Страстной эксперимент

Культура
Страстной эксперимент

2 апреля на сцене Смоленского драматического театра впервые была исполнена оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Событие ждали с огромным нетерпением – билеты были распроданы за полторы недели до концерта! Ажиотаж оправдан интересом к рискованному эксперименту, на который в канун Страстной недели отважились Смоленская епархия и художественный руководитель русского народного оркестра им. В.П. Дубровского Артем Белов.

Согласитесь, переложить в кратчайший срок симфоническое произведение на балалайки и домры не каждый решится! В исполнении масштабного по размаху произведения приняли участие свыше 100 (!) человек – музыканты Смоленского русского народного оркестра имени Дубровского под управлением Артема Белова, Большой сводный хоровой коллектив, в состав которого вошли архиерейский хор Свято-Успенского Кафедрального собора, хор смоленской православной духовной семинарии и межъепархиального духовного училища.

- Перед оркестром была поставлена почти неразрешимая задача – исполнить симфоническое произведение силами народных инструментов, - убежден Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. - И она была успешно выполнена, поскольку коллективу и сводному хору удалось передать искренние чувства, которые испытывает неравнодушный к вере человек. С другой стороны, именно благодаря народному коллективу мы подчеркнули веру обычного человека, веру народа, который хранит не только свою веру, чувства, страдания, но и подвиги.

Сама история оратории «Страсти по Матфею», которую написал председатель Отдела внешнецерковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион, новаторская. Это первое музыкальное произведение, которое написано для концертной сцены священником с высоким духовным саном. Как утверждает ее автор, митрополит Иларион, «мне хотелось создать некий синтез богослужебной и светской музыки, преодолев искусственный водораздел между ними. В русской светской музыке до последней четверти XX века Евангелие не воспринималось композиторами как достойный сюжет для музыкального творчества. Я же опирался на евангельский сюжет, богослужебные тексты и музыкальное видение эпохи Баха».

«Страсти по Матфею» - не только музыкальный, но и миссионерский проект. Митрополит поставил перед собой важную задачу привлечь внимание людей к церкви, чтобы они пережили те же эмоции и чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужении. По мнению ректора Московской консерватории Александра Соколова, «оратория митрополита Иллариона – это не музыка для литургии, но, тем не менее, она ведет человека к Богу через знание о Боге, к духовному через душевное. Это не просто новый жанр, а новое в культуре и духовности!»

- Идея провести концерт родилась у епископа Вяземского и Смоленского Исидора, - говорит настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских, руководитель отдела культуры Смоленской епархии, священник Валерий Рябоконь. – Скопировали ноты и в феврале начали диалог с оркестром, сумев достичь столь впечатляющего результата за немыслимо короткий срок. Популяризация текста Евангелия - величайшее достижение Алфеева. Концерт дал возможность огромному количеству людей услышать Слово Божие, повествующее об искуплении, жертве и воскрешении, проникнуться внутренним динамизмом музыки автора, который очень четко передал содержание евангельского текста и боль Спасителя. Я считаю, что сформированное веками настоящее искусство – это один из путей, ведущих к красоте, гармонии, миру и, как следствие, к духовной жизни. Несколько раз я срывался дыханием, и мог заплакать. Меня переполняли чувства…

- Нам пришлось столкнуться с множеством трудностей – собрать на репетицию в филармонии сводный хор из 60 человек оркестр технически сложно, - рассказывает автор переложения, художественный руководитель и дирижер СРНО им. В.П. Дубровского Артем Белов. – Но мы успешно их преодолели - были наполнены музыкой. Мне пришлось переосмыслить природу струнно-смычковых инструментов и перевести партитуру на народно-инструментальную основу. Кларнеты и баян – четкий штрих, придающий произведению митрополита Илариона особую выразительность. Для мощи звучания добавили литавры – мне показалось, что введение такого элемента не будет лишним. Очень хочется узнать мнение автора по поводу интерпретации произведения, которое звучит на лучших сценах Европы, США, России. Буду счастлив усовершенствовать партитуру!

- Надеюсь, что осенью мы повторим опыт исполнения «Страстей по Матфею» непосредственно с участием митрополита Илариона, - говорит Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. – Он лично дал мне свое согласие.

Кстати

Оратория «Сирасти по Матфею» была впервые представлена слушателям в марте 2007 года в Москве в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II в большом зале Консерватории. Ее исполнили Хор Государственной Третьяковской галереи и Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева.

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
46 минут назад
Сообщение об их пропаже появилось на форуме ПСО «Сальвар» се...
8 минут назад
Мужчина не стал жаловаться, но решил донести до земляков «ин...
сегодня, 20:37
Такова официальная статистика обращений за медицинской помощ...
сегодня, 20:00
Судебные приставы «поймали» должника с помощью спецоборудова...

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 691