повторяется!

- Сейчас в обществе активно культивируются «шапкозакидательные» настроения. Я с ужасом прислушиваюсь к пустопорожним заявлениям: «У нас сильная армия и мощный военный потенциал!» Недавно в Интернете прочитал, что в войсках НАТО много русских наемников. У одного из них спросили: «А если будет война с Россией, вы будете воевать с нами?» - «А мне по барабану, с какой страной биться. Мне хорошо платят, и я обязан выполнять свою работу и кормить семью. Все равно в России никто не хочет заботиться о народе». Трагическая ситуация!

Но я оптимист и надеюсь, что все обойдется, и до вооруженного конфликта дело не дойдет.

Признаюсь честно: мне совершенно не хотелось ставить спектакль - «однодневку», который после 9 мая никому будет не нужен. К счастью, я ошибся - постановка идет с аншлагом! Был и еще один повод для сомнений – боялся скатиться до уровня банальной «стрелялки», поэтому решил заменить имитацию боя музыкой. Взял Губайдуллину, Шнитке и Артемьева, и в результате добился желаемого – на сцене возникла настоящая поэзия, сконцентрировавшая в себе режиссерские задачи! Для нас стало полной неожиданностью, как смотрит эту постановку молодежь.

- В мае трагифарс «Зойкина квартира» был особо отмечен на престижном театральном форуме «Москва – город мира»…

- Постановка заслужила высокой оценки в трех номинациях: жюри фестиваля присудило «Зойкиной квартире» специальный диплом «За актерский ансамбль», а также наградило дипломами сценографа Николая Агафонова и меня – за вклад в режиссуру. Я с радостью согласился участвовать в открытом форуме только потому, что его судейская коллегия работает на общественных началах и оценивает уровень спектаклей честно и непредвзято. В Москве артистам из провинции непросто найти площадку, но нам невероятно повезло: удалось договориться с Культурным центром Любови Орловой в Звенигороде.

В этом году Международный театральный фестиваль «Москва – город мира», посвященный 150-летию мецената А.А. Бахрушина и Году литературы в России, проводился в 12-й раз. В нем приняли участие серьезные коллективы – Центральный академический театр Российской Армии, Московский еврейский театр «Шалом», Музыкально-драматический театр «Ромэн», Амадский драматический театр курдов (Турция), и многие другие. Но и мы лицом в грязь не ударили - критики и публика очень тепло приняли «Зойкину квартиру». Один из членов жюри признался: «Я поражен! Всю жизнь считал, что комедиограф Михаил Булгаков занимает второе место, уступая Николаю Эрдману. Вы разрушили мою оценочную систему координат». Критики хвалили Алексея Парасича, который сыграл Аметистова, отметили и роль Любы Сташковой.

Когда на нас посыпались награды форума, я вспомнил, какую негативную реакцию у смолян вызвало мое желание работать над «Зойкиной квартирой». Мне даже гневное письмо прислали: «Зачем вам этот нафталин?!» Пошел от противного и нашел у Булгакова созвучие с проблемами, волнующими современников. Сегодня общество охватил массовый психоз, как заработать деньги, чтобы решить финансовые проблемы и любым путем осуществить свою мечту. Деньги не пахнут! Но и они не всемогущи…

Один из персонажей пьесы Булгакова, Борис Семенович Гусь-Ремонтный живет в достатке. И надо же такому случиться – состоятельный человек влюбился. Он любит, а его – нет! Фраза «Голова не может придумать, как эти деньги переделать в любовь…» - это апофеоз отчаяния Гуся-Ремонтного и важный нюанс, который придает произведению остроту и актуальность. А вы говорите, нафталин! Потому и идет «Зойкина квартира» третий сезон «на ура» и с аншлагом - подобные вопросы сегодня находят живой отклик у публики. Сначала люди смеются, а потом… затихают. Думаю, что те важные мысли, которые мы вложили в спектакль, начинают крутиться и в их головах.

- Чем порадуете зрителей в следующем сезоне?

- Взялись за сказку «Волшебная лампа Аладдина». Хотим вдохнуть в обыденную жизнь магию Востока!

- Зная вас, смею предположить, что и в детской постановке постараетесь поднять недетские вопросы.

- Конечно! Сказка-то философская: у кого в руках лампа, тот и властелин. Вопрос в том, как это волшебное сокровище влияет на своего хозяина? Когда на человека сверху падает неограниченная власть над людьми, она ведь и раздавить его может! Мне интересен образ босяка Аладдина с чистой душой. Это же самородок, не ограненный бриллиант! Только таких людей с незамутненной совестью не способно раздавить богатство всемогущей лампы. Тема на злобу дня! Ну невмоготу уже стало от воровства, коррупции, откатов. Иногда мне начинает казаться, что люди просто свихнулись. Что мы можем противопоставить сложившейся ситуации? Только свои спектакли, поставленные не ради галочки и плоского смеха.

Театр добился успеха в этом сезоне потому, что взялся за важные проблемы, которые цепляют публику, не забывая и о том, что подмостки – это праздник. Сейчас нельзя на зрителя выливать грязь из ушата, он и так замордован жизнью. Ему нужно надежду дать, без этого никак!

- Где собираетесь отдыхать?

- В Крыму. Раньше брал карту Крыма, закрывал глаза и тыкал пальцем наугад. Уже трижды сыграл в «карточную рулетку» и ни разу не пожалел! Однажды попал в чудное местечко рядом с Балаклавой. Разбил палатку на диком пляже - туда можно только на катере добраться. Как Робинзон, провел в одиночестве незабываемую неделю. Меня не понимают, говорят: «Ты сумасшедший!»

Обожаю горы и скалы Симеиза! Фантастическая, девственная красота! Какие там пещеры, сталактиты в гротах - я даже настоящий театральный занавес, «сотканный» самой природой, видел! Застывшая вода висит, как полог с кистями, струится вниз складками...      


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров