В Смоленск открылась выставка плетельщицы Ларисы Крыловой

Культура
В Смоленск открылась выставка плетельщицы Ларисы Крыловой
В Смоленском областном центре народного творчества мне приходилось бывать и раньше. Здесь проводилось много выставок. Народные умельцы, которым не дают покоя «преданья старины глубокой», приносят сюда уникальные вещи, сработанные так, что их признали бы и древние мастера.

Чего только не видели эти стены, и вот теперь под стеклом витрин... корзины, короба, туески… Сплетенные как и сто, двести, пятьсот лет назад из ивовых прутьев, таким же инструментом и необходимые в нашем быту точно так же, как и в те времена.

Мастер должен быть немножко сумасшедшим

А иначе ничего не получится. Войдя в искусство с холодным рассудком, можно, в лучшем случае, стать хорошим ремесленником. В худшем - бросить «все эти художества» и заняться чем-нибудь, приносящим хоть какой-то доход. Впрочем, лозоплетение во все века было в первую очередь утилитарным делом, а потом уже творчеством. 

Лариса Крылова осваивать ремесло начала по книжке, с самой простой корзины и с желания восполнить «выпавший доход» в виде регулярной зарплаты. Осознание того, что не плести она уже не может, пришло потом, когда «лечить было поздно».

Персональная выставка работ уникальной смоленской плетельщицы Ларисы Крыловой открылась 29 мая в Смоленском областном центре народного творчества на улице Бакунина. Этого события, кроме самой виновницы торжества, ждали многие. Ремесла, особенно возведенные в искусство, с каждым годом интересуют все больше смолян. Сегодня плетеные корзины, панно, хлебницы, фруктовницы чаще вписываются в интерьер квартир, домов, дач, становясь не столько данью моде, сколько признаком изысканного вкуса.

А на выставке действительно есть на что посмотреть и чему искренне удивиться. Только здесь начинаешь по-настоящему понимать, насколько универсальным материалом в умелых руках может стать обычный ивовый прут. Он годится буквально для всего. Плоское панно на стену - пожалуйста, объемное изделие, в которое можно положить все что угодно, - не проблема, а плетеная ивовая мебель ничем не хуже сделанной из новомодного ротанга. При этом каждое изделие от Ларисы Крыловой, будь то классическая корзина или настенное панно, имеет свое, неповторимое «лицо». Не зря ведь Лариса, увлекшись лозоплетением, объехала много деревень, в которых старые мастера еще сохранили доставшиеся им от предков секреты ремесла. Смотрела, расспрашивала, искала и находила то, что не «откопаешь» ни в какой книге. Так и училась по Интернету и в общении с такими же «очумельцами», помнящими русские традиции. Почти два десятилетия изучения традиций народного творчества дали результат. Сегодня Крылову называют единственным в области мастером, сумевшим подружить свой уникальный стиль плетения с истинно народными приемами этого ремесла. В результате получились изделия, ценимые и обычными небогатыми потребителями, и теми, кто хочет привнести старинный смоленский колорит в фешенебельные квартиры и коттеджи.

Торжественная часть, после которой экспозиция стала доступна для всех, плавно перетекла в бесконечное общение увлеченных людей, для которого они, собственно, и собрались. 

Чуть позже, прямо в выставочном зале, Лариса провела мастер-класс для тех, кто уже сделал первый шаг или еще готовится к нему. Показала инструмент, как им пользоваться, а для плетения принесла подготовленные прутья. Труд плетельщика - это не только полет фантазии, но и огромные усилия для воплощения задуманного или, как говорит сама Лариса, «мокрый» и непрерывный процесс. Остановился, значит, испортил все, что наработал, поэтому надо плести постоянно или… не плести. Альтернативы нет, заготовленный материал простоя не прощает. А добывать его тоже непросто, несмотря на то что ивняком у нас заросли все местные овраги. Далеко не каждый прут годится в дело, подходящий еще надо поискать. И тут уже у каждого мастера свои предпочтения и критерии.

Истина всегда рядом

Просто не всегда знаешь, где ее найти и вдруг понять - вот оно, единственное, твое дело. И не важно, озолотит оно тебя или будет держать на грани выживания. Это сродни просветлению, только как его добиться?

- Очень просто, - считает Лариса,- для просветления надо потрясение. У меня такое было в 90-х годах прошлого века, когда закрылся научно-исследовательский институт, в котором я работала инженером. Людей сократили, положение - хуже не придумать. Без работы и зарплаты, когда все вокруг рушится, весь Смоленск превратился в один огромный базар… И вот идем как-то по улице с мужем, а на столбе висит объявление о наборе в группу по плетению из лозы. Муж меня и подтолкнул, мол, попробуй. Я и записалась. С тех пор плету каждый день и уже не могу этим не заниматься. Вот и получается, чтобы делать короба да корзинки, мне надо было закончить Смоленский энергоинститут и получить опыт работы в НИИ. На самом деле все оказалось так просто…

Не надо было слушать, ...

...а делать, как сердце подсказывало. Это и называется пойти вопреки логике. Иначе навсегда останешься лишь тенью собственного Я. После окончания школы Лариса очень хотела поступить на художественно-графический факультет Смоленского пединститута, но поддалась на уговоры родителей, советовавших выбрать серьезную профессию, и пошла в энергоинститут. Жизнь сама все поставила на свои места клочком бумаги на обычном столбе. А дальше начался долгий и трудоемкий путь в ремесло и в творчество.

- Первую корзинку я плела в классическом стиле, но уже хотелось чего-то своего, неповторимого, смоленского. Начала искать в литературе, Интернете специфические черты смоленского лозоплетения. Не нашла, -рассказывает Лариса, - поэтому пришлось обретать собственный опыт. Переняла традицию плетения от потомственной мастерицы Г. Т. Лукашук из пос. Гнездово Смоленского района. Тонкостями мастерства со мной поделились и другие умельцы из Жуковки Смоленского и деревни Липки Починковского районов. Восемнадцать лет я по крупицам искала и собирала образцы смоленского плетения, знакомилась с традиционными изделиями, которые сохранились и продолжают изготавливаться в селах под Демидовом, Глинкой, Дорогобужем... Встречаясь с умельцами плетения из ивового прута, не раз убеждалась в правильности перенятых мной технологии и формы традиционных смоленских плетеных изделий.

- Лариса, ты не пробовала работать с каким-нибудь материалом, кроме ивы?

- Нет, хотя знаю, что в некоторых деревнях пытаются плести и из орешника. Но принципиально работаю только с ивой, потому что это местное растение, а я придерживаюсь правила: «Живешь у реки, живи рекой, у леса - лесом». Человек в своей жизни должен использовать то, что ему дала природа, ведь все нужное есть прямо здесь, надо только это увидеть и взять. К тому же ива - нескончаемый материал. Ее срезал, она на следующий год опять выросла. На одних и тех же местах ее можно заготавливать годами. Мастерская у меня дома, пришлось для этого приспособить квартиру, хорошо хоть инструментов плетельщику много не надо.

- Работы покупают?

- Сейчас почти нет, люди экономят деньги на продукты и «коммуналку». Так что заработок плетельщика рассчитывается по формуле «сегодня - густо, завтра - пусто», а заработанное относишь в Пенсионный фонд, чтобы к старости ни с чем не остаться.

- На продажу много плетешь?

- Плету, но в основном для души. Но бывают и заказы. Благодаря им удалось сделать много уникальных вещей.

КСТАТИ

Сегодня работы Ларисы Крыловой можно увидеть на ярмарках, но много ли можно сделать в маленькой двукомнатной «хрущевке»? Почему-то в соседней Беларуси таких мастеров ценят как национальное достояние и создают им условия для работы. У нас же все руки не доходят, даже Дом ремесел, где можно было бы организовать мастерскую по лозоплетению, уже больше десяти лет не можем достроить. И деньги-то нужны там невеликие, а больше бы заботы и внимания к истории и традициям своих предков. И тогда не мы бы ездили в Белоруссию перенимать опыт, который вряд ли у себя применим, а соседи учились бы у нас, как надо Родину любить.


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад
Об аварии сообщают участники группы «Drive2 Смоленск».
14 минут назад
Пожар в садоводческом товариществе 19 мая, около семи часов ...
34 минуты назад
Как уже сообщал «РП», смертельное ДТП случилось 19 мая в Рославльском...
40 минут назад
ДТП произошло 19 мая в Смоленском районе.

Опрос

Где вы собираетесь отдыхать летом?


   Ответили: 147