Твардовский и... «мышиная возня»

Культура

В Год литературы Россия отмечает четыре юбилея, связанных с именем Александра Твардовского: 105-летие со дня рождения поэта; 90 лет со дня первой публикации стихотворения «Новая изба» в газете «Смоленская деревня»; 80-летие завершения поэмы «Страна Муравия»; и, наконец, 70-летие прославленного «Василия Теркина».
Праздник – праздником, однако в последнее время смоленскую общественность беспокоят совсем не «детские»вопросы и проблемы.    
Когда в Смоленске откроется Дом-музей поэта? Почему и в этом году не нашлось достойного кандидата на премию имени Твардовского? Может ли случиться так, что Смоленщина вообще лишится этой литературной награды? На эти и другие вопросы журналиста «РП» отвечает кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания СмолГУ Оксана Новикова.  

- Есть много способов убить поэта. Один из них – забвение. Что сегодня предпринимает научное сообщество СмолГУ для популяризации творческого наследия Александра Твардовского?

- Смоленские ученые предпринимают сегодня все возможное для сохранения памяти о поэте и изучения его творчества. Тому подтверждение - прошедшая в июне на базе СмолГУ Международная научная конференция «Литературное наследие А.Т. Твардовского в смене поколений», в которой приняли участие сорок ученых из России, Армении и США. Твардовсковедов Америки представил наш соотечественник из Чикаго, доктор филологических наук Тимофей Лиокумович. Поступили заявки из Москвы, Кемерово, Екатеринбурга, Воронежа и Иваново. География широка, однако исследовательское ядро творчества Твардовского по праву представляют смоленские ученые во главе с профессором СмолГУ Виктором Ильиным.

На конференции выступили с докладами московские ученые, доктора филологических наук Алла Науменко-Порохина и Надежда Злобина, коснувшаяся жанровой палитры поэмы «Дом у дороги». Ее доклад вызвал дискуссию вокруг проблемы наследования Твардовским русской православной культуры, тяготение к которой, хоть и неявно, и все же прослеживается в творчестве поэта. Смоленск посетила гостья из Воронежа, ученица знаменитого твардовсковеда Виктора Акаткина, доцент Людмила Бобрицких, а также известный в России автор учебников по русской литературе, доктор филологических наук Ирина Минералова. По мнению ученых, свежим словом в области твардовсковедения стал доклад докторов филологических наук СмолГУ Ларисы Павловой и Ирины Романовой «Повторяющиеся лексические комбинации в поэзии Александра Твардовского». Исследователи пришли к интересным выводам, доказав на конкретных фактах, что Твардовский был не традиционалистом, а новатором в поэзии!

Участники конференции посетили музей-квартиру поэта в Смоленске, а затем продолжили работу на секционных заседаниях «Вопросы поэтики», «Жанры и системы образов», «Литературные связи» и «Поэтический язык». По отзывам участников конференции, большой интерес вызвали выступления профессоров СмолГУ Инны Королевой об имени Василий в творчестве поэта и Людмилы Горелик о своеобразии рифмы в стихотворениях Твардовского, Владимира Карнюшина об Александре Твардовском и Борисе Васильеве. Международная конференция в Смоленске оставила у гостей самые приятные воспоминания, не говоря уже о литературном празднике на родине Александра Трифоновича в Загорье. Спасибо департаменту Смоленской области по культуре и туризму за прекрасную организацию мероприятия!

- Как вы считаете, интересны ли его стихи и поэмы современному читателю? Не кажутся ли они ему архаичными?

- Мы перестаем ценить то, что имеем… На первый взгляд, поэзия Твардовского представляется легкой и не отягощенной тропами. Действительно, учитель литературы Галендеров указывал юному поэту, что «нужно писать так, чтобы ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано». Уйти от видимой простоты! Александр Трифонович не внял совету учителя и, как показало время, поступил правильно. Уже в ранних стихах Твардовского было нечто такое, что отличало его от сверстников. Он не искал красивых «одежек» для слова, а подавал образ таким точным, чистым и родниковым, что изображаемый им мир становился понятен любому. «Архаичность» лирики Твардовского - поверхностное, обманчивое впечатление! Если погрузиться в изучение его поэтики, сразу же убеждаешься в обратном. Не говоря уже о глубоком содержании, о нравственной и гражданской позиции поэта, которую он отразил в своих стихах.

- Какие черты личности Твардовского вы могли бы назвать главными, определяющими? Что ценно в его творчестве, личности, биографии для читателя XXI века?

- Жизнь и творчество Твардовского – это пример мужественного служения русской литературе. Александр Трифонович выбрал свой путь, несмотря на то, что многие пытались направить его в актуальные для того времени русла поэзии. Дальнейший жизненный путь поэта показал его человеческую нравственность и честность. Например, заступничество Твардовского за старшего друга, Адриана Македонова. Семью «кулацкого подголоска» сослали на Север, жизнь Александра Трифоновича висит на волоске, а он заступается за арестованного к тому времени Македонова! Побуждает в 1939-м Михаила Исаковского написать ходатайство прокурору Смоленской области! Авторитетные литераторы столицы уговаривают Твардовского отказаться от Македонова и сохранить себя, но он не поддается на уговоры и не идет на сделку с совестью.

Подвижническая деятельность Твардовского в журнале «Новый мир» также доказывает верность литературе в ущерб собственному творчеству. Ведь именно поэтому ряд замыслов так и остались невоплощенными. Он слишком много времени уделял журналу и не успел написать повесть о детстве, задуманную пьесу «о семье накануне раскулачения» и рассказ «Дом на полозьях», не смог осуществить масштабное полотно «Пан Твардовский», повествующее об отце и судьбах русского крестьянства. Эту трагическую тему спустя десятилетия развернет в своем творчестве Валентин Распутин и другие представители «деревенской прозы».

- В Смоленске разгорается серьезный скандал вокруг присуждения очередной премии имени Твардовского. Обстоятельства складываются так, что премия может утратить всероссийский статус, а Смоленщина - вообще лишится награды в области литературы. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

- Меня она тоже беспокоит. Тревожный звоночек прозвенел еще в прошлом году, когда премию не присудили по совершенно формальной причине - не успели оформить документы на кандидата. В этом году состав комиссии был изменен, однако уже на первом заседании мы не собрали кворум. Досадная история с кворумом повторилась за несколько дней до литературного праздника в Загорье, где по традиции вручается премия имени Твардовского. На заседание, на котором присутствовала и я, не пришел представитель писательской организации. В результате комиссия не смогла начать работу и выбрать из трех кандидатов лауреата.

Мне кажется, если писатели не объединят усилия, чтобы сохранить эту премию, власти могут придти к закономерному выводу: раз нет претендентов, зачем она вообще нужна? Администрация Смоленской области, учредившая литературную премию имени Твардовского, неоднократно подчеркивала, что эта награда регионального уровня, а не всероссийского. Как правило, ее лауреатами становились смоляне - Нина Семенова, Виктор Смирнов, Юрий Пашков, Тамара Лосева. Однако премия доставалась и представителям других регионов. В свое время ее заслуженно получил известный российский твардовсковед Андрей Михайлович Турков (Москва) и упоминаемый уже Виктор Акаткин (Воронеж). Лично я до сих пор не могу понять, почему некоторые члены писательского союза предельно озабочены тем, что, по их мнению, на соискание премии выдвигаются недостойные кандидатуры? В таком случае, что заставляет оставаться в тени нашего земляка Олега Ермакова - писателя, который вышел на международный уровень? Было бы символично присвоить ему премию в годовщину 70-летия Великой Победы хотя бы потому, что тема войны, такая близкая Твардовскому, проходит лейтмотивом сквозь творчество афганца Олега Ермакова! Кандидатура Ермакова соответствует и критерию «Пропаганда творчества Твардовского». Недавно из-под его пера вышло замечательное эссе, посвященное поэту. Олег Ермаков остается верен журналу «Новый мир», и продолжает в нем публиковаться… В любом случае, сохранить премию имени Твардовского - дело чести!

- Кому выгодна эта мышиная возня вокруг премии?

- Виноват человеческий фактор. На заседании комиссии даже прозвучало абсурдное, с точки зрения здравого смысла, высказывание, отражающее сложившуюся ситуацию: «Да не доставайся ж ты никому!». Писательские амбиции, к сожалению, решают многое.

- Как отреагировала на происходящее дочь поэта, Валентина Александровна? Говорят, что она намерена обратиться к юристам для того, чтобы выяснить правовую основу использования имени своего отца организаторами премии…

- Мы поддерживаем с ней тесную связь. В этом году Валентина Александровна приняла заочное участие в конференции и прислала очень интересный материал «Твардовский в 2015 году», в котором отразила, как в регионах откликнулись на юбилей поэта. Сегодня во многих городах России ставят спектакли по произведениям Александра Трифоновича, выпускают посвященные его творчеству книги. Например, в Калининградской области учредили литературную премию имени Твардовского «За далью – даль». Не зря Валентина Александровна обижается на смолян, по ее мнению, проявляющих недостаточное внимание к земляку. Она поддержала сторонников идеи выдвинуть на соискание литературной премии известного смоленского композитора и общественного деятеля Николая Писаренко. Достойная кандидатура! На протяжении многих лет Николай Писаренко активно пропагандирует творчество Твардовского, он написал ораторию на цикл стихов памяти матери поэта. К сожалению, на заседании комиссии его кандидатуре дали отвод, потому что Писаренко представляет другой творческий цех и не является писателем или журналистом. Это единственный формальный признак, который не позволяет композитору получить премию имени Твардовского. Сегодня мы думаем над тем, как скорректировать этот вопрос и внести необходимые изменения в положение о награждении этой премией.

- Насколько велика вероятность того, что в ближайшие годы в Смоленске будет создан Музей Твардовского, о котором сегодня много говорят? Что для этого нужно сделать?

- В свое время академик Дмитрий Лихачев горячо одобрил идею создания Дома-музея Твардовского в Смоленске, речь об этом идет уже более двадцати лет. Главная проблема заключается в том, чтобы найти помещение для размещения музея, который мог бы стать не только мемориальным центром нашего прославленного земляка, но и вести научно-исследовательскую работу по освещению наследия поэта и писателей его эпохи в контексте русской и мировой культуры.

Необходимая научная и ресурсная база для создания Дома-Музея в Смоленске есть - только в СмолГУ работают 19 докторов филологических наук, которые могли бы подключиться к деятельности научно-музейного центра. Достаточно вспомнить, что на протяжении десяти лет в Смоленске регулярно проходят Твардовские чтения, по материалам которых выпущено девять сборников статей. Вместе со смолянами в чтениях участвуют ученые Москвы, Петербурга, Воронежа, Иванова, Твери, Екатеринбурга, Кемерова, Якутска и Калининграда. Дом-музей Твардовского в Смоленске смог бы аккумулировать в себе все научные силы России по примеру Пушкинского дома в Петербурге! Мы неоднократно подписывали на чтениях обращения, адресованные властям региона, но воз и ныне там. В этом году участники Международной научной конференции «Литературное наследие А.Т. Твардовского в смене поколений» обратились к губернатору с просьбой рассмотреть вопрос о создании Дома-музея Твардовского и оказать необходимую для этого организационно-финансовую помощь. Нельзя терять время! К тому же Валентина Твардовская пообещала ученому сообществу предоставить Смоленску личные вещи, мебель и библиотеку поэта, его черновики.

Создание в Смоленске Дома-музея поэта не отменяет необходимости открытия литературного музея, прославляющего плеяду смоленских писателей. Мы решили взять инициативу на себя: ректор СмолГУ Евгений Кодин намерен в Год литературы открыть на базе университета отреставрированный литературный музей. Но ведь он нужен и городу! В других регионах, например, в Орловской области есть музей писателей – орловцев, а также персональные музеи Бунина, Андреева и Лескова. Почему бы и Смоленщине заявить о себе как о крупном культурном центре?

Новая изба

Пахнет свежей сосновой смолою.

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживем мы семьею

Здесь на новый советский лад!

А в углу мы «богов» не повесим,

И не будет лампадка тлеть.

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть.

Александр Твардовский. Воскресный выпуск газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
3 минуты назад
Также сотрудники органов безопасности призывают не тиражиров...
41 минуту назад
Трагедия случилась вчера вечером в Холм-Жирковском районе.
сегодня, 09:33
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
сегодня, 07:25
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
Новости партнеров