Игра на чужом поле

Культура

Русско-украинский копродукт  «Битва за Севастополь» - лучший фильм о Великой Отечественной войне, снятый за четверть века, или очередная «развесистая клюква»? Решать зрителю…    

Динамичная, мощная работа! Простой язык. Несложные образы, совокупность которых пулей впивается в самое сердце, как саунд-трек к фильму «Кукушка» в исполнении Полины Гагариной. Саунд-трек – сама история Великой Отечественной, которая истошно вопит о том, что на войне женщине не место. Что война убивает женщину, ломает ее психологически, делая из нее холодную и расчетливую убийцу, которая, не задумываясь, предельно точно бьет в цель. Забирает жизни, что противоестественно женской природе. Не щадит раненых. Не щадит никого. Даже себя…

И только спустя несколько часов после просмотра неожиданно чувствуешь горькое послевкусие. Очарование фильмом исчезает. Эмоции оседают, как чаинки на дне стакана. И вдруг приходит понимание, насколько круто заварен качественный «чай» украинского режиссера Сергея Мокрицкого. А заварен он по рецепту голливудской мелодрамы и приправлен слащавым, в духе жанра, вымыслом. Если пятеро героев блокбастера Федора Бондарчука «Сталинград» сражаются не за Родину, а за конкретную женщину, героиня «Битвы за Севастополь» также руководствуется личными мотивами. По замыслу Мокрицкого выходит, что советская «кукушка» мстит фашистам за свою дважды убитую на фронте любовь. Происходит нивелирование народного подвига. Подмена понятий, которую оправдывает фраза: «Война – это такая жизнь…».

И дело вовсе не в том, что название картины «Битва за Севастополь» не соответствует событийным реалиям, отраженным в фильме. Военная линия в фильме дана пунктиром и вторична, как и сама битва за Севастополь. Да и о какой битве может идти речь, если фильм посвящен женщине-снайперу – Людмиле Павличенко? Вряд ли нужно объяснять, что работа снайпера на войне – работа единицы элитного подразделения, в чью задачу входит уничтожать командование противника, или – высший пилотаж! – вести охоту на снайперов. Именно таким эксклюзивным бойцом и была снайпер 25-й Чапаевской дивизии Людмила Павличенко. Единственная женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, выбившая из строя 309 фашистов. Из них 36 (!) были снайперами.

Вполне возможно, что советские бойцы действительно умирали в боях за Севастополь с именем легендарной Павличенко на устах. Ничего крамольного в том нет. Страшно другое – видеть, как в год 70-летия Великой Победы пропитанная кровью история советского народа трансформируется в задушевно-трагическую историю, рассказанную супругой президента США Элеонорой Рузвельт. Воспоминания об эпизодах жизни Героя Советского Союза Людмилы Павличенко базируются исключительно на мемуарах Первой леди, по-дружески обнимающей израненную войной и любовью Леди Смерть! Кстати, американцы дали Павличенко другое прозвище – «Мисс Кольт», но в данном случае акцент сделан на слове «леди». Не кто-нибудь, а именно Элеонора Рузвельт пытается разбудить в контуженом сердце Людмилы женщину и возвратить ее к жизни. Учиться варить борщ и пить спирт. Учит советского снайпера носить шелковое платье. Выступая в роли опытного психоаналитика, теплом и улыбкой залечивает раны в ожесточившейся душе своей собеседницы. Что в этом противоестественного и вредоносного? Вся проблема в том, что американской идеологией пропитан каждый кадр драмы Мокрицкого. Акценты расставлены подчеркнуто правильно. И за героикой, патетикой и трагизмом зритель не замечает важных нюансов, которые неизбежно откладываются в подсознании. И это отнюдь не нейролингвистическое программирование, все предельно четко и ясно. На экране – пафосная панорама Белого дома. Советская героиня на фоне американского флага. Уроженка Киева требует открыть Второй фронт. Ее слова бьют навылет, как пули: «Джентльмены, мне 25 лет и на фронте я уже успела уничтожить 309 фашистов. Вам не кажется, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Да, именно такую дерзость позволила себе делегатка с передовой Людмила Павличенко, которую в 1942 году пригласили на прием Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта.

Образ действует сильнее слова! Итак, кому пришло в голову построить сценарий фильма, который финансирует Министерство культуры РФ, на рассказе госпожи Рузвельт? Как Владимир Мединский, автор бестселлера «Война», развенчивающего либеральные мифы о Второй мировой, допустил подобный казус? Хотим мы того, или нет, но драма «Битва за Севастополь» обесценивает Победу советского народа, превращая ее в иллюстрацию к Библии мифологизированной американской истории. И наша Победа подспудно становится невозможной без участия во Второй мировой войне союзников. Тех самых улыбчивых и радушных англосаксов, терпеливо наблюдавших из-за океана за ходом схватки. Стервятников, ждущих, на чей труп им слететься…

И, несмотря на досадное мифотворчество, в драме есть очень сильный эпизод, который диссонирует с рафинадом гипертрофированной американской «доброты». Новый, 1942 год. Белокурая девчушка читает бойцам стихотворение Константина Симонова «Убей его!». Читает зло. Непримиримо. С надрывом, что совершенно не вяжется с ангельским образом ребенка. Только этот эпизод и дает понять зрителю, кто был истинным победителем нацизма. Советский народ, который в 1942 году не делили на русских, украинцев и якутов. Народ, который был вынужден поставить в ружье девочек, ловивших в прицел свастику…

КСТАТИ

Картина Сергея Мокрицкого должна была стать первым за последние годы крупным совместным проектом двух братских государств. Этого не случилось – Украина отказалась финансировать кинопроизводство, и российской стороне пришлось взять финансовые обязательства на себя и даже озвучить картину на украинском языке. 2 апреля картина Сергея Мокрицкого вышла в прокат на Украине. Можно не сомневаться в том, что «Битву за Севастополь» ждет заслуженный успех…  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
9 минут назад
Смертельный случай на станции Сафоново произошел почти год н...
45 минут назад

Просветительский проект от «Заботливых людей» прошел в игровой...

44 минуты назад
Особое внимание уделят сохранению и развитию культуры, тради...
Новости партнеров